«Мы очень отстаем от западных коллег»: как в казанских школах помогают детям с ОВЗ

«Мы очень отстаем от западных коллег»: как в казанских школах помогают детям с ОВЗ
В Казани универсальная доступная среда создана в 159 образовательных
учреждениях. Здесь обучаются 1 011 детей с инвалидностью и 703 ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья. Однако этого все еще недостаточно.

На сегодняшний день на территории столицы Татарстана работает 542 муниципальных образовательных учреждениях. В них обучаются почти 2 тысячи детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

— Уровень заботы о людях с ограниченными возможностями говорит о цивилизованности государства. Сегодня мы видим позитивные подвижки в данном направлении. В Казани адаптируются общественные пространства, социальные объекты и объекты торговли. Большая работа ведется также в детских садах, школах, — отметил начальник Управления образования Казани Ирек Ризванов во время совещания, посвященного реализации программы Доступная среда в столице Татарстана. 

За последние годы обучение прошли 778 педагогов и 78 воспитателей, однако, по словам мэра Казани Ильсура Метшина, кадров для инклюзивного образования все еще не хватает. Градоначальник поручил оценить потребность образовательных учреждений в тьюторах и ассистентах учителей, а также привлечь к решению проблемы казанские вузы. 

«Мы очень отстаем от западных коллег»: как в казанских школах помогают детям с ОВЗ

— Если проблему с оборудованием мы можем решить с помощью денег, то вот проблему с ассистентами решить труднее. Поэтому мы собираемся ввести специальную номинацию в конкурсе «Учитель года». Для педагогов, которые работают с особенными детьми, — сообщил градоначальник. — Организацией инклюзии в школах мы начали заниматься только пять лет назад. Это была для нас новая работа, поскольку ранее обучение детей с инвалидностью проходило в коррекционных школах. Надо признать, что мы в стране очень отстаем от западных коллег — у них уже есть успешный опыт, и нам нужно его перенимать. То, что порядка 2 тысяч детей с ОВЗ уже получают образование и включены в общеобразовательную среду, — это уже большое начало работы, которое стоит продолжать.

Универсальная доступная среда создана в 159 образовательных учреждениях Казани. Параметры доступности закладываются сразу при постройке новых школ. Старые же образовательные учреждения адаптируются при капитальном ремонте, там, где это позволяет характеристика здания. В каждой такой школе есть лифты, пандусы, кабинеты психолога, адаптационные классы и другие элементы доступности. 

— Результаты наших школ не остаются незамеченными. В этом году школа №156 стала победителем в номинации «Лучшая система специальных условий для обучающихся с ОВЗ» всероссийского конкурса «Лучшие инклюзивные школы России». Большая гордость в том, что эта образовательная организация без какой-либо помощи сами заботятся об особенных детях, — рассказал Ризванов.

Что такое ОВЗ? 

Ограниченные возможности здоровья не стоит путать с инвалидностью. Безусловно, оба эти термина предполагают наличие патологии или заболевания, которое ограничивает возможности ребенка. Однако если инвалидность ставит врач, то справку о ОВЗ можно получить только после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии.  

После прохождения комиссии у ребенка с ОВЗ есть четыре пути дальнейшего обучения: обучаться в коррекционной школе, обучаться на дому, обучаться в адаптированном классе или обучаться в обычной школе.

Коррекционную работу проводят и дошкольные учреждения. В Казани открыто более 600 групп для 10 тысяч детей с разными отклонениями. Поэтому в школу они уже приходят подготовленными и могут обучаться вместе со всеми. 

«Просто другие»

По инклюзивной системе работают 45 базовых школ, где наравне со здоровыми детьми обучаются ребята с нарушениями интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Но есть случаи, которые требуют создания специальных условий. Например, при занятиях детей с расстройством аутического спектра. Именно для таких детей в школе № 86 были открыты специальные классы. 

«Не такие, как все»: как в казанских школах помогают детям с ОВЗ

Кабинеты для занятий школьников выполнены в светлых тонах, чтобы они чувствовали себя комфортно. На полках расставлены игрушки, мыльные пузыри, книжки, раскраски. Каждая парта принадлежит конкретному ученику. Чтобы дети не путались, на школьной мебели приклеены их фотографии.  

Также для детей обустроена специальная комната для отдыха, где они могут поиграть, посмотреть мультики или просто отдохнуть на мягких пуфиках. 

Но в специальных классах дети остаются ненадолго. Здесь происходит адаптация. Уже к началу второй четверти ребята учатся в обычных классах. 

«Не такие, как все»: как в казанских школах помогают детям с ОВЗ

По ресурсной модели для детей с расстройством аутического спектра работает еще две школы: №1, №97. 

При открытии специальных адаптационных классов Управление образования Казани руководствуется несколькими критериями: 

— учреждение должно находиться на равной удаленности от всех учащихся;

— школа не должна быть перегружена;

— школа должна иметь достаточно кабинетов; 

— коллектив школы должен быть готов осуществлять работу с детьми с особенностями.

Но несмотря на все успехи, для желаемого результата сделать еще нужно многое. Перед мэрией стоит задача сделать жизнь маленьких горожан еще лучше.


Читайте также: Как исполняются детские мечты: в Казани прошел фестиваль «Добрая волна»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *