«Народная инициатива», «Эковесна», Союз отцов, скауты: чего добились общественные организации в Челнах

почему одни движения затухают
KazanFirst разбирается, почему одни движения затухают, а другие развиваются.

Лидер базирующегося в Набережных Челнах Регионального экологического общественного движения «Народная инициатива» Роман Ваганов подвел итоги работы за 2021 год. Составил список выполненных дел. Прочитал его и сам удивился, как много удалось сделать всего за год. Судите сами. 

Трехлетняя переписка с Минздравом Татарстана завершилась открытием нового фельдшерского пункта в деревне Малая Шильна. На деньги, собранные экодвижением, закупили и на детских площадках установили две велопарковки в деревне Белоус, а в Малошильнинском поселении все медпункты оснастили приборами для диагностики коронавируса. На берегах Лебяжьих озер высадили 500 саженцев ели, а у поселка Новый на площади 0,8 гектара – 3500 желудей дуба черешчатого, желуди активисты собрали сами. В лесах и полях выявлено тринадцать незаконных свалок отходов, большинство их ликвидировано по предписаниям Минэкологии Татарстана. Два гектара акватории Нижнекамского водохранилища перестали быть «землями сельхозназначения Тукаевского района» и возвращены в собственность России. И это еще не полный список.

«Народная инициатива», «Эковесна», Союз отцов, скауты: чего добились общественные организации в Челнах

Мы стали интересоваться, а что конкретно удалось сделать другим общественным движениям. Выяснилось, что здесь совсем иные «успехи». Три некогда массовые организации – скауты, Союз отцов и «Эковесна» — фактически прекратили работу. Есть надежда, что прекратили лишь на время, но все же.

— Скауты выросли, и среди них не нашлось лидеров, способных продолжить наше дело, — говорит отец-основатель скаутского движения в Челнах, известный в Татарстане доктор Александр Зотов

Но затухнув в Челнах, это движение дало прочные надежные побеги в других городах. 

— В 2005 году я специально ездил в Челны, встречался с Александром Николаевичем (Зотовым), изучал эту организацию, — рассказывает руководитель скаутов в Елабуге Камиль Рахматуллин

А руководитель скаутов в Казани Аида Горбунова сама в прошлом челнинский скаут. Списочно отряды в Елабуге и Казани небольшие – 45-46 человек. Но это на самом деле организационное ядро. Кода они идут походами в лес, к ним примыкают сотни детей. И реальные дела у скаутов не игрушечные. 

— Мы выигрываем гранты правительства республики и на них реализуем наши проекты. Последний наш проект – это фестиваль игр народов России, — рассказала Горбунова. 

Чтобы понять, насколько важен такой фестиваль, посмотрите в окно на двор. Например, в Челнах дети, как правило, не знают, чем там заняться.

— Нескольких детей от 14 лет летом трудоустроили через Центр занятости, а еще мы частично благоустроили Танайский водопад. Своими силами. В этом году мы выиграли местный грант на 200 тысяч рублей и в следующем году завершим благоустройство уже «по-взрослому». Там будут лестницы для спуска к водопаду, смотровая площадка, — поведал Рахматуллин. 

«Народная инициатива», «Эковесна», Союз отцов, скауты: чего добились общественные организации в Челнах

Кстати, частично переняли находки Союза отцов. В свое время здесь придумали квест – улично-интеллектуальную семейную игру, одним из заданий которой было изучение собственного рода.

— У нас ребята посмотрели на «дерево» одного из родов и кто-то сказал: «Смотрите, как здорово! Семья здесь, а ее корни по всей России!» – рассказывает Горбунова. 

Сам Союз отцов «сдулся» по двум причинам. Отец-основатель организации — ее бывший лидер в Челнах Юрий Соленов стал сначала лидером в Татарстане, а потом исполнительным директором Союза отцов России и уехал в Москву. Но есть вторая, куда более серьезная причина. Советы отцов в школах почему-то оказались лишними с точки зрения школьного руководства и руководства учреждений в исполкомах. По крайней мере это так в городах юго-востока Татарстана. Сейчас появляются и уже появились люди, которые хотят восстановить структуры Союза отцов. На юго-востоке за эту работу взялся семейный психолог Фанис Набиуллин, а по словам Соленова, намерение восстанавливать советы отцов высказал и известный предприниматель-благотворитель Адель Загретдинов.

Движение «Эковесна» подкосила затянувшаяся пандемия, его массовые сезонные экофестивали пока невозможны. Но если вдуматься, то все беды даже очень полезных общественных движений проистекают из-за не всегда правильного, порой недружественного к ним отношения со стороны государства, а конкретно чиновников.

— Взаимодействие общественных организаций и власти плодотворно, когда власти относятся к общественным организациям как к помощникам, а не как к потенциальной оппозиции, — подмечает основатель челнинской организации Всероссийского движения «Мусора больше нет» Гузель Красноперова

Кстати, ковид несколько подкосил и эту организацию — ее активисты больше не выходят на уборки в парки и скверы. Но благодаря этому движению уже в 30 челнинских школах работают экоклассы. Движение занимается также организацией «точек» раздельного сбора отходов в городе и в Тукаевском районе. На этой стезе движение не находит полного взаимопонимания с Региональным оператором по обращению с ТКО.

— Даже ко мне были претензии, – признается бывший главный педиатр Челнов Александр Зотов. 

«Народная инициатива», «Эковесна», Союз отцов, скауты: чего добились общественные организации в Челнах

Оказывается, его несколько раз вызывали в разные кабинеты и требовали переименовать его детско-подростковую организацию. Мол, что это еще за скауты в России?! Видя, что движение в Челнах затухает, Зотов высказал идею:

— Нужно в школах в каждом классе с помощью психологов и педагогов выявлять лидеров среди детей. Есть дети – лидеры по складу характера, но сами дети этого еще не осознали. С помощью таких детей в классах надо создавать секции, клубы, кружки, чтобы дети занимались тем, чем они сами хотят!

Идея дает возможность занять детей интересным делом и отвлечь их от убийственных компьютерных игр. Кроме того, выявляются лидеры в таком количестве, что из-за их отсутствия движения не будут тухнуть.

— Да вы шутите, что ли?! Психологов в школах не хватает, работы и у нас, и у учителей море, постоянно надо писать отчеты, выполнять срочные задания руководства школы, руководства управления образования, исполкома города, министерства. На моих глазах в одной из школ у завуча случился инсульт, лицо перекосило. Она до трех часов ночи писала отчет, а в семь утра уже была в школе. Это был ее почти обычный график. Мы своими прямыми обязанностями не успеваем заниматься, а вы еще лидеров нам хотите навязать, — так среагировала на идею Зотова школьный психолог. 

В бюрократическую систему идея не вписывается. Лидер «Народной инициативы Ваганов, реализуя задачи организации, часто просто вынужден идти против «шкурных» интересов конкретных чиновников и нужных этим чиновникам людей. Но Ваганов — юрист, а его помощники — это не только неравнодушные люди, но и сотрудники прокуратуры, судов, надзорных органов. От чиновников Ваганову и его организации ничего не нужно. Как в свое время и Зотову ничего не нужно было от властей — его скауты жили и развивались в лесах.

Лидерам организаций нужно учиться работать без всякой поддержки со стороны государства. Государству нужно научиться к любой полезной общественной организации (тем более не политической) относиться как к помощнику, равноправному партнеру. Знаете почему? Вот сейчас пандемия  и антиваксеры действуют активно, а противники всяких вводимых ограничений объединяются стихийно или даже сознательно, как это произошло в Челнах по инициативе одной из политических партий. А почему ни одна общественная организация и никакие волонтеры не взялись за активную поддержку вакцинации? Чиновники, ответьте на этот вопрос сами.


Читайте также: Хронические болезни чиновничьей системы: почему народ не доверяет государству


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *