«Мы в убыток работать не можем»: в новом году подорожают грузоперевозки

«Мы в убыток работать не можем»: в новом году подорожают грузоперевозки
Грузоперевозчики начали уведомлять своих клиентов о повышении цен на
транспортные услуги на 15–25%. Это повлечет за собой неизбежный рост цен на
товары.

По словам президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»  Владимира Матягина, о намерении повысить цены на услуги заявили свыше 80% компаний, состоящих в организации. Этому есть объективные причины — подорожание топлива, комплектующих, техобслуживания, растущая налоговая нагрузка. 

Председатель правления объединения перевозчиков г. Казани Владислав Абрамов объяснил, какие факторы сегодня влияют на удорожание услуг грузоперевозок. Во-первых, современный автопоезд стоит больших денег — 15-20 млн рублей. Для покупки приходится брать кредит либо пользоваться услугами лизинга. Рассчитаны такие грузовые средства на 3-5 лет эксплуатации, за это время предприниматели успевают расплатиться по кредитам, но стоимость самого автотранспорта возрастает. Эти траты грузоперевозчикам приходится перекладывать на стоимость перевозок. 

Вторая причина — рост стоимости на топливо. По словам Абрамова, повышение стоимости гораздо выше декларируемого государством — на самом деле оно растет на 20-25%. 

И, в-третьих, растут налоговые и неналоговые платежи — становится больше платных дорог. 

«Мы в убыток работать не можем»: в новом году подорожают грузоперевозки

— Когда в 2015 году вводили Платон (система взимания платы с грузовых автомобилей. — Ред.), нас не поддержал никто, все говорили: «Вы большие, портите дороги, так вам и надо». И каждый гражданин России отплатит за это рублем. Когда человек приходит в магазин и покупает продукты питания, там будет стоимость Платона, там будет стоимость платных дорог и повышения цен на топливо, — подчеркнул Абрамов.

Грузоперевозчик признался, что с некоторыми клиентами сотрудничает много лет, цены на перевозки поднимать не хочет, но просто вынужден это сделать, чтобы сохранить ликвидность бизнеса. 

К тому же грузоперевозчикам необходимо повышать оплату труда. 

— У нас за рулем трудятся водители. Престиж рабочей специальности падает, молодые люди не хотят идти на это, потому что работа трудная, сейчас гораздо проще заработать эти деньги, печатая пальчиками на клавиатуре, находясь в тепле. А труд водителя, конечно, сложный. Чтобы остаться конкурентоспособным, приходится предлагать оставшимся водителям зарплату выше рынка. С увеличением зарплаты расходы на налоги тоже растут. И все это повышает стоимость перевозок, — отметил он.

По его оценкам, стоимость услуг необходимо повысить на 50%, но грузоперевозчики не могут этого сделать, ведь платежеспособность клиентов тоже ограничена.

— Сейчас очень трудно прогнозировать, на сколько именно вырастут грузоперевозки, но на 10-15% цена будет повышена точно. Это не наша жадность и не наше желание. Чтобы остаться рентабельными, нам нужно повысить стоимость на 50%, но мы этого не делаем, потому что просто не можем. Мы уменьшаем свою рентабельность и находим другие способы снижения расходов, — поделился Абрамов.

Решить проблему выделением субсидий или каких-либо одноразовых мер не получится, уверен Абрамов. Для этого нужно мыслить глобально — уменьшать налоги, поднимать экономику, но очень сомнительно, что такое произойдет. Для того, чтобы получить услуги перевозчиков по максимально низкой цене, он рекомендует обращаться к ним напрямую, минуя многочисленных посредников.

По мнению Абрамова, действия Минтранса носят декларативный характер.

— Они не являются рупорами нашей воли, наших желаний. Они — представители государства. Государство желает поиметь с нас побольше денег. О развитии отрасли у них вопрос не стоит. Поэтому в искренности Минтранса я абсолютно не уверен, — убежден он.

«Мы в убыток работать не можем»: в новом году подорожают грузоперевозки

Обслуживание автомобилей тоже дорожает, потому что все автомобили, которыми пользуются грузоперевозчики, импортные, и из-за слабости отечественной валюты им приходится тратить колоссальные средства на запчасти и расходные материалы. Абрамов также упомянул, что некоторые перевозчики в целях экономии обращаются к недобросовестным производителям, которые удерживают низкую цену в ущерб качеству. 

— Из-за этого страдает безопасность дорожного движения, происходят аварии и поломки автомобилей на дорогах, поэтому я рекомендую обращаться к проверенным производителям запчастей, — посоветовал он.

Председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников подтвердил, что услуги действительно вырастут в цене.

 — Цены на топливо, на запчасти, на грузовики тоже растут. Мы в убыток работать не можем, — признался он.

Сотников считает, что подорожание топлива — лишь верхушка айсберга, а сама проблема гораздо глубже. Чтобы снизить затраты, нужно применить целый комплекс мер, включая формирование базы производителей, которые могли бы обеспечить импортозамещение дорогих зарубежных грузовиков. Главная статья расходов — это, конечно, цена автомобиля. Учитывая, что траты сопряжены с налогом на ввоз транспортного средства и утилизационный сбор. Оказала свое влияние на этот процесс и пандемия. Из-за локдауна ухудшилась и увеличилась по времени логистическая цепь поставок. Зарубежные санкции тоже не прошли мимо — необходимые запчасти очень трудно достать. 

Сотников беспокоится, что государственные структуры не заинтересованы в контроле цен. Замечают проблему, только когда товары в магазинах начинают дорожать, а при росте цен на логистику это неизбежно. Цены на продукты уже обгоняют годовую инфляцию. В рыночной экономике, когда спрос рождает предложение, нужно ориентироваться на платежеспособность потребителя. А для этого необходим глубокий анализ процессов экономики, необходимо корректировать налогообложение. 

«Мы в убыток работать не можем»: в новом году подорожают грузоперевозки

Эксперты предупреждают: цены на перевозимые товары вырастут не сразу, этот процесс растянется.

— Конкуренция в разных отраслях достаточно высокая, и компании вряд ли будут повышать резко цены, опасаясь недовольства клиентов, их ухода к конкурентам, — спрогнозировал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Скорее, часть выросших затрат на грузоперевозки бизнес будет брать на себя, а часть – закладывать в отпускную цену, то есть на конечного потребителя. Возможно, будут как-то изменены меры регулирования, чтобы снизить рост цен, однако полностью его не остановить, ведь инфляция никуда не исчезает. 

По мнению Баранова, меры поддержки могут заключаться не только в прямом выделении бюджетных средств, но и в различных организационных и административных мерах, например, в виде предоставления государственных гарантий перевозчикам для привлечения заемного финансирования. 

— Но поддерживать придется не только перевозчиков, но и другие отрасли, экономическое положение которых может ухудшиться в связи с ростом стоимости грузовых перевозок. Причем эта поддержка не должна ухудшить конкуренцию в том или ином бизнесе. Но и самим грузовым компаниям необходимо повышать эффективность деятельности, чтобы частично компенсировать увеличение стоимости перевозок, — резюмировал эксперт.

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов заметил, что на рынке уже сократилось количество малых частных компаний-перевозчиков — активны в основном крупные московские компании. 

— Инфляция — это мировой тренд, цены растут не только на услуги перевозчиков. Растет и социальное неравенство населения. Грузоперевозки — это кровеносные сосуды материальной экономики, а это нужно учитывать, — подчеркнул экономист.

«Мы в убыток работать не можем»: в новом году подорожают грузоперевозки

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев напомнил, что маховик инфляции раскручивается, поэтому странно надеяться, что цены на услуги грузоперевозчиков не будут расти. Перевозчики не живут в каком-то отдельном мире — для них точно так же увеличились цены на топливо, запчасти, обслуживание. 

— В стране инфляция, измеряемая двузначными числами, и как бы ни пытались лукавить статистические органы, мы, граждане страны, эту инфляцию на своем кошельке ощущаем ежедневно. Самое страшное, что рост цен происходит в первую очередь на товары постоянного, ежедневного потребления, не говоря уже о том, насколько сильно взлетели цены на такие покупки, как недвижимость, автомобили, — перечислил политик.

Этот замкнутый круг инфляции могут остановить только комплексные меры правительства, считает Михеев. Простого решения нет, нельзя допустить, чтобы управленцы исправляли свои ошибки усилением налогового бремени для граждан или малого бизнеса.

— Повышение цен на перевозки приведет к следующему витку этой инфляционной спирали. Остановить этот процесс одномоментно невозможно, но можно постепенно затормозить, в том числе за счет изменения налогообложения производства, продажи и экспорта топлива, за счет ограничения торговых наценок, а также за счет прямых соглашений между правительством и производителями топлива об установлении предельных цен, — резюмировал заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *