Пандемия научила жить по-новому: чем удивляли зрителей казанские театры

Прошедший год подарил множество театральных событий. Горожане увидели более 1500 постановок
Прошедший год подарил множество театральных событий. Горожане увидели более 1500
постановок, 50 из которых были премьерными. Однако нельзя сказать, что 2021-ый
был легким для столичных коллективов.

В условиях пандемии театральные коллективы и вся сфера культуры столкнулись с серьезными вызовами, которые ударили по их экономике. 

Казанский театр юного зрителя 

Казанский ТЮЗ существует с 1932 года, радуя зрителей добрыми сказками и поучительными историями из жизни. В репертуаре постановки в жанре комедии, сказки, мелодрамы.

Всего на сцене театра состоялось 8 премьер. Больше всего зрители выделяют аудиоспектакль «Ночной трамвай», поставленный Радионом Букаевым по пьесе Зои Рутер. Билеты на постановку раскупаются моментально. Это неудивительно, ведь спектакль доказывает, что для современного театра нужна лишь хорошая история — действие может разворачиваться и в полутемном трамвае на городских окраинах. Актеров тут нет, зато есть голоса Саши Белова, его мамы и даже первой любви, которые вы слышите в наушниках.

С таким же восторгом зритель принял «Иваново детство» режиссера Антона Федорова. На сцене режиссеру удалось показать войну без пафоса, такой, какой ее видит еще ребенок Иван. Кстати спектакль имеет пять номинаций на «Золотую маску — 2022»: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера», «Работа художника», «Мужская роль», «Мужская роль второго плана». Победителей объявят 20 апреля. Кроме того, «Иваново детство» стало номинантом Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». 

ТЮЗу удалось получить несколько наград: ежегодная театральная премия министерства культуры РТ «Тантана»-2021 («Триумф») — «Лучший спектакль для детей»: «Nедоросль» по пьесе Д.И.Фонвизина, режиссер Петр Норец. Артистка Мария Мухортова за роль Софьи в спектакле «Nедоросль» получила спецприз от Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

На площадке ТЮЗа прошло сразу два фестиваля — Всероссийский фестиваль детских театральных коллективов «Поколение NEXT» и режиссерская лаборатория по произведениям Евгения Шварца.

Итоги года: чем запомнился 2021 год казанским театрам

«Поколение NEXT» — фестиваль всероссийский фестиваль детских театральных коллективов. Два года назад он состоялся в первый раз, но тогда имел статус республиканского. В этот раз 120 заявок поступило из 30 регионов России, а также Белоруссии и Казахстана, так что теперь фестиваль разросся не только до масштабов страны, но и стал международным.

Режиссерская лаборатория по произведениям Шварца прошла в стенах ТЮЗа впервые. Мероприятие было приурочено к 125-летию со дня рождения драматурга. Известные и опытные театральные режиссеры Артём Устинов, Петр Шерешевский, Дмитрий Егоров за 5 дней поставили с артистами театра эскизы спектаклей «Снежная королева», «Тень» и «Шварц, человек, тень» (по пьесе Маргариты Кадацкой). Спектакль «Тень» первым вошел в репертуар театра по итогам лаборатории.

Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля

Театр оперы и балета — один из крупнейших музыкальных театров России. Основу его репертуара составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. 

Не изменяя своим традициям театр провел XXXIX Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина. На его открытии прозвучит опера «Паяцы» в концертном исполнении. Интересно, что впервые опера «Паяцы» в Татарском театре оперы и балета была представлена в 1943 году, затем постановки состоялись в 1958, 1963 и 1973 годах. Таким образом, зрителям Шаляпинского фестиваля-2021 представится возможность услышать знаменитую оперу, не представленную в репертуаре на протяжении нескольких десятилетий.

Участниками шаляпинского фестиваля стали около 40 приглашённых певцов и дирижеров, представляющих ведущие театры России: Большой, Мариинский, Михайловский, «Новую Оперу», Музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, оперные театры Екатеринбурга и Красноярска и др., а также участники из США, Италии и Белоруссии. 

Прошел и ежегодный фестиваль современного балета #StagePlatforma под руководством премьера Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля Олега Ивенко. Его программа была разделена на два дня. В первый день зрителям был представлен классическая хореография. А вот на второй день было оставлено «самое вкусное» — современная хореография в исполнении танцоров ведущих театров. Большинство композиций будут исполнены впервые в Казани. 

Итоги года: чем запомнился 2021 год казанским театрам

Не обошлось и без премьер. «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского в хореографии Мариуса Петипа, наверное, была самой громкой для театра. Билеты были раскуплены моментально. 

Примечательно то, что балет уже ставился на сцене театра в 1959 году. Новая «Спящая красавица» в редакции художественного руководителя ТАГТОиБ им.М.Джалиля Владимира Яковлева отличается от первой версии тем, что ее первое действие постановки пройдет в эпоху Людовика XIV, а второе — спустя 100 лет, в эпоху Людовика XVI. 

Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова 

В этом году театр имени В.И. Качалова отпраздновал свой юбилей — 230 лет. Сегодня это один из крупнейших театральных коллективов страны, являющийся центром русской театральной культуры в столице многонационального региона. В репертуар театра входят постановки, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики и современной драматургии. Также на сцене играются и спектакли для детей. 

Хотя и в театре состоялось всего лишь две премьеры — «Королева красоты» и «Васса», но большой отклику у публики они вызвали. Премьера «Королева красоты» состоялась на малой сцене театра. Пьеса является современная притча о деструктивной семье, несбывшихся надеждах, никчемности жизни и отчаянии стала откровением для публики. И даже на мгновение обозначившаяся надежда здесь сразу же разбивается о реалии жизни.

В мае была представлена премьера «Васса» по пьесе Максима Горького. Постановка посвящена жизни богатой судовладелицы Вассы Железновой. Она руководствуется преимущественно интересами своего дела, чтобы иметь возможность обеспечить благополучие семьи. Однако в результате ее дети оказываются обделены вниманием и материнским теплом. Впрочем, ни один герой не может конкурировать с ней в выдержке и силе характера. Неожиданный финал способен удивить зрителя.

Пандемия научила жить по-новому: чем удивляли зрителей казанские театры

Кстати, премьера спектакля стала завершением второго Качаловского театрального фестиваля. Фестиваль открылся  сценической композицией «Семейное счастие», которую представили артисты театра «Мастерская Петра Фоменко», которые представили казанской публике сценическую композицию «Семейное счастие» по одноименному роману Льва Толстого. Также во время фестиваля казанцы могли посетить спектакли петербургского театра «Балтийский дом» и московской «Студии театрального искусства». 

Качаловцы участвовали еще в одном крупном фестивале — всероссийский фестиваль «Вперед к Островскому!». Фестиваль прошел в Санкт-Петербурге на сцене театра «Балтийский дом». 

2021 год принес немало и побед Кочаловскому театру. Пожалуй, одна из самых крупных —   специальная премия Национальной театральной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», которая была вручена  художественному руководителю-директору театра Александру Славутскому. 

Татарский Государственный Академический Театр им. Галиаскара Камала

Свою историю театр начинает с первого сыгранного спектакля на татарском языке в 1906 года. Сегодняшний репертуар театра довольно широк и многообразен. Он включает в себя спектакли по пьесам классиков русской, татарской и зарубежной драматургии и современные произведения татарских авторов. Кроме того, ставятся пьесы по мотивам книг зарубежных писателей.

Этот год стал для Камаловского театра годом потрясений. Старейший национальный театр переезжает. Квадратное футуристическое сооружение, увенчанное похожей на трамплин надстройкой на крыше быстро стало одной из архитектурных достопримечательностей столицы Татарстана. Поэтому новость о его переезде стала потрясением. Причиной назвали то, что команде нужно больше рабочего пространства, площадок для репетиций и многое другое. В июле 2021-го объявили международный открытый конкурс на разработку эскизного проекта нового здания театра, который построят на улице Хади Такташа. В октябре жюри выбрало восемь консорциумов, которые могут разработать концепцию нового здания театра Камала. Среди них как всемирно известные бюро (например, Захи Хадид), так и казанские команды (Bespoke Architects). Победителя объявят в феврале 2022 года по итогам заседания экспертного совета и жюри.  

Но несмотря на это, театр на протяжении всего года радовал своих зрителей. На сцене было сыграно две премьеры — «Мальчик, волк и Шумбай» и «Женюсь». 

Пандемия научила жить по-новому: чем удивляли зрителей казанские театры

Театр также стал площадкой для международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». Это единственный крупный фестиваль национальных театров в России, на котором можно увидеть постановки из разных стран. В этом году в Казань свои постановки привезли коллективы из Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и национальных республик России. В этом году XV фестиваль «Науруз» прошел бы в двух форматов: онлайн и офлайн. Спектакли театров, которые не смогли добраться до Казани из-за ковидных ограничений, транслировались на сайте театра Камала. Некоторые постановки далеки от классических: фантасмагорические сказки, хорроры, документальные постановки, интерпретации легенд, истории о любви, верности, политике, поиске себя, переосмыслении национальной культуры. Фестиваль посетили около 1000 участников

Также камаловцы приняли участие в московском фестивале «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Лауреатами фестиваля стали молодые режиссеры Айдар Заббаров, Никита Кобелев и Андрей Калинин. 


Читайте также: Главные события года: мнения татарстанцев


Comment section

Добавить комментарий

Войти: