«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление

Помимо всего прочего
Помимо всего прочего, очередной законопроект Клишаса-Крашенинникова даст
губернаторам полный контроль над мэрами.

Вскоре (26 января. — Ред.) депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении законопроект о местном самоуправлении, который внесли председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. У собеседников KazanFirst нет никаких сомнений в том, что в конечном итоге он будет принят.

Документ этот предполагает фактическую ликвидацию местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений. Муниципальными образованиями будут считаться только городские и муниципальные (районные) округа, а также внутригородские муниципальные территории трех городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Муниципальные органы власти городских и сельских поселений, в том числе советы, упразднят. Выборов местных глав и депутатов в период реализации норм закона, то есть с 2023 по 2028 годы, не будет.

В пояснительной записке указано, что в основу реформы заложен переход от территориального принципа формирования муниципалитетов к принципу «привязки к населению», то есть округа образуются исходя из численности и плотности населения.

– Учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, такой подход позволит повысить эффективность органов МСУ, укрепить финансовую основу их деятельности, – говорится в документе.

«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление

По словам Андрея Клишаса, проект федерального закона направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации и подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти.

– Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой местного самоуправления, – сказал Крашенинников.

Что еще интересно, согласно законопроекту губернатор сможет самостоятельно предлагать глав округов, при этом выборы главы депутатами предлагается отменить. Более того, руководитель субъекта сможет отстранять главу муниципального образования или местной администрации от должности. Если говорить простыми словами, глава региона получит право ставить и снимать мэров. Причем это практически аналогично праву, которое получает президент в отношении губернаторов согласно другому законопроекту тех же авторов.

На практике все это означает прямое усиление вертикали власти и ее централизацию. Впрочем, ничего нового, этот процесс идет уже давно и его базис был заложен еще в поправках в Конституцию.

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что этот законопроект является большим шагом назад, так как,  по сути, направлен на демонтаж местного самоуправления на том уровне, на котором оно и должно осуществляться, – на уровне небольших городов, поселков, сельских населенных пунктов.

«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление

– Ведь получается, что муниципальная власть теперь может существовать только на уровне городских округов (а это, как правило, крупные города, в Татарстане это Казань и Набережные Челны) и на уровне муниципальных районов. Но местное самоуправление должно функционировать именно на местах — это самая близкая к нуждам населения власть, а её предлагают ликвидировать. Это нелогично, это недоразумение. Невозможно эффективно осуществлять местное самоуправление на уровне крупных городов и районов. Это слишком населённые и обширные территории. Кстати, до 2005 года этот уровень власти в Татарстане входил в систему госвласти, а местное самоуправление было ниже, – напомнил Шарафиев.

Он рассказал, что в свое время ему довелось быть главой Октябрьского сельского поселения в Зеленодольском районе.

– И я могу сказать, что большую роль в моей работе играл поселковый совет, где собрались наиболее авторитетные и популярные у жителей поселка депутаты. Только при их поддержке, при тесном взаимодействии с населением мне, как главе, удавалось принимать достаточно результативные решения. Не будь в Октябрьском поселкового совета, не было бы возможности эффективно управлять. Совет или собрание депутатов на поселенческом уровне необходимы. Сейчас предполагается, что возглавлять поселения будут старосты. И они будут принимать решения, спущенные сверху. Но без поддержки хотя бы депутатского корпуса любое решение будет трудно исполнить. Да и авторитет у такого старосты будет ниже плинтуса. И вышестоящая власть потом будет сама мучиться, что ей делать с толпой малоавторитетных старост. Эта система создаст огромную пропасть между старостами и населением, – подчеркнул собеседник.

Он также указал, что этот законопроект нельзя рассматривать в отрыве от тех политических процессов, которые развиваются в нашей стране в последние годы.

– Напомню, что до 2020 года в Конституции России содержалась норма, предусматривающая, что местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях. Теперь этой нормы, обязывающей создавать местное самоуправление на поселенческом уровне, нет. И я затрудняюсь сказать, зачем это нужно было делать. Дело даже не в том, что ликвидация местного самоуправления на уровне поселения – это отход от демократии. На самом деле это отход от здравого смысла, – заявил политик.

Глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» депутат Госсовета РТ Альмир Михеев, комментируя этот законопроект, отметил, что для каких-то регионов, уступающих Татарстану в уровне социально-экономического развития и в которых не сложилась эффективная организация власти, возможно, эта новация хороша и удобна. Но для Татарстана, в котором всё работает, это, безусловно, плохо. Потому что сельский депутат, сельская власть – это ближайшая власть, до которой любой житель, даже маломобильный, всегда может достучаться, рассказать о своих проблемах. А до власти, которая находится в районе, достучаться довольно сложно, даже добраться бывает сложно из-за проблем транспортной логистики, больших территорий района.

«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление

— Поэтому законопроект оцениваю в целом отрицательно, но понимаю, что он всё равно будет принят. И в этих реалиях нам придется жить, да и Рустам Минниханов (президент Татарстана. — Ред.) высказался, что это нонсенс – двухуровневая система местного самоуправления, такого нигде нет, хотя она у нас и прекрасно работает. Будем переходить на общемировую практику, хотя считаю, что это ухудшение, — заявил собеседник. 

Глава фракции КПРФ в Госсовете РТ Фадбир Сафин так же убежден, что законопроект в конечном итоге примут.

– Сейчас идет централизация власти сверху донизу. Первым шагом был закон о публичной власти, это второй шаг к тому, чтобы сделать вертикаль власти более управляемой. Однозначно сказать, что это плохо, я не могу, потому что управляемость должна быть. И потом, там делятся зоны ответственности – за что будут отвечать конкретно муниципалитеты, чтобы не кивать друг на друга или на региональную власть. В этом плане, пожалуй, движение вперед есть, тем более что все происходит в соответствии с изменениями, которые внесли в Конституцию.

«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление

Один важный момент, на который обращает внимание Сафин, – нужно, чтобы за полномочиями и ответственностью шли деньги, тогда все будет как надо. Повседневные проблемы людей вроде дорог, коммуникаций и благоустройства решаются на местном уровне, и для этого нужно финансирование.

– Если денег не будет, у муниципалитетов опять будут проблемы, ведь от изменения структуры это не изменится, – отметил Сафин. – Меня беспокоит еще один момент – то, что губернатор сможет снять мэра города. Но есть же примеры, когда глава какого-то района или города работает плохо, но население не имеет права его снять. Если местного главу будет назначать губернатор по согласованию с Москвой, то где будут права населения? Если людей глава не устраивает, а регион говорит, что все нормально, то как тогда быть?

Касательно сельских депутатов он отмечает, что зачастую их назначают по списку и они по факту ничего на этом посту не делают. В таком случае они действительно не нужны.

Депутат Казгордумы лидер татарстанского отделения партии «Коммунисты России» Альфред Валиев в свою очередь напомнил, что государство – это живой организм.

– И в такое трудное время, в таких условиях, в которых сейчас находится России, ничего удивительного в усилении централизации власти мы не видим, более того, считаем это совершенно оправданным. Значительно вырастет степень ответственности как исполнительной, так и законодательной власти, скорость принятия решений и их реализация. Думаем, что случайных людей или, скажем, денежных мешков, пришедших во власть исключительно для защиты своих бизнес-интересов, станет меньше, – считает собеседник.

«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление

По его мнению, в итоге вырастет уровень вовлеченности в процессы, увеличится нагрузка на депутата, персональная ответственность его и его помощников, он будет отвечать уже перед значительно большим количеством активных избирателей, будет совершенно другой спрос.

— Мы не считаем, что власть станет от народа дальше – у нас существуют ТОСы – Территориальные общественные самоуправления, которые просто обретут второе дыхание. Люди смогут гораздо более оперативно, с помощью ТОСов, решать насущные вопросы, связанные с благоустройством, и другие ежедневные проблемы. Вырастет значение общественных организаций и объединений. Ну а депутаты, пусть их станет и меньше (может быть, бюджет денег сэкономит), по-прежнему будут выступать представителями народа в законодательных органах власти и отстаивать народные интересы. Инициатива своевременная, жизненная требует широкого разъяснения и обсуждения. Будем смотреть, как она в итоге будет реализована на практике, какие будут корректировки. Россия – страна очень большая, где в каждом регионе есть свои особенности. Главное, чтобы не в ущерб народу и государству и не по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда», – резюмировал депутат. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *