В долгах у «коммуналки»: как Челны чуть не потеряли Союз художников

Чтобы спасти будущее городской живописи и ваяния
Чтобы спасти будущее городской живописи и ваяния, творцам пришлось фактически
заняться коммерцией.

В прошлом году Набережные Челны едва не потеряли мастеров живописи и скульптуры будущего. Конкретнее, автоград едва не лишился такого творческого объединения, как Союз художников. А все, кто хоть немного знает, что такое творческий союз, понимают, что это активная помощь и школа признанных мастеров для начинающих, растущих творцов.

— Первая официальная бумага, которую я получил, – это письмо о расторжении договора на аренду помещения и выселении нас из офиса нашей организации, — говорит избранный в прошлом году председателем Союза Ленар Ахметов.

Муниципальное помещение Союзу предоставлено бесплатно, но вот за коммунальные услуги всех своих помещений (офис, мастерские) художники платить обязаны. А за «коммуналку» накопились такие долги, которые и потащили Союз в могилу. Однако, судя по всему, челнинцам повезло. Новый председатель Союза (в отличие от своего предшественника) оказался не просто творческой личностью, но и человеком со способностями управленца и жилкой предпринимателя.

— Долг образовался во многом потому, что художники не платили за свои мастерские, — сообщает Ахметов. 

В долгах у «коммуналки»: как Челны чуть не потеряли Союз художников

Когда он сам это понял, то начал активно действовать.

— Договариваюсь в Казани о проведении там выставки художника-должника с гарантированной продажей какой-то части его картин. Картины продаются, вырученные деньги мы взаимозачетом зачисляем поставщикам коммунальных услуг, — рассказывает собеседник. 

Кроме этого, в Союзе создали подарочный фонд. У маститых, заслуженных (и не только) художников всегда найдутся картины или рисунки, с которыми авторы могут легко расстаться. Хоть выкинуть. Такие картины авторы отдают Союзу, а тот их продает и вырученными деньгами оплачивает «коммуналку».

— У нас было пустующее полуразрушенное помещение, которое тоже тянуло нас на дно. Например, оно отапливалось, но не использовалось. Мы открыли там изостудию для молодых мастеров, там проводятся мастер-классы, читаются лекции. Помещение больше не убыточное, — говорит Ахметов. — Около 500 тысяч долга за «коммуналку» уже погашены.

Ну что ж, Ахметов молодец. И команда, которую он вокруг себя создал ради эффективного управления организацией, тоже молодцы. А что же «город»? Не Набережные Челны вообще, а те, кто привык называть себя «городом», то есть мэрия. В распоряжении этих специалистов огромные ресурсы. Эти люди понимают (во всяком случае должны понимать), какое значение для населения, для подрастающего поколения имеет эстетическая городская среда, которую создают как раз-таки художники и скульпторы.

— В детстве я жил на ГЭСе (в поселке ГЭС – район Челнов. – Ред.). Там возле Трансагентства стоял памятник, скомпонованный из моделей транспортных средств. Он очень сильное впечатление на меня производил! – рассказал Ахметов.

В 70-е годы прошлого века, когда строился автоград, 2-3 процента из тех государственных средств, которые выделялись строителями на проектирование зданий и сооружений, всегда отдавались на художественное оформление среды. И на стройках наравне с малярами и отделочниками трудились известные даже в стране художники и скульпторы. А что сейчас?

— В Казани всем творческим союзам выделяются субсидии из бюджета города на зарплату председателя организации и ее бухгалтера, — говорит Ахметов.

В долгах у «коммуналки»: как Челны чуть не потеряли Союз художников

Раз выделяются субсидии, значит, и осуществляется контроль за расходованием средств со стороны муниципалитета. В Челнах ничего подобного нет, зато есть «ситуация».

— Когда мы стали разбираться с долгами, то выяснилось, что многие художники отдавали бухгалтеру Союза деньги на погашение коммунальных услуг, но эти деньги куда-то делись. Будем разбираться, — приоткрывает одну из причин задолженности председатель.

При этом Ахметов обмолвился о том, что его предшественник не был в ладах с членами ревизионной комиссии организации уже в силу своего вспыльчивого характера.

Но главное в другом. Сейчас в полумиллионном городе найдется мало знатоков и ценителей живописи вообще, современной в частности, способных заплатить за произведения искусства такие деньги, которых эти произведения стоят. А создание этих произведений обходится мастеру очень дорого. Чтобы быть в форме, творить нужно каждый день, а покупателей мало. Поэтому художники всерьез говорят о том, что им приходится порой голодать, чтобы хватало денег на ботинки и краски.

— На собрании, где меня избрали председателем, были два нерядовых чиновника из исполкома города. Мы говорили им о том, что нам от «города» нужен заказ, объем работ. Они соглашались, но их больше интересовал наш долг за «коммуналку», — откровенно рассказывает Ахметов.

Складывается впечатление, что нет у нас во власти подлинных ценителей и знатоков искусства. И понимающих всю ценность этого искусства.


Читайте также: Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *