«Буллинг, эмоциональное выгорание, проблемы в семье — главные угрозы для молодежи»

На реализацию идей для молодежи в прошлом году потрачено 2
На реализацию идей для молодежи в прошлом году потрачено 2,5 млрд рублей. В
республике работает 32 молодежных центра и 224 подростковых клуба. Для тех, кто
оказался в трудной жизненной ситуации, запущен специальный центр. А в интернете
существует множество проектов, которые помогают найти интересное для себя
увлечение. Достаточно ли этого, рассказал глава Минмолодежи Тимур Сулейманов.

Нынешняя итоговая коллегия стала первой в роли министра для главы Минмолодежи РТ Тимура Сулейманова. Он сменил на этом посту Дамира Фаттахова. Последний в сентябре прошлого года перебрался на работу в Москву в Федеральное агентство по делам молодежи. 

— Результаты не вызывают полного удовлетворения. Современные вызовы требуют от нас более эффективных действий на всех уровнях. Молодежная политика сегодня — это гораздо больше, чем работа только министерства по делам молодежи. Молодежная политика — это все то, что формирует среду для самореализации молодежи, которая в итоге и определяет ценности молодого человека. Поэтому наша задача — более активно взаимодействовать с теми, кто формирует среду для жизни, развития, досуга и общения молодежи. С теми, кто уже владеет вниманием молодых, — сказал Сулейманов. 

Теперь подробнее.

Ничего для молодежи без молодежи

В прошлом году на реализацию молодежной политики было потрачено 2,5 млрд рублей. Причем 230 млн рублей было привлечено из федеральных средств. На эти деньги строились новые оздоровительные лагеря, создавались молодежные центры, проводился капремонт в подростковых клубах, было организовано более 30 тысяч мероприятий как в офлайн, так и онлайн-режиме.  

Сегодня молодежью считаются все, кому от 14 до 35 лет, — это почти треть от всего населения Татарстана. И все эти молодые люди кардинально отличаются от тех, кто родился в 60-80-х годах прошлого столетия. А значит, и подходы в работе с поколением Z и миллениалами нужны новые, уверены в республиканском министерстве по делам молодежи. 

— Подход в работе мы определили еще в 2018 году и продолжаем ему следовать. Мы считаем, что ничего для молодежи без молодежи, поэтому наша работа — вовлечь молодежь в нашу деятельность, в  разработку и реализацию проектов. Это формирует у нее чувство сопричастности и делает проекты востребованными, — подчеркнул глава ведомства. 

«Быть там, где молодежь»

В прошлом году утвердили стандарт работы молодежных центров. В зависимости от запроса местной аудитории там могут быть размещены коворкинг, звукозаписывающая студия, игровая, мастерская, общественные пространства для молодых мам или общественных движений, медиацентр и многое другое. За последние пять лет было отремонтировано порядка 60% учреждений, где проводит время молодежь. Особенно Тимур Сулейманов отметил Азнакаевский молодежный центр. Он совместит в себе и творческую арт-резиденцию, и уютную кофейню с благоустройством прилегающей территории. В этом году программа продолжится и затронет шесть молодежных центров. 

По аналогии с центрами для молодежи реализуется  и программа капитального ремонта молодежно-подростковых клубов. За прошлый год их отремонтировано девять в семи муниципальных образованиях. В этом году ремонтные и проектные работы запланированы еще для 11 клубов в девяти районах. 

— Подростковые клубы — это ключевой инструмент нашей профилактической работы. Мы развиваем нашу сеть, чтобы каждый подросток республики имел в шаговой доступности «третье место». Где можно просто и с пользой проводить свободное время, общаться. Не собираться в подъездах, быть под заботой и вниманием наставников. Но моя задача — еще раз обратить внимание районов на то, что подростковые клубы должны работать именно с подростковой аудиторией, — рассказал о значимости клубов министр.

Сегодня в республике работает 32 молодежных центра и 224 молодежно-подростковых клуба. И наверное, у вас возникает вопрос: «А в чем между ними разница?». Объясню. Молодежный центр направлен на поддержку инициативных молодых людей, а вот подростковый клуб такую функцию не выполняет. Он направлен на социализацию подростков и их  первичную занятость.

Идти за молодежью 

В ходе коллегии Тимур Сулейманов подчеркнул значимость доступности и востребованности инфраструктуры для молодежи. 

— Продолжая делать свою инфраструктуру востребованной, мы должны помнить принцип «Быть там, где молодежь». Мы должны идти за молодежью и выходить на те площадки, где молодежь проводит свое свободное время, — заявил министр. 

Глава ведомства «по секрету рассказал», что они договорились с «Мегой» об открытии молодежного клуба прямо в здании торгового центра. Свое свободное время, как известно, современная молодежь проводит именно там. Почему? Пока остается загадкой. 

Еще один яркий пример востребованной инфраструктуры — это экстрим-парки. Такой парк был построен министерством еще в 2020 году — «Урам». В прошлом году его посетили 200 тысяч человек. Каждые выходные в парке проходили региональные и всероссийские соревнования и фестивали. 

«Быть там, где молодежь»

— Отмечу важную тенденцию — подобные объекты появляются в других районах Татарстана. Это позволит и Министерству, и руководителям муниципалитетов быть востребованными для большего числа молодежи, тех ребят, с которыми раньше у нас не было точек соприкосновения. Теперь они появляются, — сообщил Сулейманов.

Помочь, а не научить 

В прошлом году в Татарстане также активно занимались психическим здоровьем молодого поколения. Так, например, был запущен новый проект в сфере профилактики — «Свои». Он помогает подросткам в трудной жизненной ситуации. Реализуется вместе с республиканским движением «Форпост», Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, МВД по РТ. 

— Мы не просто предлагаем кружок по интересам, а вместе с психологами помогаем разобраться в причинах правонарушений подростка, помогаем найти ориентир в лице наставника. Который не «учит как жить», а помогает найти положительную социальную роль, — рассказал о проекте глава ведомства. 

Кроме того, в этом году планируется обновить 15 Центров психолого-педагогической помощи молодежи. Министр отметил, что в 30 районах Татарстана нет возможности получить личную консультацию у психолога, и предложил создать новый сервис — Цифровую службу психологической помощи молодежи. Ожидается, что служба позволит сделать психологическую помощь доступной в Татарстане.

— Буллинг, эмоциональное выгорание, проблемы в семье – все это угрозы, которые могут привести к реальным последствиям. Актуальность вопроса подтверждается и количеством звонков на Детский телефон доверия. За 2021 год поступило более 35 тысяч звонков. Нужно усиливать психологическую работу, чтобы минимизировать риски, — подчеркнул спикер.

Как работать с молодежью? 

Для современной молодежи необходимы современные методы. Сейчас встретить подростка с газетой — самая что ни на есть редкость. Теперь и журналы никто не читает. Поэтому СМИ придумывают свои способы, чтобы быть на одной волне с подрастающим поколением. Своими успехами на этом поприще поделился редактор интернет-журнала Enter Данил Губайдуллин

— У нас достаточно разная аудитория. Мы работаем начиная от креативной молодежи и заканчивая различными субкультурами. Для молодежной аудитории мы формируем позитивный контент, давая ей нечто новое. Сейчас все — ведомства, СМИ, бренды и так далее — имеют свои страницы в социальных сетях. Мы стараемся давать креативный контент. Я считаю, что при этом необходимо делать акцент на ситуативности, на событиях, которые происходят, на праздниках и различных явлениях. Например, на День студента в нашем Инстаграме мы рассказали, какие бывают студенты. Эта история хорошо разошлась, — делится руководитель издания.

«Буллинг, эмоциональное выгорание, проблемы в семье - главные угрозы для молодежи»

Вот еще несколько лайфхаков от редактора интернет-журнала Enter:

— прислушиваться к аудитории; 

— коллаборировать с различными ведомствами, организациями, людьми; 

— работать с блогерами; 

— говорить на важные темы. 

Село без людей — не село 

Одним из докладчиков на коллегии была председатель молодежи Ютазинского муниципального района Татарстана Кристина Касланова. Она родилась в деревне и, как и все подростки, мечтала выбраться в большой город. Кристине это удалось. После окончания школы уехала учиться в Санкт-Петербург. Как признается девушка, большой город помог ей раскрыться, но он также заставил задуматься, почему необходимо уезжать из родного дома для поиска самореализации. 

— И я подумала: что могу сделать для своих односельчан? Сначала на площадке дома культуры провела для них встречу с психологом. Для меня было удивлением, что люди шли. Сельские жители скептически относятся ко всему, что связано с психическим здоровьем, — поделилась своим опытом Кристина. 

«Быть там, где молодежь»

Потом в ход пошли автобусные экскурсии по селам района, работа с подростками, фонды помощи, встречи и даже подкасты с интересными односельчанами. По словам Каслановой, последний выпуск был записан с девяностолетней жительницей села. 

— Для реализации всех этих проектов я привлекла 2 миллиона рублей. Все это благодаря спонсорам и грантовой поддержке. Когда я начинала, все убеждали меня, что никому это не надо, а оказалось еще как надо. Я могу уверенно сказать, что сельская молодежь готова к чему-то новому. Работа с ней помогает сохранить людей в селах, ведь село без людей — это не село, — резюмировала Кристина Касланова. 


Читайте также: «Туризм имеет самый большой шанс на развитие там, где есть культура»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: