«Ледяной цветок»: каким быть новому зданию для театра Камала

В Казани завершился конкурс на разработку архитектурной концепции театра Камала. Как выбирали победителя и когда татарстанцы смогут воочию оценить объект - читайте в материале KazanFirst.
В Казани завершился конкурс на разработку архитектурной концепции театра Камала.
Как выбирали победителя и когда татарстанцы смогут воочию оценить объект —
читайте в материале KazanFirst.

Летом прошлого года в Татарстане решили, что старейший национальный театр России, сердце татарской культуры — театр Камала переезжает. С такой инициативой выступил президент республики Рустам Минниханов

— Есть положительное решение президента, чтобы провести в камаловском театре не просто ремонт, а более глубоко посмотреть на ситуацию. Президент дал положительное решение именно по реконструкции, а не ремонт, — сообщала руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова. 

В конце июля 2021-го на Большой сцене театра был дан старт Открытому международному конкурсу на разработку архитектурной концепции для нового дома театрального коллектива. Интерес к проекту оказался велик. Всего зарегистрировались 537 участников. Были рассмотрены заявки от 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран. Масштаб действительно оказался велик. Это отметила и актриса Чулпан Хаматова:

— Я страшно рада, что принимала участие в этом. Я страшно горжусь Казанью: масштаб конкурса, организация, участники. Когда я уезжала отсюда 30 лет назад, не думала, что Казань станет таким магнитом для лучших из лучших, где будут конкурировать самые талантливые люди. Я страшно счастлива за мой город.

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

В финал вышли восемь команд. В ноябре они посетили Казань, чтобы поближе познакомиться с татарской культурой. Во время одной из экскурсий было выбрано место и площадь будущего театра. 

— К проектированию объектов, имеющих большое значение для города, мы привлекаем международные силы. Открытые международные конкурсы становятся традицией. Набережная Кабана в ее современном виде — это тоже результат подобного конкурса. Хотя поначалу было много скептиков, сегодня Казань получила уникальную набережную, которая любима как казанцами, так и многочисленными гостями столицы. Мы ждем такой же достойный результат от этого конкурса, — поделился своими ожиданиями мэр Казани Ильсур Метшин

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

За день до объявления победителя состоялась защита проектов финалистов в прямом эфире. Члены жюри собрались в обновленном здании Присутственных мест Казанского Кремля, чтобы выбрать лучшую работу. 

— Мы знаем, что архитекторы глубоко поработали с проектами, — сказала перед началом заседания жюри сопредседатель экспертного совета, помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова. — Совместно с театром было разработано функциональное задание. В рамках подготовки итоговых проектов прошло более 45 многочасовых консультаций со специалистами. Проекты рассматривали как с позиции технической реализации, так и с точки зрения соответствия контексту, символам и так далее. 

Заседание началось. Каждая команда говорила о философии своих проектов, берега Кабана, о том, как здание будет растворять внешнее и внутреннее, как архитектура учитывает историю, татарские элементы, свет и тень, делилась тем, что их вдохновило на создание проектов. 

— Нам было так интересно читать и слушать татарские детские книжки, особенно «Шурале», — признался консорциум под лидерством ООО «Метрополис». 

Одни предлагали сделать театр, по форме напоминающий хасите — старинное украшение богатых татар. Другие — украсить здание крупными мазками с национальным орнаментом. Третьи считали необходимым, наоборот, ненавязчиво обыграть соответствующие детали в колористике залов, деталях оформления фасадов и интерьеров. 

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

Не обошлось и без дискуссий. Одна из них возникла на фоне вместимости театра. Мэр Казани посчитал, что 600 мест – слишком мало для такого огромного театра. 

— Это идеальное количество зрительных мест — 600, — ответил Метшину главный режиссер театра Фарид Бикчантаев

— Для драматического театра 600 человек — это хорошая, оптимальная площадка, — поддержала его министр культуры республики Ирада Аюпова.

После того как все проекты были представлены экспертному жюри, началось самое трудное – выбор победителя. Обсуждение длилось всю ночь. Решение приняли только под утро. 

— Это редкий конкурс, мы его обсуждали до часа ночи. Стартовали наши обсуждения в 10 утра. Насыщенный у нас день получился, — делится градоначальник. — Но я не жалею. Это на самом деле большой праздник для всех нас. 

Однако имя победителя было названо лишь на следующий день на пресс-конференции. Им стал консорциум под лидерством ООО «Ваухаус», в состав которого вошли Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия). 

— Наши мнения разошлись. У меня было свое мнение, кто должен был выиграть. Однако все было честно, мы учитывали все голоса. С преимуществом 0,7 балла выиграл японский проект. Всего в голосовании приняло участие 37 человек, — объявил победителя мэр. — Если честно, то мне больше всех понравился проект Bespoke. Для меня было неожиданностью, что победил вот такой модерн. Не классика, как предлагал Bespoke, а такой авангард. 

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

 Ирада Аюпова заявила, что конкурс помог популяризировать культуру Татарстана и его наследие. 

– Благодаря этому конкурсу весь мир приобщался к нашей культуре. Это очень важно для поляризации нашего наследия. Я бы хотела поделиться своим счастьем. Мне очень повезло, что за четыре года мы построили два театра. И, безусловно, вишенка на торте — этот конкурс, который мы проводим, — говорит министр культуры. — Все пишут: зачем это? Почему? Но я хочу сказать, что мы оставляем свой след в истории. У нас есть будущее! 

Победители предлагают создать стеклянное здание с наклонными плоскостями по аналогии с крышей советского проекта театра. На создание такого необычного здания архитекторов вдохновило озеро Кабан. Они хотели создать льдинку, ледяной цветок. В их проекте предусмотрены два входа, столько же подъемов, а также сцена на воде. Театр, по задумке авторов, должен представлять собой парк, окруженный деревьями. В фойе планируется создать полукруглые экраны, которые отражают ценности Татарстана. Победители рассчитывают, что новый театр должен унаследовать дух места. Стать преемником старого театра.

— В Казани меня поразило, как гармонично сосуществуют разные религии и культуры. Главный театр расположен на озере. И с этого места можно увидеть здание старого театра. Мы хотели создать взаимосвязь между ними, самобытной татарской культурой и традициями. Новое здание унаследует классические треугольные фасады старого здания, — рассказывает о своем детище японский архитектор Кэнго Кума

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

Также, как сообщил один из архитекторов Герман Бакулин, проект предполагает плавучую сцену, летнюю площадку для фестивалей.

— Главный зал формируется за счет балконов и стоек, чтобы убрать ощущение стен. Зал с возможностью трансформироваться в чистую черную коробку – мы сделали черную коробку, чтобы облегчить жизнь режиссеру. Предусмотрен восточный зал. Основной зал рассчитан на 600 мест, малые на 200 и еще один — на 50. В конструкции использованы простые УФ-панели, обеспечено максимальное количество естественной вентиляции, а озеленение части кровли снижает перегрев. Кроме того, фасады со временем можно менять – это не так дорого, – рассказал Бакулин.

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала
«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

Проект-победитель привлек к себе пристальное, можно сказать, придирчивое внимание жюри. Некоторым не понравилась его форма – слишком агрессивная, слишком дерзкая. А кому-то не по душе то, что здание будет сделано из стекла. 

— Сколько может стоить такое чудо и как это чудо мыть?! — воскликнул после презентации художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, член жюри.

Мэра Казани интересовал насущный вопрос: «А как убирать снег?». Герман Бакулин, который имеет большой опыт конструирования стеклянных зданий (именно он проектировал крыши для атриума Качаловского театра и здания Татэнерго) спокойно парировал: проблема снега на кровле решается правильным уклоном граней, внутренним обдувом и аэродинамическим сдуванием.

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

Встал другой вопрос: как же этот проект реализовать и получится ли его воплотить в реальность?

— Путь от плана до реализации лежит через тень, — загадочно отвечает Бакулин. — Нам надо пройти через эту тень. 

Многих также интересовала цена «ледяного цветка». По предварительным подсчетам, новое здание театра Камала обойдется республике в 7 с небольшим миллиардов рублей. 

— Это, казалось бы, большая история. Но поскольку у него площадь 37 тысяч кв. м, то у нас получается 208 тысяч рублей на квадратный метр, что вместе с оборудованием и с ландшафтом довольно умеренная цифра — он просто большой. Большой потому, что большая задача, — сказал партнер «Ваухауса» Олег Шапиро.

Точная сумма будет объявлена после экспертизы. 

«Ледяной цветок»: каким быть театру Камала

Новое здание театра появится на пересечении улиц Хади Такташа и Нурсултана Назарбаева, на берегу озера Кабан. Побывать там и воочию оценить здание зрители смогут в 2025 году. 

— Поздравляю с такой замечательной работой! На протяжении 4 месяцев архитекторы творили, созидали, а мы вместе с ними учились. Пусть такие конкурсы будут нашей доброй традицией. Пусть к нам почаще приезжают такие крупные специалисты. Надеемся, что все это в скором времени реализуется в строительное благо Казани и в наше будущее, — резюмировал Ильсур Метшин. 


Читайте также: «Даешь Эйфелеву башню»: каким видят новое здание театра Камала


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *