Что мы будем носить: смогут ли региональные бренды заменить масс-маркет

После введения санкций со стороны Запада крупнейшие бренды одежды стали стремительно покидать российский рынок или приостанавливать продажи. Поговорили с татарстанскими производителями одежды и экспертами
После введения санкций со стороны Запада крупнейшие бренды одежды стали
стремительно покидать российский рынок или приостанавливать продажи. Поговорили
с татарстанскими производителями одежды и экспертами, чтобы разобраться, кто
теперь займет освободившуюся нишу и ждет ли нас откат в 90-е.

После закрытия H&M прекратила торговлю в России компания Inditex (владелец магазинов Zara, Zara Home, Pull & Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho, Massimo Dutti). С 7 марта закрылись магазины Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Warners. Премиум-бренды Hugo Boss, Hermes, Chanel, Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton прекратили продажи в России. И даже несмотря на заявление генерального директора компании Uniqlo Тадаси Янаи о том, что одежда — это жизненная необходимость и народ России нельзя ее лишать, магазины японского бренда временно прекратят свою работу c 21 марта. 

Вероятно, в ближайшее время приостановят деятельность в России и другие зарубежные продавцы одежды. Сообщения о прекращении продаж появляются в новостях каждый день, и список компаний будет пополняться и дальше. Часть экспертов связывает причины закрытия магазинов с валютными рисками — курс рубля сейчас очень нестабилен, и продавать товар в российской валюте для компаний невыгодно. Кроме этого, у бизнесов много вопросов из-за санкций: это проблемы с таможней, вывода денег с расчетных счетов, логистикой и прочие правовые конфликты, разрешить которые может только время. Решение взять паузу кажется вполне обоснованным — никому не хочется нести убытки из-за постоянно меняющихся обстоятельств. Иначе говоря, компании ждут, пока юристы разберутся, что можно продавать, аналитики поймут, как это продавать, а финансисты решат, как принимать оплаты и выводить деньги.  

Генеральный директор группы компаний «Кориб» Председатель Татарстанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия Роста» Олег Коробченко считает, что сейчас для малого и среднего бизнеса открываются огромные горизонты, тем более что у них уже есть опыт работы в условиях ограничений и жесткой конкуренции с Китаем и Европой. И если Китай повышает цены на свою продукцию, а европейские товары пропадают с рынка, то значит у российского бизнеса есть все шансы заполнить освободившиеся ниши. 

— Самое главное, чтобы одежда была качественная, комфортная и красивая, сейчас есть много возможностей, которые нужно осваивать, — сказал политик.

Мы изучили татарстанский рынок одежды и выяснили, что в республике существует немало брендов с собственным производством. Они не такие известные, как те же H&M или Zara, но вполне способны удовлетворить спрос.

«Изделия небольших брендов всегда дороже в цене» 

Казанский бренд Tomsoyer создает базовую одежду приглушенных тонов. Как рассказал в разговоре KazanFirst сооснователь бренда Эрнест Авяканц, создатели одежды вдохновлялись японским стилем жизни ваби-саби, суть которого идеально передает фраза «красота в простоте». Еще одна особенность бренда — вся одежда создается в формате унисекс. Как признался Эрнест, вначале создавать такую одежду было довольно просто — в коллекции были только худи и штаны, но позже в линейку стали добавляться джинсы, рубашки и верхняя одежда, что несколько усложнило задачу. 

Что мы будем носить: смогут ли региональные бренды заменить масс-маркет

Эрнест считает, что вырасти из мини-бренеда в масс-маркет — задача трудная, но выполнимая. История знает примеры успешных кейсов, например, магазин 12STOREEZ, которые из локального магазина в Екатеринбурге доросли до больших показателей и открыли 50 магазинов по всей стране. Но превращение регионального бренда в масс-маркет — это вопрос инвестиций, уверен Эрнест.

— Все-таки ритейл — это довольно капиталоемкий бизнес, который не может развиваться только в онлайне. А офлайн — это всегда большие вложения, — сказал он.

Бизнесмен предположил, что уход таких крупных игроков поможет региональным производителям приобрести масштабы. Доля магазинов Inditex и H&M была большой, и их необходимо чем-то заполнить. Другое дело, что в ближайшее время сделать это будет сложно: упадет покупательная способность населения, а вместе с ней трафик в торговых центрах. 

Совладелец бренда My nude nymph Александр Петров сообщил, что пока в их компании нет полного понимания конъюнктуры рынка и планировать что-либо даже на среднесрочную перспективу сложно. 

— Мы пытаемся адаптироваться к рекламе, потому что без нее в нашей нише сложно увеличивать свои доходы. Придется переориентировать трафик с Google и Facebook на другие соцсети, которые еще не запрещены. Мы пока не понимаем, как нам это сделать без потери качества. Сейчас мы работаем над возобновлением рекламы, стараемся сделать так, чтобы эти расходы не легли на покупателя, — рассказал Александр.

Все это коррелируется с непонятной ситуацией с валютой, потому что курс напрямую влияет на стоимость изделий. Продукция My nude nymph шьется из европейских тканей, что усложняет дело.

— Если для нас все подорожает в два раза, мы не можем все эти издержки повесить на голову клиента. Мы должны понять хотя бы диапазон курса, чтобы понять, как менять ценообразование, — поделился Александр.

У My nude nymph есть офлайн-магазин в Москве, но, как сообщил сооснователь бренда, продажи в нем сильно просели. Хотя основатели бренда хотели бы расширять офлайн-присутствие, открывать новые магазины в столице и городах-миллионниках, но, как признался Александр, пока непонятны границы возможностей. 

— Очень ждем картину с кредитованием — у нашего бизнеса большая нагрузка. Надеемся на поддержку государства с точки зрения снижения процентных ставок и рефинансирования текущих кредитов, чтобы мы могли больше оборотных средств направить на развитие бизнеса, — рассуждает предприниматель.

В то время как крупные бренды уходят с рынка, My nude nymph планирует расширять ассортимент. Пока основную часть коллекции составляют купальники, одежда для дома и сна, но в планах компании запустить производство костюмов высокого качества. 

— Если сохранится текущая картина с курсом, то это снизит платежеспособность населения и ты уже задумаешься о том, надо ли покупать европейские изделия втридорога, если можно взять российский аналог, по качеству не уступающий европейским. Мы не уступаем в качестве сырья и пошива, и мы очень близки к малым и средним брендам Европы. Наверное, текущая ситуация развернет покупателя в сторону российского производителя. У людей еще осталась установка, что лучше купить одежду сомнительного качества в известном итальянском магазине, чем за те же деньги приобрести хорошее изделие российского производства. Покупатель пока не нацелен на российский продукт, но скоро ситуация поменяется и аудитория будет более лояльной к российскому продукту, — сказал Александр.

Что мы будем носить: смогут ли региональные бренды заменить масс-маркет

Проблема в том, что изделия небольших брендов всегда дороже в цене — и дело не в дороговизне материалов, а в скорости окупаемости бизнеса. У масс-маркет магазинов очень большие объемы закупок сырья, выстроенный процесс логистики, минимально кастомный (то есть ручной) пошив, использование самой дешевой, почти рабской, рабочей силы. Маржинальность такого бизнеса огромная, ведь себестоимость изделия укладывается в копейки. Пошив одной и той же футболки российскому производителю обходится дороже, чем для масс-маркет бренда. 

— Большие компании тратят огромные деньги на маркетинг. Они могут продавать некачественный продукт, но его будут покупать, потому что он хорошо пропиарен. Если взять тот же H&M — на выходе себестоимость любой их футболки 1-1,5 доллара, — рассказал Александр.

По его словам, популярность всемирно известных масс-маркетов заключается в том, что они быстрее всех подхватывают тенденции, которые задают модные дома, и копируют стиль люксовых брендов, создавая дешевый аналог вещи за несколько сотен (а то и тысяч) долларов.

«Мода — дама капризная и требует тщательного внимания»

Для директора бренда Serginnetti Юлии Малининой вопрос неопределенности курса доллара, оплаты заказов тканей и их доставка стоит острее, чем конкуренция на рынке. Сроки доставки тканей увеличились еще в конце 2021 года, да и стоимость доставки подорожала в полтора раза. А сейчас непонятность сохраняется во всем.

— Рентабельность — как ее сейчас рассчитать? Вопрос, который у всех производителей сейчас главный. И что делать с ценами. Плюс новые правила оформления посылок с образцами тканей, фурнитуры превращается в целый квест, требующий нескольких недель решения. Это очень тормозит весь цикл создания коллекций, — посетовала Юлия.

Serjinnetti уже давно вышел «в массы» — сейчас сеть насчитывает уже более 130 магазинов по всей России. По словам директора бренда, нет идеальной инструкции, как выйти в масс-маркет со своим брендом одежды. Это многолетний и сложный процесс, требующий не только материальных, но и огромных человеческих ресурсов. Это целая команда профессионалов, которые каждый день с тобой заодно. А вырастить эту команду — отдельная история, говорит директор бренда Serginnetti.

— Это постоянная полоса препятствий в виде отсутствия сырья, технологов, швей, поиск лучшего ассортимента, разработка лекал, образцов, запуск партий, и все должно быть вовремя! Мода — дама капризная и требует тщательного внимания. И делать только одну привычную базовую коллекцию — не вариант для развития. База есть у всех, а вот сделать так, чтобы тебя запомнили, вернулись и полюбили — это и есть успех масс-маркета, — поделилась Юлия Малинина.

Резеда Гимадиева занималась продажами купальников до того как основать бренд пляжной одежды L`Amour_linen. Девушка занимается производством костюмов из льняной ткани, поскольку это экологично, полезно и в то же время стильно. При этом такую одежду можно носить не только летом —  Резеда создает универсальные модели, которые можно носить по любому случаю и в любое время года. Свой бренд она характеризует как «идеальная одежда для дома, для города и путешествий».

Для производства Резеда использует ткани отечественного производства. Первой закупкой стали 20 метров костромского льна, из которого была пошита пробная партия. Для следующих партий использовался белорусский лен — такой материал дороже, но более качественный.

Резеда добавила, что наладить производство и начать продажи было нетрудно. Причем отправляется одежда не только по Татарстану и России, но и в Казахстан и Белоруссию. Пока Резеда ведет бизнес через Инстаграм и маркетплейсы, но планирует расширяться.

Молодой бренд Touch by me — это свитера ручной вязки, это производство сложно масштабировать. Как призналась основательница бренда Валерия Раянова, найти людей, которые умеют вязать и делают это аккуратно, — та еще задача, но ей это пока удается. 

— В нашем случае мы даже не рассматривали такой вариант. Все же наша уникальность в ограниченном производстве и камерности. В ручном вязании создание одного изделия занимает от 4 до 20 часов непрерывной работы. И мы искренне понимаем, что такое дело почти невозможно масштабировать. Это наш осознанный выбор — акцентироваться на качестве и индивидуальности, а не на количестве, — сказала Валерия.

«Региональные бренды способны занять часть освободившегося рынка»

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов ситуацию с уходом западных брендов прокомментировал пословицей «свято место пусто не бывает». Ниши, которые образовались в экономсегменте, займутся довольно быстро, потому что оборачиваемость в бизнесе по пошиву одежды высокая. 

— Региональные бренды не смогут выходить на уровень масс-маркета так быстро, потому что требуются вложения в маркетинг, рекламу. У нас есть производители костюмов, спортивной одежды. Но надо обратить внимание на технологии, которыми это обеспечивается, чтобы санкции нам не объявляли компании-производители швейных машин. Потому что вся технология пошива одежды основана на использовании машин, которые производятся за рубежом. Соответственно, если возможности технического обслуживания не будет, то это отразится на себестоимости, — напомнил Галямов.

Что мы будем носить: смогут ли региональные бренды заменить масс-маркет

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что у региональных производителей есть возможности заменить ушедшие бренды. 

— Да, сначала будут проблемы с обеспечением возросшего спроса (нужно расширять линейку продукции, производственные мощности), требуются усилия и время для раскрутки бренда, но уже через год-два, я думаю, мы увидим реальные плоды такого импортозамещения. И я думаю, что региональные бренды способны занять часть освободившегося рынка. В то же время я не думаю, что они смогут занять всю освободившуюся нишу. На мой взгляд, большая часть все-таки отойдет каким-нибудь федеральным брендам или, к примеру, китайским, которые у нас пока неизвестны. Просто потому, что у тех же китайцев уже есть мощная производственная база и серьезная господдержка, — высказал свою точку зрения Шарафиев.

Он напомнил, что нынешние проблемы в экономике связаны с внешней политикой, а конкретно с Украиной. Поддержку России оказывает Китай, поэтому для китайских компаний, в том числе в секторе легкой промышленности, будет предоставлен широкий зеленый коридор, который станет только расширяться.

— Чтобы наши компании смогли занять большую часть освободившейся ниши, нужна серьезная поддержка на государственном уровне. Смогут ли те же региональные бренды получить такую поддержку — это вопрос, — усомнился политик.

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев взглянул на ситуацию с долей здорового пессимизма. 

— При всем уважении к качеству продукции и к тем трудам, которые вкладывают местные производители, очевидно, что соответствующих бюджетов у них нет и не будет никогда. Тем более в условиях изоляции, к которой мы приходим. Они не смогут выйти на внешний рынок, не смогут получить внешние заимствования, не станут частью мировой моды. Они будут вариться в собственном соку, и в итоге их продукт будет выглядеть так, как шили наши мамы – по выкройкам из Burda moden, — считает он.

Политик сказал, что в любой стране, вовлеченной в мировую моду, есть огромное количество локальных брендов. И эти бренды появляются потому, что люди, которые их создают, так или иначе связаны с международными брендами. У них есть инфраструктура, профессионалы и бюджеты. А в отсутствие всего этого мы у локальных брендов увидим, в лучшем случае, копирование копий. А в худшем – безыдейную самодеятельность, как это было в СССР. 

— Нанять портних и шить что-то наподобие того, что делается на Западе, — не самая сложная задача. Но в силу недостатка материалов, в силу того, что информацию мы будем получать с запозданием, ключевые события мира моды будут для нас закрыты, естественно, наша индустрия моды, не интегрированная в мировую индустрию, будет вырождаться и деградировать. Вспомните, в чем ходили наши родители, даже когда были молодыми. Посмотрите старые фотографии и посмотрите фотографии тех же годов зарубежных журналов. Разница колоссальная. Это от бедности, от недоступности информации и материалов, — резюмировал Михеев.

Что мы будем носить: смогут ли региональные бренды заменить масс-маркет

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов позитивно смотрит на изменения, происходящие на рынке одежды.

— При всех организационных, финансовых и прочих проблемах для татарстанских брендов наступают позитивные времена. У них есть потенциал роста. Тем более что правительство уже приняло ряд решений по либерализации условий ведения бизнеса, — сказал он.

Что касается контрафакта и подделок знаменитых брендов, то он был в России всегда и никуда от нас не уйдет, напомнил Атласов.

— Ведь на такой товар тоже есть свой покупатель. Возьмите ту же Италию, которая завалена брендовой продукцией, но при этом на улицах городов те же мигранты вовсю торгуют контрафактной продукцией. И это мало кого смущает. Эту сферу крышует мафия, а полиция делает вид, что не замечает этого. И у нас определенная часть спроса удовлетворяется за счет контрафакта, так что такая продукция не только останется, но и, может быть, увеличит свою долю рынка, — резюмировал депутат.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *