«От санкций больше шума, чем реального вреда для экономики Татарстана»

США запретили импорт энергоносителей из России. По мнению экспертов KazanFirst
США запретили импорт энергоносителей из России. По мнению экспертов KazanFirst,
для «Татнефти», ТАГРАСа и «Римеры-Алнас» «громкие» решения малозначительны. А
вот Америке придётся искать альтернативы.

США запретили импорт энергоносителей из России. Об этом заявил президент США Джо Байден во время выступления в Белом доме 8 марта с речью по ситуации вокруг Украины.

KazanFirst решил обсудить с экспертами, как введенное Америкой эмбарго на импорт российской нефти отразится на «Татнефти», ТАГРАСе и «Римере-Алнас».

«Если бы Европа запретила ввоз российской нефти, начались бы серьёзные последствия»

Финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев считает, что американские санкции не повлияют на нефтяной рынок, так как США для России далеко не ключевой импортер нефти и объём торговли с ними минимальный.

— В 2020 году на Россию пришлось всего примерно 3% от общего объема импортируемой нефти, а в 2021 году менее 8% российских углеводородов было экспортировано в США. Поэтому отказ американцев от нефти из России пройдёт бесследно для «Татнефти» и российской экономики. В крайнем случае можно найти альтернативы высвободившимся объёмам и направить их в Азию, — говорит Сагалаев.

Эксперт отметил, что Соединенным Штатам придется искать альтернативу российской нефти. По его мнению, в противном случае начнутся проблемы: подорожает сырьё и вырастут логистические расходы — это в конечном счёте только ускорит рост цен по стране.

Сагалаев также порассуждал о возможном развитии событий в случае запрета ввоза энергоносителей уже не в США, а страны Евросоюза.

— Вот если бы Европа запретила ввоз российской нефти, то тогда начались бы серьёзные последствия для нефтяных предприятий, а цены могли бы взлететь и до 300 долларов за баррель. Но на такой шаг страны ЕС пойти не могут, иначе они просто «заморозят» половину своих европейцев и экономику. Сейчас во многих странах наблюдается дефицит энергоносителей, включая нефть и газ. Цены на все виды топлива растут быстрыми темпами, — говорит он.

«От санкций больше шума, чем реального вреда для российской экономики»

Кроме того, собеседник отметил крайнюю диверсифицированность бизнеса «Татнефти». Компания активно развивает переработку нефтепродуктов и их розничную реализацию через собственную сеть АЗС. По словам Сагалаева, в прошлом году сеть заправок расширилась до 708 точек, а НПЗ «ТАНЕКО» уже в ближайшей перспективе планирует перерабатывать более 15 млн тонн нефти в год.

— Более того, усиливается направление производства нефтехимических проектов. В частности, производство каучука и автомобильных шин. В условиях санкций «Татнефть» планирует экспансию на рынок Казахстана, где в планах выпуск и реализация на суперсовременном заводе более 3,5 млн шин в год, — добавляет он. — Всё это делает «Татнефть» уникальной компанией с современным, независимым и диверсифицированным бизнесом, который менее подвержен негативным последствиям санкций. Так что отказ американцев от нефти из России пройдёт бесследно для «Татнефти».

Касательно холдинга ТАГРАС и компании «Римера-Алнас» эксперт сообщил, что поставки их продукции и услуг в большей части идут на внутренний рынок для нефтедобывающих компаний. В частности, «Роснефти» и «Газпром нефти». Продают альметьевские компании свою продукцию и услуги в Индию, Кувейт, Узбекистан, Казахстан, а доля экспорта в США минимальна и незначительна.

Профессор кафедры экономики и управления предприятием Альметьевского государственного нефтяного института доктор экономических наук Дания Зарипова отмечает, что «Татнефть» не осуществляет прямых поставок сырой нефти в США, поэтому не имеет явных рисков от американских санкций. Также, по ее словам, компания ориентирована на переработку и внутреннее потребление.

— Бизнес-модель «Татнефти» является широко диверсифицированной, что снижает риск влияния внешних факторов. В целом, по данным статистики, только 4% всего российского экспорта нефти (и 8% всех углеводородов) уходит в США. Поэтому я не считаю, что эти санкции критичны для «Татнефти» и в целом для нашей экономики, — поделилась своей точкой зрения эксперт.

«От санкций больше шума, чем реального вреда для российской экономики»

 Малозначительность американских санкций применима так же в отношении нефтесервиса и нефтяного машиностроения, а именно ТАГРАСа и «Римеры-Алнас», говорит Зарипова.

— Если «Татнефть» не снижает масштабы своего бизнеса, то его партнерство с ТАГРАСом продолжается без санкционного влияния. «Алнас» поставляет насосы в Америку и запчасти в Канаду, но на эту продукцию санкций нет. Поэтому считаю, что от санкций больше шума, чем реального вреда для российской экономики, Татарстана и ее экономических субъектов, — подытожила она.

«Напрямую американские санкции на «Татнефть» повлиять не должны»

Главный аналитик «Открытия Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин тоже считает, что запрет импорта нефти и нефтепродуктов из России в США вряд ли окажет значительное влияние на результаты российских нефтедобывающих компаний.

— Эти объемы могут быть перенаправлены на другие рынки. Судя по статистике США за IV квартал 2021 года и предварительным данным за январь-февраль 2022 года, запрет затронул 6-7% российского экспорта нефти и нефтепродуктов, в части сырой нефти – около 3-4%. Потенциально более серьезная проблема — неформальные ограничения для международных компаний на закупку российской нефти, — говорит он.

Мнение Кокина про возможность перенаправления объемов нефти поддерживает и начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов. Также он отмечает, что текущие высокие цены на нефть способны компенсировать потери в физических объемах поставок.

— Но в долгосрочной перспективе неприятие в целом российской нефти и другой продукции на рынках Запада выглядит серьезным негативом, ограничивая потенциал наращивания поставок за рубеж и диверсификации поставок, — добавил он.

«От санкций больше шума, чем реального вреда для российской экономики»

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, ссылаясь на отчетность «Татнефти», сообщает, что основными направлениями экспорта компании являются Германия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и Польша.

— Преимущественно это продажи нефтетрейдерам. То есть напрямую американские санкции на «Татнефть» повлиять не должны, однако аналогичные заявления от Великобритании, а также отказ некоторых крупных европейских нефтяников иметь дело со спотовыми партиями российской нефти могут локально создать проблемы для реализации, — сказал он. 

Кауфман предположил, что теоретически основную часть проблемных поставок можно перенаправить на рынки АТР, однако перестроение логистических цепочек может занять некоторое время. 


Читайте также: Антироссийские санкции: причины и последствия


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *