Айрат Мифтахов: Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям

В Татарстане названы лауреаты театральной премии «Тантана».
В Татарстане названы лауреаты театральной премии «Тантана».

Итоги театрального конкурса и имена лауреатов премии министерства культуры РТ – «Тантана-2022» – традиционно были оглашены 27 марта, во Всемирный день театра. Только на этот раз торжественная церемония награждения впервые проводилась не в Татарском академическом театре им. Галиасгара Камала, а в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре им. Аяза Гилязова. На конкурс было представлено более шестидесяти спектаклей государственных, муниципальных и частных профессиональных театров, что, разумеется, ставило перед экспертами нелегкую задачу: выделить среди них достижения всего в 17 номинациях. Поэтому кого-то итоги «Тантаны-2022» неизбежно опечалили, а кого-то, наоборот, окрылили. В числе последних – актер Альметьевского татарского государственного драматического театра Айрат Мифтахов, победитель в номинации «Лучшая мужская роль». Его путь к успеху и профессиональному признанию нельзя назвать легким.

Айрат Мифтахов: Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям

Когда Мифтахов в 2011 году, после окончания Казанского театрального училища, пришел в труппу Альметьевского театра, казалось, он навеки приговорен к амплуа простака – простодушно-наивного или недалёкого (порой кажущегося таковым) человека. Играл ли он Теленка в детском спектакле «Пес Акбай и барашек» или Париса в «Ромео и Джульетте», одинаково привлекал внимание лишь огромными, по-детски изумленными глазами. Словно дивился про себя: как же я очутился в этих предлагаемых обстоятельствах?

Отчасти растерянность Айрата объяснялась тем, что ему, коренному казанцу, нелегко дался переезд в Альметьевск. В годы учебы он, в отличие от сокурсников, не был отягощен бытовыми проблемами, а тут пришлось жить на съемной квартире, приобретать навыки самообслуживания и с завистью поглядывать на товарищей, давно привыкших к автономному существованию. Да, в труппу Альметьевского драмтеатра Айрат влился в составе плеяды «хайруллинских», так их до сих пор называют старшие коллеги – по фамилии педагога училища, актера Ильдара Хайруллина. Динар Хуснутдинов, Раушан Мухаметзянов. Резеда Хаертдинова, Лилия Загидуллина – это все его воспитанники.

Некоторые из них в своей актерской карьере сразу осуществили вертикальный взлет и были замечены критикой. Айрату же пришлось нелегко: период, в течение которого ему доставались второстепенные однотипные роли, растянулся на долгие 10 лет, и все это время он творчески голодал: иногда корил себя за мнимую профнепригодность, иногда мучительно размышлял о природе успеха, порой имеющего отдаленное отношение к справедливости. В результате, благодаря многолетним переживаниям, у Айрата Мифтахова накопился эмоциональный багаж, выработался личностный магнетизм – все то, что делает существование актера на сцене убедительным.

Айрат Мифтахов: Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям

Первым заметил его возросший потенциал режиссер Ильяс Гареев, доверивший Мифтахову в 2020 году роль в спектакле «Кайда минем илем?..» («Где Родина моя?..»). Это инсценировка воспоминаний Гарафа Фахрутдинова, легионера «Идель-Урал», одного из «непрощенных» артистов татарского культвзвода, который не участвовал в боевых операциях, не давал присягу вермахту, а просто, попав в маховик истории, пытался остаться тем, кто он есть – татарином с берегов Идели. «Айрат, пришло твое время!» – примерно так напутствовал Мифтахова режиссер Гареев в начале работы над образом легионера Фахрутдинова. И тот оправдал возложенные на него надежды – выплеснул наружу эмоции, которые долгое время копил внутри.

Для закрепления успеха Айрат принял решение работать над расширением эмоциональной палитры, дабы не закостенеть в ограниченном наборе штампов. Он знал: поскольку в Альметьевском драмтеатре часто ставят спектакли приглашенные режиссеры, незнакомые с труппой, имеется возможность схитрить – сделать роль на старых наработках. Но это было уже неприемлемо для актера, осознавшего широту своего диапазона. «Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям», – говорит он.

Следующие значительные роли не заставили себя долго ждать. Уже осенью 2021 года Мифтахов сыграл следователя Вахитова в криминальной драме «Там за горизонтом», основанной на детективной повести Хасана Сарьяна «Наказание», и двух подростков Хасана и Сохраба тоже в драме, но уже психологической, – «Бегущий за ветром», по роману американского писателя афганского происхождения Халеда Хоссейни.

Образы, воплощенные Айратом, были диаметрально противоположными: первый – уверовавший в свою проницательность и непогрешимость следователь, два других – пораженный в праве на человеческое достоинство хазареец Хасан, к которому пуштуны относятся как к человеку «второго сорта», и его сын Сохраб (во втором действии), которого талиб с садистскими наклонностями превращает в сексуальную игрушку. Все характеры отличались полнокровностью, тщательной проработанностью и в полной мере давали представление о таком актерском свойстве, как манкость. В основе его лежат не выдающиеся музыкальные способности, не яркая внешность героя-любовника, не бурный темперамент и дар имитации, а особого рода творческое воображение, которое позволяет в вымышленных обстоятельствах действовать на сцене с максимальной степенью достоверности и убедительности. Одним из доказательств профессиональной самоотдачи Айрата является факт того, что в процессе работы над ролью Хасана-Сохраба он похудел на восемь килограммов.

Кстати, драма «Бегущий за ветром» была признана экспертами лучшим спектаклем большой формы «Тантаны-2022», и помимо Мифтахова весомый вклад в эту победу внесли другие «хайруллинские»: Динар Хуснутдинов, исполнитель главной роли Амира, и Раушан Мухаметзянов, которому досталась отрицательная роль монстра-извращенца.

Айрат Мифтахов: Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям

Вскоре, в феврале 2022 года, Мифтахов сыграл свою звездную роль в инсценировке повести Гаяза Исхаки «Не был женат». Он мечтал поработать с режиссером Айратом Заббаровым давно – с тех самых пор, как пять лет назад увидел его дипломный спектакль «Агыла да болыт, агыла» («Все плывут да плывут облака над землей») по стихам Хасана Туфана. Мечта Мифтахова не просто сбылась, но и превзошла его ожидания: Заббаров доверил Айрату образ главного героя – Шамси.

Впрочем, героем Шамси вряд ли можно назвать. Это маленький человек, не способный на волеизъявление и целеполагание, – служащий торговой лавки, приказчик. Его несет по жизни, как щепку: будучи сыном деревенского муллы, пять лет проучился в казанском джадидском медресе; когда пришло время забастовок, мало что соображая, бузил вместе со всеми; потом, продав шубу и самовар, махнул в Астрахань; переезжал из города в город, меняя работодателей, пока не осел в Петербурге; там и познакомился с Анной (Миляуша Хафизова) – тоже маленьким человеком, прислуживающим в магазине.

В принципе, Шамси достается женщина, идеальная во всех отношениях – грамотная, предупредительная, хозяйственная, трудолюбивая, безропотная, жертвенно преданная. Однако татарский юноша Шамси не может быть счастлив с ней. Потому что Анна русская, ей чуждо все татарское: речь, музыка, обычаи. Нет, она вовсе не презирает это, не обесценивает – просто не в состоянии воспринять. В итоге в душе Шамси поселяется раздрай: «Но я татарин и должен жениться на татарке. Например, на такой, как дочь муэдзина. Но сможет ли она, как Анна, быть щедрой, бескорыстной, никогда не говорить грубости. Вот такая девушка нужна мне. Да, я женюсь. Но на ком, какой она будет? Она должна быть мягкой и спокойной, как Анна. У неё должен быть такой же приятный голос, как у Анны»…  

Шамси мечется, и вслед за ним актер Мифтахов, смешивая комичное со страшным, совершает бесконечные переходы от буффонады к неподдельному драматизму. Ему «подыгрывает» декорация, одновременно простая и сложная в использовании: под ногами Шамси шаткая наклонная платформа, которую удерживает воздушный домкрат. Она делает существование актера неподдельно напряжённым и покаывает нелепость сложившейся ситуации, особенно в эпизоде возвращения Шамси и Анны из театра, когда они непрестанно скользят и падают, цепляясь друг за друга.

Между тем над Шамси нависает другая платформа – зеркальная, тоже перекошенная и потому искаженно отражающая ход событий. Получается, то, что внизу – на земле, подобно тому, что вверху – на небе, и наоборот. То есть в мироздании царит неразбериха, во всяком случае в вопросе смешанных браков. Неслучайно Заббаров включил в спектакль монологи муллы и православного батюшки (Динар Хуснутдинов) на эту животрепещущую тему. В прямую полемику с Гаязом Исхаки режиссер, разумеется, не вступает, отдавая предпочтение соавторству с позиции интереса: насколько тяжело решение данной проблемы такому маленькому человеку, как Шамси?

Айрат Мифтахов: Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям

Масштаб проблемы и главного героя Заббаров настойчиво сопоставляет на протяжении всего спектакля, опять же с помощью декораций. Вот во время визита в страну Суоми нижняя платформа становится необъятным столом, за которым финны угощают ухой из форели Шамси и Анну, кажущихся лилипутами. Вот платформа превращается в гигантскую кровать в эротическом эпизоде долгожданной близости полувлюбленных полудрузей. В сцене приезда на кумыс режиссер умаляет Шамси иным способом – через противопоставление громогласному башкиру, повелителю коней и пчел (Фаиль Сафиуллин), чья гордая песня разносится по степи. Плохое самочувствие Шамси усугубляется стыдом за Анну, которая ничего не понимает: ни слов тюркской песни, ни брошенных в ее адрес реплик.

Спектакль «Не был женат» делался этюдным методом – «Я словно на машине времени прокатился в годы учебы в театральном училище, – вспоминает период репетиций Айрат Мифтахов. – Заббаров предоставил всем нам большую свободу, мы постепенно накладывали краску за краской, а он в случае удачной находки замечал: “Это хорошо, оставь”».

Когда были готовы эмоционально полнозвучные эскизы, режиссер собрал их в целостный спектакль. Помогли ему в этом… два ангела (Энже Сайфутдинова и Диляра Фазлиева); на них была возложена ответственная задача – связывать эпизоды декламацией отрывков из повести Исхаки. Благодаря такому решению обильное словоговорение не тяготит зрителя. Уж больно ангелы хороши: белокурые, в пышных белых платьях, с забавными изъянами – одна косолапит, другая, с коленями запачканными зелёнкой, почесывается, как простолюдинка. Чем-то обе напоминают жутких девочек-близнецов из знаменитого фильма Стэнли Кубрика «Сияние». Действительно, в финале эти ангелочки воплощаются в дочерей Шамси, что безвозвратно губит его союз Анной. Простить ей крещение своих детей он не в силах.

Айрат Мифтахов: Я не хочу врать ни себе, ни режиссеру, ни зрителям

Думается, незавидную участь отвергнутой женщины отчасти искупает то, что актриса Миляуша Хафизова, создавшая ее трогательный образ, отмечена специальным призом театрального журнала «Сəхнə», а потешные монологи муллы и православного батюшки в исполнении Динара Хуснутдинова признаны лучшей эпизодической ролью истекшего театрального сезона. Таким образом, альметьевцы едва не получили добрую половину наград «Тантаны-2022». Но, к счастью, организаторы конкурса руководствуются мудрым принципом «Всем сестрам по серьгам» и стараются отметить каждый театр если не победой в одной из номинаций, то специальным призом, их около десяти: от партии «Единая Россия», министерства культуры РТ, Фонда поддержки развития культуры при Президенте Республики Татарстан, Всемирного конгресса татар, Союза театральных деятелей, Исполнительного комитета города Набережные Челны, Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова и другие. В дипломах спецпризов подспудно содержится напутствие: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать»… и совершенствовать мастерство.


Автор материала: Галина Зайнуллина


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *