свалки продолжают скапливать ТКО, а парламент никак не может разобраться, как
решить эту проблему.
В татарстанском парламенте в очередной раз встал вопрос мусора. С 1 января 2019 года Татарстан перешел на новую систему обращения с ТКО, в рамках которой работают два региональных оператора: ООО «Гринта» и ООО «УК «ПЖКХ».
Эта система выявила огромное количество проблем, которые требуют решения на федеральном уровне. Госсовет Татарстана вышел с инициативой провести на эту тему заседание Ассоциации законодателей ПФО в Казани.
В начале нулевых в РТ построили 37 полигонов для захоронения ТКО, большинство из которых уже заполнено. Татарстанские парламентарии вспомнили о советском опыте обращения с отходами, которые обменивались в заготконторах на предметы широкого потребления. Жителей республики собираются поощрять для сдачи мусора в переработку, но проблема этим явно не решается. К тому же существует вопрос о собственности, поскольку полноценного регулирования обращения с отходами на федеральном уровне нет.
– Существует проблема доступа регионального оператора к персональным данным граждан, в том числе к информации о количестве проживающих в жилом помещении лиц, – заявил на пресс-конференции председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – Это создает определенные трудности при заключении договоров с потребителями на оказание услуги по обращению с ТКО, выставлении счетов на оплату данной услуги, а также взыскании задолженности. Также федеральным законодательством не предусмотрена ответственность юридических лиц за уклонение от заключения договора на вывоз мусора.
Он назвал отсутствие права собственности на ТКО одним из ключевых тормозов реформы. Сегодня любой потребитель, производящий отходы, может считать их своей собственностью и распоряжаться на свое усмотрение. Это делает невыгодным для бизнеса инвестиции в соответствующую инфраструктуру.
Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов считает, что сама постановка вопроса, что отходы, в том числе упаковка от товаров, должны априори быть собственностью регоператора, неправомерна.
– Когда вы покупаете товар, вы также покупаете упаковку от него, и вы как собственник вправе распоряжаться ей. Хотите ее сдать за деньги — сдаете переработчику. Это ваше право. То же самое относится ко всем отходам, которые вы образуете. Регоператор имеет право оперировать только теми отходами, что попали в мусорный контейнер, – заявил Атласов.
По его мнению, инициатива, выдвинутая Татарстаном, по которой отходы становятся собственностью регоператора, не поможет решить проблемы мусорной реформы, потому что корень проблемы кроется в монополизме.
– Посмотрите, уже четвертый год идет мусорная реформа, а в Татарстане регоператоры так и ничего не построили – ни новой сортировки, ни перерабатывающей мощности. Ведется строительство только МСЗ, но в свете нынешних санкций непонятно, будет ли этот проект доведен до конца. Ведь компания «Ростех» и его дочерние структуры находятся под санкциями, а технология мусоросжигания принадлежит японско-швейцарской компании, которая явно не намерена нарушать санкции. Если вдруг накроется и проект МСЗ, так Татарстану в сфере переработки даже нечем похвастаться. У нас нет ничего. У нас регоператоры могут только красивые презентации выпускать с пустым содержанием и постоянно требовать повышения платы за свои услуги, – сказал Атласов.
При этом он выделяет самую главную проблему.
– Когда говорят о мусоропереработке, то подразумевается, что в нее должен зайти крупный инвестор. А где инвестор найдет сырье для того, чтобы вкладываться? За более чем три года регоператоры в Татарстане так и не смогли наладить полноценную сырьевую базу, они постоянно требуют господдержки, но ничего не сделали сами. Не будем забывать, что регоператоры – это бизнес-структуры, а не компании, оказывающие социальные услуги. И если регоператоры не могут наладить эффективное управление отраслью, их просто надо убирать с рынка, – заявил собеседник.
Представитель ЛДПР в Госсовете Татарстана Эдуард Шарафиев отметил, что вопрос мусорной реформы очень непростой.
– С одной стороны, необходимо учитывать интересы регионального оператора, а вместе с ним его инвестиции и данные им гарантии, что правила игры не будут меняться. С другой стороны, необходимо принять во внимание и интересы наших граждан и компаний, ведь тарифообразование является абсолютно не гибким и однобоким, – считает политик.
Что касается вторичной переработки и раздельного сбора мусора, собеседник считает, что здесь в первую очередь должно пройти достаточно много времени, чтобы перестроить бытовые привычки людей.
– Ну и самое главное – это поиск источников дополнительных инвестиций, – убежден Шарафиев. – Для принятия оптимального решения этот вопрос требует комплексного подхода. Это также отметил и спикер Государственного Совета Фарид Хайруллович Мухаметшин, когда данный вопрос был поднят в стенах парламента.
Еще один депутат республиканского парламента — лидер республиканского отделения Партии Роста Олег Коробченко напомнил, что сегодня огромное количество предприятий ведут раздельный сбор мусора.
– Компании зарабатывают деньги, сдавая часть отходов, например, макулатуру, на вторичную переработку. Остальные отходы через регоператора вывозятся на полигон. Утилизаторы же решили, что этого им мало и нужно забрать весь мусор. Это в корне не верно! Получается, что какую-то тару, упаковку при доставке продуктов в те же продуктовые магазины или коробки от компьютера, телевизора, которые мы купили в офис, автоматически предлагается сделать собственностью регоператора. Это совершенно неправильно! На той же макулатуре сейчас зарабатывают все предприятия. И до тех пор, пока этот мусор находится на территории собственника, он принадлежит только ему. Когда я принимаю решение об его утилизации, то использую контейнеры, и даже на тот момент это все еще отходы предприятия. И только когда мусор попадает в машину регоператора, он принадлежит утилизатору, – подчеркнул депутат.
Что касается развития переработки, депутат уверен, что в условиях монополии региональных операторов на это рассчитывать не приходится. Инвестор не будет вкладывать средства в рынок отходов, в переработку, если нет конкуренции и есть полная зависимость от регоператоров в вопросах обеспечения сырьем.
– За три года с начала мусорной реформы мы убедились, что утилизаторы не заинтересованы в развитии переработки. А это значит, что сырья для инвесторов не будет. Ведь чтобы сырье появилось, нужно вкладываться в сортировку, автомобили, оборудование, но, как мы видим из новой лоббистской инициативы утилизаторов, им проще монополизировать рынок вторичного сырья, чем заниматься развитием его переработки с участием других компаний, – сказал Коробченко.
Руководитель партии «Коммунисты России» в РТ депутат Казгордумы Альфред Валиев считает, что в основе мусорной реформы лежат два «монстра» – завышенные нормативы мусорообразования и правовая бесконтрольность мусорных операторов. Он напомнил, что в пандемию коронавируса, когда бизнес практически не работал и мусора не было, региональные операторы УК «ПЖКХ» и ООО «Гринта» завалили суды исками за не оказанные по факту услуги.
– И суды эти иски в большинстве своем удовлетворили! Потому что так составлены нормативные документы и создана однобокая правовая база. Ну а обсуждение права собственности на мусор – это просто болтология, очередное увиливание от ответственности и имитация деятельности в одном флаконе! – возмущается собеседник.
Валиев призывает Госсовет обратить внимание на сбор мусора в сельской местности, где даже не установлены мусорные площадки, но деньги за вывоз мусора собирают регулярно.
– Вообще, в деревнях, селах и малых населенных пунктах в категорию мусор (и в мусорный бак) попадает от силы 15-25% производимых в хозяйстве отходов, остальное или превращается в удобрение, или сгорает в печках. Но сельчане продолжают платить за мусор даже больше, чем городские жители. Платить за завышенные нормативы и за воздух в мусорных контейнерах – полный маразм! – заявил Валиев.
По его словам, мусорная реформа изначально предназначалась для борьбы с мусором, а не малым и средним бизнесом и нищим населением. Известны сотни и тысячи фактов, когда люди платят за вывоз мусора дважды и трижды, когда мусорные операторы парализуют деятельность образовательных и медицинских учреждений и даже воинских частей. Плата за вывоз мусора уже превратилась в дополнительный налог, который идет мимо казны.
– Алчность мусорных бенефициаров, вполне объяснимая в «старое» время, до введения антироссийских масштабных санкций, сейчас, в новое время, действует против страны! Тот бизнес, который пережил коронавирус, сохранил рабочие места и экономический потенциал страны, теперь прессуют санкционные ограничения и бесконтрольные мусорщики, – добавил депутат.
При этом проблема мусорной реформы может быть решена быстро и просто: Валиев считает, что у правительства Татарстана есть все возможности, чтобы повернуть проект в правильное русло.
– Наше правительство в силах изменить подход к этой проблеме, чтобы люди и бизнес могли выбирать, как им платить за мусор: по факту или по нормативу. Правительство может пересмотреть ранее принятые нормы образования мусора, сделать их справедливыми, а не высосанными из пальца. Люди и бизнес ждут этих изменений, ждут поддержки, надеются на государство, которое сейчас всеми силами поддерживают. Вот только в определенных кругах денежные интересы по-прежнему выше государственных. Однако мы считаем, что положительные изменения скоро затронут и эти темные уголки, – резюмировал Валиев.
Comment section