«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, а глобальный конфликт, в который втянуты все»

Эксперты KazanFirst рассуждают о том
Эксперты KazanFirst рассуждают о том, что происходит на международной
политической арене и чем это чревато. Слаб ли Запад, «дружат» ли Европа и США
против России и между собой, и как ко всему причастен Китай.

Военная спецоперация России на Украине длится уже почти два месяца. Активно ведутся боевые действия, международное сообщество сотрясают многосторонние конфликты. Между тем в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о возможных причинах произошедшего.

Фактически боевые действия на Донбассе продолжались все эти 8 лет, политическая конфронтация между основными участниками текущих событий не прекращалась. И хотя в предшествующее началу спецоперации время обстановка постепенно накалялась, очевидно, что это во многом носило искусственный характер. Как минимум об этом говорило непрерывное публичное обсуждение вопроса вступления Украины в НАТО, а также заявления России о том, что это прямая угроза ее территории, и скапливание российских войск на границах.

В какой-то момент пар из котла вырвался, и теперь мы имеем полноценный военный конфликт и глубочайший кризис международной политической системы как минимум за последние десятилетия.

Кроме того, есть некая идея, которая упорно витает в воздухе, если брать российское общество. Речь о том, что «Запад» как некий собирательный образ развитых стран сейчас как никогда слаб. Его сотрясают социальные и экономические кризисы, усугубившиеся из-за пандемии, Европу колотит из-за беженцев, которые так и не смогли адаптироваться, в США сменяются президенты, которых не поддерживает значительная часть населения, и т.д.

Мы поговорили с нашими постоянными экспертами-политологами о причинах и перспективах ситуации.

Политолог Руслан Айсин отмечает, что сейчас вся глобальная мировая система находится в наиболее уязвимом состоянии.

– Евросоюз не представляет собой единство – а все-таки он замысливался как оппонент Соединенным Штатам. И НАТО организовывалось Штатами как хомут для побежденной в 1945 году Европы, – напоминает политолог.

«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, глобальный конфликт, в который втянуты все»

По словам Айсина, именно по этой причине некоторое время назад президент Франции Эммануэль Макрон вместе с тогдашним канцлером Германии Ангелой Меркель заявили, что они хотят организовать паневропейскую армию. Как они сказали, это не будет противоречить уставу ООН и не будет противопоставлено организации.

– Но стало понятно, что это попытка Макрона и Меркель скинуть с себя гегемон НАТО. Несмотря на то, что европейцы активно в ней участвуют, очевидно, что это не их структура, она американская. Штаты их финансируют больше всех, там большое количество их военнослужащих, разведка НАТОвская — судя по всему, просто филиал разведки США. Ну и когда пришел Трамп, все пошло кувырком, – рассказал эксперт. – Сейчас мы видим, что Европы единой нет – украинский кризис это продемонстрировал. Соединенным Штатам выгодна война в Украине. Она, с одной стороны, ослабляет Европу, с другой – Россию. Соединенные Штаты при любом раскладе оказываются в выигрыше. А сейчас в НАТО готовы вступать нейтральные Финляндия, Швеция.

Эксперт отмечает, что американцы добились своего – они втягивают в орбиту своего влияния те страны, которые все эти годы от них дистанцировались. Соединенные Штаты через украинский кризис противопоставили Восточную Европу «классической». Прежде всего Германии, которая является лидером Европы.

– На нее сейчас набросились, потому что она не готова окончательно рвать с Россией. Не только в связи с энергетическими проектами и взаимоотношениями. Эти отношения более глубинные на самом деле. Несмотря на то, что эти отношения довольно сложные, они самые крепкие из всех стран Запада. Начиная со времен Екатерины или даже раньше Россия глубоко интегрирована с Германией – не только по линии взаимодействия элит, но и в системе образования, управления, просвещения и так далее. Реформы армии были ориентированы именно на прусские, немецкие образцы, – напоминает Айсин.

«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, глобальный конфликт, в который втянуты все»

По его мнению, то, что сейчас происходит, – это не условное противостояние Украины и России, это глобальный конфликт, в который втянуты практически все.

– Китай, понятное дело, не хочет принимать условия Соединенных Штатов, но им грозят всякими санкциями. Сейчас организовали переворот в Пакистане – у него хорошие отношения, как известно, с Китаем. Мы видим, что американцы действуют в этом плане, работают. Поэтому рано или поздно это бы случилось, конфликт был неизбежен. Его можно избежать только в том случае, если он уже есть, – так устроена мировая система. Мировая система выходит из кризиса посредством глобального военно-политического ристалища. Но сейчас кризис охватывает все сферы – и гуманитарную, и социальную, система международного права лежит в руинах. Уже нет никаких правил, ничего не работает, – отмечает политолог.

По его мнению, чрезвычайно трудно сейчас спрогнозировать, насколько затянется это противостояние. Но Айсин уверен, что длиться оно будет долго.

– Как я говорил, Штатам выгодно ослабление и Европы, и России, и, соответственно, Китая, потому что у него выгодные отношения с Германией и Россией. То, что США не нужна сильная Германия, тоже очевидно. Разгром Европы – это прежде всего разгром Германии. Она до последнего выступала против тотальных санкционных мер против России – не только из-за большой любви, но и потому, что она понимает, что сама ослабляется от санкций. Соответственно, эта военная спецоперация, этот кризис дают Америке возможность еще раз перезагрузиться, потому что вход в новую постреальность подразумевает встряхивание неких старых порядков и старых идеологических норм. Прогнозировать трудно, но я считаю, что мы стоим только в начале большого кризиса, – делится неутешительным мнением эксперт.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев считает сложившуюся ситуацию катастрофой.

– В течение восьми лет шла информационная обработка украинцев теми средствами, которые были у России, в частности, посредством тех СМИ, которыми располагал Владимир Медведчук (пророссийский политический деятель Украины, считается «кумом Путина». – Ред.). Была надежда, вероятно, что удастся склонить украинское общественное мнение в пользу России.

«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, глобальный конфликт, в который втянуты все»

По мнению Сергеева, исключение Медведчука из украинской публичной политики и медиапространства, выдвижение против него обвинения в госизмене в 2021 году могло стать для московского Кремля сигналом о том, что проведение прежней политики по отношению к Украине невозможно.

Что касается версии о «слабости» Запада – эксперт убежден, что это самообман, принятие желаемого за действительное.

– В 1970-е годы, в эпоху разрядки, тоже были предупреждения о том, что Запад слаб, мягкотел, изнежен, не устоит перед советскими бронированными полчищами, которые вот-вот обрушатся на него с Востока. Так писали и говорили отнюдь не глупые люди – Александр Солженицын, например, или Александр Зиновьев. И где те «полчища», завязшие в Афганистане, и где Запад? – рассуждает политолог.

«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, глобальный конфликт, в который втянуты все»

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков в свою очередь считает, что военную спецоперацию стали проводить именно сейчас, поскольку России был необходим жесткий ответ «коллективному Западу».

– Расширение НАТО достигло своего апогея, договариваться о новой европейской системе безопасности с Россией Запад не хотел. Китай и Россия были объявлены двумя государствами-врагами для США и их союзников. России предлагалось спокойно реагировать на постоянные «цветные революции» в сопредельных с ней странах (Украине, Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и др.). Теперь известно, что Украина должна была 8 марта напасть на ДНР и ЛНР, отобрать Крым. Украину готовили и вооружали для этого, обучали военнослужащих и нацистствующих молодчиков инструктора из ряда стран НАТО. Россия пыталась договориться мирным путем с западными странами, однако все соглашения наподобие минских не соблюдались Украиной и западными странами, – говорит собеседник.

Большаков отмечает, что для защиты Россия вынуждена была начать операцию по демилитаризации и денацификации Украины. До этого были победы России в Грузии и Сирии, удачное миротворчество в Нагорном Карабахе и купирование мятежа в Казахстане.

«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, глобальный конфликт, в который втянуты все»

– Россия стала явно сильнее в военно-политическом плане, создала определенный запас прочности в экономике. Думаю, что некоторые процессы ВСО на Украине решались бы быстрее 8 лет назад. Например, у России была бы открытая поддержка населения на Юго-Востоке и даже в Центре, оно не было бы столь запуганным, как сейчас. Но Россия была не готова в этот момент на спецоперацию с точки зрения экономики и потенциала армии. Поэтому пришлось ждать 8 лет. Надеюсь, что спецоперация будет доведена Россией до конца (хватит сил, ресурсов, а предательство части российской олигархической элиты не помешает), – поделился эксперт.

По мнению Большакова, слабость Запада относительна. Пока эти страны достаточно сильны и могущественны прежде всего в экономике и военной сфере.

– США фактически приватизировала многие международные организации, в том числе и ООН. Но ряд тенденций показывают, что Запад постепенно сдаёт свою монополию в сфере военно-политической и экономической. В частности, мировой центр экономического развития постепенно перемещается в Юго-Восточную Азию. Китай успешно конкурирует с американской экономикой и обходит ее по ряду параметров. США провалились в Афганистане, Сирии, Иране, Ираке. Не смогли ничего сделать с гражданской войной в Ливии, которую сами и развязали, – напоминает эксперт. – ЕС фактически подчинен США, не имеет самостоятельной военной и экономической политики. Определенная слабость проявляется в среде европейских лидеров, которые не могут дотянуть по уровню эрудиции, принятию и исполнению управленческих решений даже до западных политиков недавнего прошлого: Ширака, Саркози, Шрёдера, Меркель (не самых лучших и сильных).

«Сейчас происходит не противостояние Украины и России, глобальный конфликт, в который втянуты все»

Но самый интересный случай, по мнению Большакова, — это американский президент Джо Байден, который только путем массовых фальсификаций смог пробраться на пост президента, но тут оказалось, что он не может принимать решений и исполнять их (цены на бензин и продукты росли в США ещё до российской военной операции).

– Становится страшно, когда больной и неадекватный старик обладает доступом к ядерному оружию, а его помощники фактически принимают за своего босса любые решения. Думаю, впереди нас ждет победа республиканцев на парламентских и президентских выборах в США, импичмент Байдену, который не успеют довести до конца. Именно с республиканцами нам придется договариваться о сферах влияния в новом миропорядке. Это тоже наши враги, но более здравомыслящие. Полицентричный характер будущего мира будут определять Китай, Индия, Россия, США, ЕС, целый ряд региональных игроков, – прогнозирует Большаков. – А доминирование «коллективного Запада» уже постепенно подходит к концу. Об этом свидетельствует и явная идеологическая деградация западных стран, считающая важнейшими проблемами современного общества гомосексуальные браки, права трансгендеров, расовую политкорректность, доведенную до неадекватного максимума. В такой ситуации Россия способна на многие достижения и возрождение.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: