«Всё человеческое у Тукая убирали на задний план, так как из него делали супермена»

Габдулла Тукай - инфлюенсер
Габдулла Тукай — инфлюенсер, фрилансер, тревел- и лайфстайл-блогер. Какие ещё
современные определения подошли бы великому татарскому поэту?

Как по-новому можно взглянуть на фигуру великого татарского поэта и писателя Габдуллу Тукая? Можно ли найти в его биографии факты и образы, которые были бы близки молодым современным людям, а не зацикливаться только на том, что Тукай — литературный классик? Над этими вопросами во время круголого стола задумались в литературном музее имени татарского поэта в Казани представители интеллигенции и так называемые тукаеведы. 26 апреля 2022 года татарскому поэту исполнилось бы 136 лет.

Замдиректора ИЯЛИ и литературовед Марсель Ибрагимов заявил, что стереотипы о личности и творчестве Тукая глубоко укоренены в общественном сознании и формируются определенной матрицей концептов. Далее он перечислил, из каких именно концептов состоит сегодня образ Тукая.

— Например, есть концепт-тезис «Тукай велик». Второй концепт — «Тукай — народный поэт». И эти концепты существуют на протяжении многих веков. Концепты расширяются образами Тукая, которые представлены как в литературоведческой критике, так и в произведениях искусства, — рассуждал спикер.

Он рассказал, во сколько лет сам впервые в детстве познакомился с литературными описаниями Габдуллы Тукая. Эти образы на него произвели неизгладимые впечатления.

«Всё человеческое у Тукая убирали на задний план, так как из него делали супермена»

— Когда я взял впервые книжку Ибрагима Нуруллина про Габдуллу Тукая, мне было 10 лет. Я помню, что тогда плакал, потому что мне Тукая было очень жалко. В моем сознании до сих пор есть образ Тукая в виде мальчика, который стоит у дверей Шарифы-Карчык босоногим. Дверь примерзла, он не может её открыть. И эта картинка уже стала хрестоматийной. Следующая картинка образа Тукая — Тукай в гостинице «Болгар», в 40-й комнате, которая очень бедно обставлена, где только одна кровать да стол. И больше ничего нет. И третья картинка — Тукай, кочующий из гостиницы в гостиницу; Тукай болеющий, кашляющий. И четвёртая картинка — Тукай, который лежит в Клячкинской поликлинике перед смертью. Там немало реальных фотографий с Тукаем есть. Во всём этом мы видим концепт-тезис «Тукай — страдающий поэт». То есть он был сиротой, который всю свою жизнь страдал, который, несмотря на всё свои страдания, стал великим поэтом. Такова матрица, которая формирует стереотипы о Тукае, — считает ученый.

Ибрагимов задался вопросом: насколько сейчас актуальна и востребована эта матрица восприятия Тукая? Мы должны её как-то трансформировать и актуализировать какие-то иные концепты в массовом сознании?

Попробовать ответить на эти вопросы вызвался ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства Азат Ахунов.

— Изначально Тукая отвергли современники. После революции 1917 года его объявили буржуазным поэтом. То есть он тогда не вписывался во взгляды своих современников-большевиков. На него стали обращать внимание только в 20-30-е годы XX века, когда в стране ситуация успокоилась. Тогда стали обращать внимание на гуманитарную науку. Тукая стали изучать. Но прежде чем его изучать, надо было как-то переформатировать биографию поэта, его творчество. Советскому читателю нужно было как-то объяснить, почему Тукай был возвращен после того, как был отвергнут? Но сейчас никто не может опровергнуть, что Тукай — великий и талантливый поэт. Он не случайно занял своё выдающееся место в пантеоне татарских поэтов и литераторов, — высказал мнение Ахунов.

Ученый признается, что реальный Тукай был человеком с недостатками, рефлексиями и переживаниями.

«Всё человеческое у Тукая убирали на задний план, так как из него делали супермена»

— Но всё это человеческое в советское время на задний план, как правило, убирали, так как из него делали этакого супермена. В советское время из него хотели сделать большевика, но эта попытка ничем не увенчалась, — рассказал Ахунов.

Затем ученый обратился к конкретному образу Тукая, а именно утверждению, что у поэта не было своего дома или жилья, что он скитался по гостиницам.

— Между прочим, номера в гостинице «Болгар», где по большей части проживал Тукай, стоили 50 копеек за ночь. Гостиница «Болгар» — это не какая-то забегаловка-ночлежка, а солидная гостиница в центре Казани, где была и вода, и электричество. А 50 копеек — это очень дорого для того времени. А он ещё ведь мог позволить себе переезжать из одной гостиницы в другую. Из-за этого Тукай был вынужден очень много работать, потому что жил за счёт своих гонораров. Поэтому у него богатое творческое наследие к его 27 годам. Он очень много писал, но не потому, что ему этого хотелось, а потому, что он нуждался в деньгах, в гонорарах. И ему платили очень хорошо, — продолжает Ахунов. — Хотелось бы, чтобы вот такие вещи из его биографии как-то обозначались для массовой аудитории. Но если такие вещи из биографии Тукая начнешь провозглашать, то его образ поэта и страдающего революционера начинает рушиться.

В то же время ученый отметил, что не стоит бояться поднимать на поверхность реальные факты из биографии татарского поэта, опасаясь, что это умалит или принизит значимость Тукая для его почитателей.

— Я предлагаю взглянуть на Тукая как на человека. О Пушкине много толстых томов написано — о его биографии, о его реальных делах и мыслях. Но ведь от этого Пушкин не стал менее великим, — сказал Ахунов.

Ибрагимов предложил взглянуть на Тукая как на человека, который на самом деле сделал себя сам.

— Не является более перспективным концепт, что Тукай — это человек, который сделал себя сам. Он приехал из деревни, он действительно был сиротой, оказался в Уральске у родственников. Он учился. Он получал образование. Он стал работать в Уральских журналах и газетах, стал хорошим журналистом. Сделал рывок из провинции, смог переехать из Уральска в Казань, смог завоевать внимание и уважение у татарской интеллигенции в Казани и стал известным поэтом. Не надо ли нам сейчас делать акцент на том, что он в принципе человек успешный, человек талантливый, никакой не бедолага, не нищий. Не будет ли этот образ более притягателен для современного молодого поколения? Не будет ли этот образ недалёк от истины? — задался вопросами Ибрагимов.

«Всё человеческое у Тукая убирали на задний план, так как из него делали супермена»

Издатель и журналист Данил Сафаров поддержал высказывание Ибрагимова. Спикер отметил, что уместнее было бы Тукая вовсе называть на современный лад как «человек-selfmade», то есть человек, который сам добился успехов.

— Величие Тукая не подвергается сомнению. Но с другой стороны, концепт о его Величии немного ведь пугает простых людей. Например, кем сегодня является Тукай для 26-27-летних молодых людей? Всего лишь парочка портретов в учебнике из обязательной учебной программы, которую они прошли в школе. Также у нас есть улица Тукая, памятник Тукаю. Но по факту сегодня молодой человек 26-27 лет не может представить себе Тукая как сверстника, — рассуждал журналист Сафаров.

Он предложил взглянуть на Тукая как, например, на фрилансера. Да, если взглянуть на его биографию и на то, как он зарабатывал деньги, то Тукай определенно был фрилансером. Также если Тукая разместить в современных реалиях, то татарский поэт мог бы быть блогером. Причем он мог быть политическим блогером. Тукай также мог бы быть тревел-блогером. Тут Сафаров, рассуждая, напомнил, что Тукай за свою короткую жизнь посетил много интересных мест и городов Российской империи — Уральск, Уфа, Казань, Астрахань и так далее.

— Тукай также мог бы быть и автором мемов. У поэта есть работы в юмористическом жанре. Также он мог бы стать лайфстайл-блогером. Тукай в свое время был настоящим лидером общественного мнения, он был инфлюенсером. Да, сегодня сложно измерить его аудиторию. Но сохранились фотографии с прощанием поэта, где на панихиду пришло огромное количество людей. Разве это не показатель охвата влияния поэта на своих современников? — задавался вопросами Сафаров.

Итогом круглого стола стало общее понимание, что на известного татарского поэта сегодня можно смотреть смелее, не боясь примерять к нему современные понятия и определения.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *