Будущее МСЗ под вопросом: главный проект мусорной реформы может отправиться на свалку истории

Санкции вновь заставили говорить о будущем мусоросжигательного завода под Казанью. Подрядчик утверждает
Санкции вновь заставили говорить о будущем мусоросжигательного завода под
Казанью. Подрядчик утверждает, что все в порядке и проблемы решаемы. Но депутат
Госсовета Татарстана Николай Атласов убежден, что проект уже фактически
провален.

В Татарстане в очередной раз поднялось обсуждение завода по термическому обезвреживанию ТКО (мусоросжигательный завод, МСЗ). На этот раз все дело в санкциях, которые обрушились на Россию из-за военной спецоперации на Украине. В татарстанских верхах есть определенная обеспокоенность относительно будущего проекта – это стало понятно, когда соответствующий разговор завели на последней сессии Госсовета.

– Корпорация «Ростех» и ее дочерние структуры, в том числе «РТ-Инвест», попали под санкции. Проект (МСЗ) разработан по технологии японо-швейцарской компании, – напомнил представитель КПРФ в парламенте РТ Николай Атласов (имея в виду Hitachi Zosen Inova. – Ред.).

Депутат поинтересовался, есть ли риск неполучения технологии, поскольку в этом случае станет невозможным строительство завода.

Премьер-министр республики Алексей Песошин в ответ заявил, что все обязательства, которые взяла на себя республика, выполнены. По поводу обязательств других сторон он ничего не сказал, а позже фактически подтвердил, что проблемы есть, но их пытаются решить.

«Зарубежные партнеры могут говорить все что угодно, но нарушать санкций никто не будет»

По словам премьера, в ближайшее время будет окончательно подписан документ, в котором все договорености и со стороны инвестора, и со стороны республики будут утверждены. Инвестор со своей стороны вложил около миллиарда рублей на нулевой цикл, договорился до февраля о поставке оборудования, о котором идет речь.

– Пока сейчас в этом состоянии ищутся варианты, как выходить из этой ситуации, – добавил Песошин.

В пресс-службе компании «РТ-Инвест» нам сообщили, что в рамках реализации пилотного проекта по строительству заводов энергоутилизации отходов в России стратегическими партнерами стали три госкорпорации: «Ростех», «Росатом» и ВЭБ.РФ. Это позволило обеспечить высокий уровень локализации оборудования – до 70%. Более того, сейчас компания прорабатывает возможность повышения глубины локализации до 85% при расширении проекта по строительству заводов на новых территориях.

– Строительство завода в Казани сейчас в активной стадии. Генеральным подрядчиком проекта выступает «Татнефтепроводстрой». На сегодняшний день ведутся строительно-монтажные работы, на площадке работают более 120 человек, – сообщили в компании.

Будущее МСЗ под вопросом: главный проект мусорной реформы может отправиться на свалку истории

В ней отметили, что экономическим эффектом строительства и эксплуатации завода в Казани станет создание более тысячи новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджет Татарстана в размере 2,5 млрд рублей, а также 11 млрд рублей в федеральную казну.

– На сегодняшний день со своей стороны зарубежные поставщики подтверждают намерения выполнить обязательства по поставке оборудования для заводов. Финансирование проекта продолжается на регулярной основе, – утверждают в компании.

Напомним, мощность казанского завода должна составить 550 тысяч тонн отходов в год. В компании подчеркивают, что мусор будет поступать после обязательной сортировки и что только те отходы, которые нельзя вовлечь во вторичный оборот, будут утилизированы в энергию.

По мнению Николая Атласова, проект МСЗ попал в крайне сложную ситуацию из-за санкций против «Ростеха» и его «дочек», хотя компания «РТ-Инвест» и пытается убедить общественность, что технологический партнер проекта – японо-швейцарская компания Hitachi Zosen Inova – сохраняет свои обязательства.

Будущее МСЗ под вопросом: главный проект мусорной реформы может отправиться на свалку истории

– Понятно, зарубежные партнеры могут говорить все что угодно, но нарушать санкций никто не будет. То, что строительство МСЗ ведется, в этом никто не сомневается, так как здание строит наша компания. Вопрос в другом: здание – это коробка, а без «начинки» (оборудования) завод не заработает. А «начинка» не поставлена. Что это означает? Учитывая, что санкции надолго, это означает, что к моменту их гипотетического снятия технологическое оборудование уже морально устареет. Проблема еще и в том, что получить финансовую компенсацию «РТ-Инвест» не сможет из-за санкций против наших банков, – утверждает собеседник.

Атласова удивляет заявление «РТ-Инвеста» о том, что производство 70% процентов оборудования локализовано в России, и то, что это преподносится как достижение.

– Однако компания умалчивает о главном – локализация касается в основном «железа», которое не работает без критических компонентов и программного обеспечения. Так что в нашем случае локализация ничего не дает, – обращает внимание эксперт. – Понятно, что инвестору МСЗ придется искать выход. Есть вариант прибегнуть к отечественной технологии мусоросжигания (такие есть), но в этом случае, скорее всего, придется по-новому перестраивать здание.

Будущее МСЗ под вопросом: главный проект мусорной реформы может отправиться на свалку истории

Атласов напомнил, что конструкция зданий технологически сложных предприятий заточена под определенную технологию. Если же пытаться пиратским способом адаптировать технологии компании Hitachi Zosen Inova, то результатом такой адаптации станут риски экологического характера.

– Вообще, ситуация с МСЗ демонстрирует тот же результат, который касается всей мусорной реформы, – это провал проекта. Наше правительство вместо того, чтобы плотно заниматься развитием классических производств по переработке отходов, оказывать поддержку своим переработчикам, пошло на поддержку рискованного дорогостоящего проекта с зарубежным участием. И оказалось в проигрыше, – заявил депутат.

Следует отметить, что раньше в Татарстане действовало довольно мощное движение активистов, выступающих против строительства завода. Они неоднократно устраивали митинги, поддерживали активность в соцсетях, писали петиции и даже участвовали в публичных обсуждениях проекта. Сейчас активность этой группы фактически исчезла.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *