«На восстановление потребуется несколько месяцев»: в Татарстане упал спрос на автомобили

По данным Автостата
По данным Автостата, республика вошла в топ-5 регионов, лидирующих по объемам
продаж новых легковых автомобилей в январе-марте 2022 года. И все же показатели
упали на 32% по сравнению с прошлым годом. Эксперты предупредили — машин теперь
будет мало, стоить они будут дорого.

Татарстан вошел в пятерку регионов-лидеров по продажам новых легковых автомобилей. На первых местах традиционно Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на четвертом месте Краснодарский край, и, наконец, на пятом — Татарстан. За первые три месяца 2022 года в республике было продано 10 тысяч новых машин. В пресс-релизе Автостата указывается — показатели рынка легковых автомобилей упали во всех 30 субъектах России, представленных в рейтинге. Снижение достигло двузначных цифр во всех регионах, кроме Иркутской области (-4,2%)  и Москвы (-9,8%). В Татарстане падение составило 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Как пояснили эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», основное падение пришлось на март, когда рынок рухнул аж на две трети. И если в начале марта сработал эффект паники, и многие россияне купили автомобиль в качестве попытки спасти свои накопления на фоне растущих курсов валют и неопределенности в мире, то в апреле этого фактора уже не было. Вполне вероятно, что объемы продаж упадут еще больше — об этом говорят автодилеры по всей стране. «АВТОСТАТ» дал прогноз, что по итогам года падение рынка составит 50-60% по сравнению с результатами прошлого года. 

Дешевле уже не будет

Кроме того, сильно выросли цены. В марте мы уже рассказывали, что стоимость автомобилей выросла в среднем на 20%, и она продолжает увеличиваться. Глядя на цифры, можно предположить, что из-за падающих продаж и цены будут идти вниз, но стоит заметить, что весь прошлый год только у официальных дилеров они ежемесячно росли на 1-3%, а в марте 2022 года скачок произошел на 10-30%. Как заметили эксперты «АВТОСТАТа», рост на этом не остановился, и уже в апреле многие производители продолжили менять ценники в сторону увеличения. 

«На восстановление потребуется несколько месяцев»: в Татарстане упал спрос на автомобили

К тому же, в конце февраля ЦБ поднял ключевую ставку до 20%, что привело к удорожанию автокредитов. Большая часть населения предпочла положить накопления на банковские вклады под высокий процент, а не покупать машину в кредит под 30%. В итоге спрос во всех отраслях рынка замедлился — и на автомобили в том числе. После этого ключевая ставка снизилась дважды, достигнув показателя в 14%. Но эксперты предупреждают — ждать того, что цены на машины упадут, не стоит. Текущую ситуацию в автомобильном рынке они объяснили на примере завода «Автоваз». С июня предприятие перейдет на режим сокращенной недели, но производиться автомобили будут с неполной комплектацией — без кондиционеров, АБС и другой электронно-управляемой техники. Комплектующие поставлялись в Россию из-за рубежа. Вероятнее всего, на сборке оставят только «нивы» и «гранты». 

— Рост цен в текущих геополитических и экономических условиях обусловлен курсом рубля. С одной стороны, он укрепился, но с другой стороны, продолжает проявляться дефицит автомобилей – их просто не поставляют сейчас в Россию. Поэтому, вероятно, производители сделали вывод о том, что нет смысла снижать цены. Сегодня мы наблюдаем предельную стоимость автомобилей, что сказалось на спросе: их просто перестали покупать, — сказал директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров. 

Приостановка деятельности не равна уходу с рынка

Мы направили запросы в татарстанские автосалоны, чтобы выяснить, что происходит на республиканском рынке. В пресс-службе «ТрансТехСервис» отрицательную динамику спроса и предложения связали с ограниченной доступностью автомобилей. Цены меняются ежедневно — то в меньшую, то в большую сторону, поэтому актуальные данные на конкретные автомобили нужно уточнять непосредственно в автосалоне.  

В «ТрансТехСервисе» обратили внимание, что приостановка поставок не равна прекращению продаж. Да, по ряду брендов поставки прекращены на неопределенный срок, в связи с чем сократилось предложение. 

— Однако, увеличился спрос на автомобили китайских производителей, так как, во-первых, на это влияет доступность самих автомобилей и запчастей, во-вторых, качество самих автомобилей по уровню не уступает продукции европейских и корейских производителей, что подтверждается многолетними гарантийными обязательствами завода изготовителя, — сообщили в пресс-службе компании. 

«На восстановление потребуется несколько месяцев»: в Татарстане упал спрос на автомобили

Напомним, что о приостановке поставок в Россию сообщили производители автомобилей Audi, BMW, Ferrari, Ford, Honda, Infiniti, Jaguar, Lamborghini, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota. Volkswagen и Skoda. Поставки некоторых китайских и корейских автомобилей также происходят с перебоями, но виной всему — нарушенные логистические цепочки. 

Некоторые иномарки собирались на российских заводах, в том числе в Татарстане. Так, в режим простоя ушел завод Ford Sollers, расположенный в Елабуге. Пострадал от санкций и завод «КАМАЗ», с которого в том числе выходили коммерческие грузовики «Мерседес-Бенц» с большой и малой грузоподъемностью. 

Компании, взявшие паузу в своих отношениях с Россией, впрочем, утверждают, что несмотря на изменение режима работы предприятий, сотрудники сохраняют свои рабочие места и заработную плату. 

Так, Volkswagen Group Rus приостановила производство на площадках в России, ее сотрудники находятся в режиме простоя до дальнейшего уведомления. 

— Экспорт автомобилей в Россию также приостановлен, — передали KazanFirst в пресс-службе.

Компания Mitsubishi Motors приостановила импорт и производство на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, однако отгрузка автомобилей и запасных частей российским дилерам ведется в штатном режиме, используя текущий сток. Центральный офис компании «ММС Рус» также продолжает работу в стандартном режиме, без каких-либо изменений в штате сотрудников и его численности.

Тем временем, даже оплаченные российские клиентами автомобили не могут добраться до своих хозяев. The Wall Street Journal сообщил, что в бельгийском порту Зебрюгге застряли восемь тысяч премиальных автомобилей, которые планировалось привезти в Россию.  Речь идет о моделях Lexus, Mercedes-Benz и Cadillac, которые, предположительно, уже были оплачены российскими клиентами. По словам представителя порта Марка Адриансенса, которые приводит издание, перспективы доставки этих машин в Россию пока неопределенные. Он предполагает, что если они и попадут в страну, то нескоро.

Больше всех пострадал премиальный рынок

Директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова рассказала, что локальное производство сейчас находится в нестабильном положении, как и весь автомобильный рынок. На сегодняшний день некоторые автопроизводители ограничили ввоз автомобилей на территорию России из-за сложившейся на международном рынке ситуации. Это также спровоцировало перебои в логистике, задержки в поставке комплектующих для локального производства. 

«На восстановление потребуется несколько месяцев»: в Татарстане упал спрос на автомобили

— В целом ситуация в массовом сегменте стабильнее, чем в премиальном. Сейчас сложно оценить сроки реализации имеющихся автомобилей, так как покупательский спрос в текущих условиях быстро меняется. К тому же в каждом регионе есть свои особенности. Цены на авторынке увеличились – таким образом автодилеры нивелируют свои риски, связанные с нестабильностью курсов валют и политической обстановкой. В дальнейшем ценообразование будет зависеть от экономических и политических факторов, а также от позиции автопроизводителей, — сказала она. 

Руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов заметил, что в 1 квартале 2022 года продажи автомобилей в Татарстане упали сильнее, чем в целом по стране. Несмотря на это, республика по-прежнему входит в пятерку крупнейших региональных авторынков в России, и это один из самых экономически развитых субъектов в России, в котором есть все условия как для ведения автобизнеса, так и для покупки автомобилей.

— Кроме этого, в Татарстане базируется дилерский холдинг «ТрансТехСервис», который входит в ТОП-5 лидеров российского рынка авторитейла. При этом в самой республике насчитывается порядка 120 дилеров различных марок — по данному показателю она располагается на третьем месте в стране, — сказал Тимерханов.

Руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников сказал, что в апреле 2022 года продажи новых автомобилей снизились в три раза и составили всего 27,2 тысяч экземпляров. В автосалонах Татарстана также снизился трафик в связи отсутствием выбора и  высокими ценами на новые авто. 

— Правда, во второй половине месяца сформировалась положительная динамика: рост зарегистрированных авто на 19% с 18 по 24 апреля и на 17% — с 25 апреля по 1 мая включительно. Если сравнивать с мартом, то во втором месяце продажи были значительно выше — 55 129 экземпляров, — так как россияне не стали откладывать покупку авто, опасаясь, что цены вырастут еще сильнее, — описал ситуацию в татарстанских автосалонах Решетников.

По его словам,  на сегодняшний день в автосалонах республики отсутствует большинство премиальных автомобилей, а также моделей повышенных комплектаций. Это объясняется не только приостановкой поставок со стороны 80% зарубежных брендов, но и сокращением производства новых машин из-за дефицита электроники и сырья для машиностроения. Запасы дилеров уже подошли к концу, не считая ассортимента китайских, корейских и отечественных авто, которые с июня будут поставляться в базовых вариациях. 

— Что касается стоимости новых авто, то в апреле наметилась тенденция на их снижение. Только 5 автопроизводителей обновили свои прайсы — Subaru, Volkswagen и Opel на 4-58%, Geely (42-55%) и УАЗ. При этом некоторые автомобили стали дешевле: в начале апреля Lada Vesta  в базовой комплектации Classic можно было приобрести за 1 350 000 рублей, тогда как в марте она стоила на 300 000 дороже, — рассказал Решетников.

Полный уход западных брендов не исключен

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов затрудняется делать прогнозы, поскольку ситуация на автомобильном рынке довольно сложная. К этому прибавляется снижение доходов населения, что влияет на способность покупать товары длительного пользования, к которым относятся автомобили. 

«На восстановление потребуется несколько месяцев»: в Татарстане упал спрос на автомобили

— Теоретически, если ушедшие бренды вернутся, авторынок может продолжить развиваться дальше, но на полное восстановление ему все равно потребуется несколько месяцев. Но не исключен вариант, при котором часть автомобильных брендов уйдут из РФ окончательно, что приведет к уменьшению объема авторынка, сокращению продаж новых автомобилей. Ушедшие марки не исчезнут, так как их уже продано много, и на них продолжат ездить, не исключено, что их даже продолжат ввозить в страну, но уже неофициально, — считает эксперт.

По мнению Баранова, на отечественный рынок могут прийти новые автомобильные марки, но их не так много, и они не так известны. Какая-то часть потребителей может их выбрать, но этим новым компаниям все равно потребуется много времени, чтобы закрепиться в России, что удастся не всем. Запасы же автомобилей могут восполнять разными способами, как официально, так и неофициально. То же относится и к комплектующим. 

— Можно ожидать увеличения рынка автомобилей с пробегом, которых станут продавать больше, если новых автомобилей не будет хватать, — резюмировал аналитик.

На рынке грузовых автомобилей тоже затишье

Депутат Госсовета РТ от Партии Роста, генеральный директор группы компаний «Кориб» Олег Коробченко не наблюдает прежнего дефицита грузовых автомобилей на рынке, поскольку произошло падение спроса почти на 50%. Оставшиеся 50%, по предположениям депутата, может обеспечить КАМАЗ. 

— Падение спроса было ожидаемо, но мы ощутили его только в апреле. В марте при резком, почти двукратном, росте курса доллара потребители стремились сохранить свои деньги и скупали как легковые, так и грузовые автомобили, несмотря на рост цен из-за подорожания металла. Спрос был ажиотажный, а сейчас наблюдается затишье. Оно вызвано несколькими причинами – после повышения ключевой ставки Центробанком, выросла ставка и по лизингу, что для B2B-сегмента стало болезненным (грузовые автомобили обычно приобретают в лизинг – Ред.) На прошлой неделе ставка снизилась, но прогнозы по дальнейшей реакции рынка делать пока рано, тем более, что цены для дилеров производитель пока не снижает. Кроме того, потребители ждут от КАМАЗа возобновление производства автомобилей семейства К3 с двигателями «Евро 2», — поделился собеседник. Существующих запасов комплектующих на заводе, и на «Корибе», который занимается техобслуживанием и капремонтом автотехники «КАМАЗ», должно хватить примерно до конца года, считает Коробченко. За это время мы ожидаем отстройку новых логистических цепочек — поставки запчастей в рамках параллельного импорта, а также из Китая. Но это тоже временное решение. 

— Ведь что такое заменить оригинальную запчасть? Расскажу на примере борща. Хозяйке для супа нужны определенные ингредиенты – свекла, капуста, картошка, а ей предлагают их чем-то заменить. Суп она, конечно, сварит и из других продуктов, но это будет уже не борщ и для того, чтобы его вкус напоминал привычный, нужно приложить усилия и время, — обратил внимание депутат.

Поэтому политик надеется на реальное импортозамещение в отрасли машиностроения — логично, если двигатель у отечественного грузовика будет камазовский, топливная аппаратура, к примеру, — ярославская, коробка камазовская, гидроусилитель руля — борисовский. 

— КАМАЗ уже озвучил свои заявки по комплектующим, когда встретился с представителями малого и среднего бизнеса на Дне поставщика в Набережных Челнах. Работа идет и допускать простой, который в мае ожидается на том же АвтоВАЗе из-за недостатка комплектующих, никому не хочется, — сказал Коробченко.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *