Агрегаторы такси и сервисы каршеринга получат доступ к базе ГИБДД

У компаний появится возможность проверять наличие прав у водителей в режиме реального времени. Сделает ли это поездки безопаснее?
У компаний появится возможность проверять наличие прав у водителей в режиме
реального времени. Сделает ли это поездки безопаснее?

«Добро пожаловать на борт, мистер Даллас. Остаток до истечения лицензии — пять единиц». Так в фильме «Пятый элемент» персонажа Брюса Уиллиса, водителя такси, встречала автоматизированная система проверки. В фантастической картине о конце света шофера за баранкой в реальном времени проверяли на наличие действующего водительского удостоверения и количество штрафов.

В России такси пока не летают. Однако системы, которые позволят контролировать, кто сел за руль такси и обладает ли он нужными навыками, могут появиться уже до конца 2022 года. МВД и Минцифры уже ведут работу по заключению соглашения о настройке и адаптации онлайн-базы ГИБДД, которая позволит агрегаторам такси и каршеринга в режиме реального времени проверять наличие прав у водителей.

«Разработка соответствующих видов сведений начнется после заключения вышеуказанного соглашения», — уточняют в министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций страны.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

Собственно, просьбы к ГИБДД о предоставлении возможности автоматизированной проверки ВУ звучат еще с 2018 года.

— Мы могли бы сделать перевозки безопаснее, если бы у нас была возможность проверять в автоматизированном режиме водительское удостоверение, — заявлял на Всероссийском семинаре руководства ГИБДД в Сочи директор по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России и Белоруссии Алексей Федотов.

Эксперимент, проведенный компанией в Новосибирске, показал, что инициатива и правда необходимая. В ГИБДД был передан список всех зарегистрированных в сервисе удостоверений. Выяснилось, что 3% из попавших в перечень шоферов были лишены водительских прав. Цифра, вроде бы, не самая большая. Однако многие пассажиры будут не слишком рады, оказавшись в автомобиле с «рулевым», уже успевшим отметиться серьезными нарушениями ПДД.

По данным Госавтоинспекции, примерно половина «лишенцев» не спешат сдавать водительское удостоверение и продолжают им незаконно пользоваться — иногда недолго, а порой — годами. Нередки и случаи, когда шоферы «гоняют», имея только поддельные или купленные в интернете права. Еще более яркими красками играют аналогичные ситуации, когда подобный персонаж оказывается за рулем такси.

— Мы проводим огромную работу, чтобы эти удостоверения изъять. Потом эти люди, лишенные прав, продолжают управлять авто. Плюс мы знаем, что идет задвоение — похожие друг на друга люди ездят по одному водительскому удостоверению, в том числе возят пассажиров, — отмечал глава ГИБДД РФ Михаил Черников.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

Как пояснили в пресс-службе «Яндекс.Такси», если таксопарки и агрегаторы получат доступ к подобным электронным базам данных, то смогут оперативно проверять, не истек ли срок действия удостоверения водителя, не лишен ли он прав, зарегистрировано ли вообще данное ВУ в базе ГИБДД. Если же шофер утратил право управлять автомобилем, то его доступ к онлайн-заказам тут же будет ограничен.

Собственно, проверка наличия водительского удостоверения при помощи фотоконтроля в том же «Яндекс.Такси» и у других агрегаторов уже работает. Обычно шоферу необходимо выслать снимки лицевой и обратной стороны документа, а также селфи с «корочкой». Затем данные проверяют по базам Госавтоинспекции.

Однако тут возникают нюансы. Во-первых, уже прошедший проверку водитель может впоследствии лишиться удостоверения. И выполнять заказы еще какое-то время — как минимум до следующей проверки. Во-вторых, известны случаи, когда шоферы использовали чужие права или аккаунт, а также поддельные снимки. Попытки «обмануть систему» вряд ли часто заканчиваются успешно — контролируют ситуацию и при помощи машинного обучения, и сотрудников таксопарков.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

По словам откатавшего более 5 тысяч заказов челнинского водителя Наиля Зималиева, нововведение может только добавить лишних хлопот шоферам.

— Права и сейчас проверяют, а толку? Кто хочет как-то мухлевать, он и в таком случае выход найдет, — рассуждает таксист.

По мнению Зималиева, реализация проверок будет наверняка максимально неудобной для водителей. Например, если сверку по базе необходимо будет пройти перед выходом на линию.

— Сел ты в машину, включил приложение. А у ГИБДД, условно, база подвисла. И тебя к заказам не пускают. И что в таком случае делать? Писать в поддержку? А если в такой ситуации не будут ограничивать работу, то в чем тогда вообще смысл такой проверки? — приводит водитель пример.

Как рассказал шофер, «Яндекс» де-факто сейчас монополист на рынке легковых такси. Однако и этот агрегатор испытывает сейчас сложности, потому что не может — да и не сможет, считает Зималиев — найти баланс между своими доходами и прибылью таксопарков, оплатой труда водителей и желанием клиентов ехать чуть ли не задаром.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

— Водители уже сколько бунтуют, что доход падает. Но если здраво рассуждать, он и не вырастет. У людей денег сейчас меньше. У таксопарков расходы только растут. Там и запчасти, и лизинг, цены только вверх идут. Сам агрегатор тоже должен зарплату и программистам платить, и рекламщикам условным, кто там еще у них. Каждый немного хочет отщипнуть, — считает таксист.

Как отмечает собеседник KazanFirst, в такси скоро останутся «только бомбилы и те, кому просто не хочется сидеть на месте». Другими словами, либо те, кто больше ничего не умеет. Либо уже достаточно состоятельные люди, с собственным автомобилем, ушедшие на покой, но слишком привыкшие к какой бы то ни было деятельной жизни.

— За деньгами в такси идти не стоит, это точно. Сейчас права у каждого второго-третьего, даже если он не ездит. Да там и не должно быть денег — это не ракетные двигатели строить, тут особых навыков не нужно, — усмехается бывалый таксист.

Особого же ужесточения контроля на рынке такси водитель не ожидает. Потому что и новые базы данных, и обязательные алкотестеры в машине или датчики усталости не изменят одного. Сам агрегатор хоть и выполняет обязанности некоего ревизора, в действительности не несет никакой ответственности. Как говорится, «казино всегда выигрывает». И комиссия все равно уйдет агрегатору — неважно, в каком состоянии был шофер и его машина, были у водителя права или только «отфотошопленная» распечатка.


Читайте также: Сервисам по аренде электросамокатов не хватает правовой базы


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *