У компаний появится возможность проверять наличие прав у водителей в режиме реального времени. Сделает ли это поездки безопаснее?

Агрегаторы такси и сервисы каршеринга получат доступ к базе ГИБДД

У компаний появится возможность проверять наличие прав у водителей в режиме реального времени. Сделает ли это поездки безопаснее?

«Добро пожаловать на борт, мистер Даллас. Остаток до истечения лицензии - пять единиц». Так в фильме «Пятый элемент» персонажа Брюса Уиллиса, водителя такси, встречала автоматизированная система проверки. В фантастической картине о конце света шофера за баранкой в реальном времени проверяли на наличие действующего водительского удостоверения и количество штрафов.

В России такси пока не летают. Однако системы, которые позволят контролировать, кто сел за руль такси и обладает ли он нужными навыками, могут появиться уже до конца 2022 года. МВД и Минцифры уже ведут работу по заключению соглашения о настройке и адаптации онлайн-базы ГИБДД, которая позволит агрегаторам такси и каршеринга в режиме реального времени проверять наличие прав у водителей.

«Разработка соответствующих видов сведений начнется после заключения вышеуказанного соглашения», - уточняют в министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций страны.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

Собственно, просьбы к ГИБДД о предоставлении возможности автоматизированной проверки ВУ звучат еще с 2018 года.

- Мы могли бы сделать перевозки безопаснее, если бы у нас была возможность проверять в автоматизированном режиме водительское удостоверение, - заявлял на Всероссийском семинаре руководства ГИБДД в Сочи директор по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России и Белоруссии Алексей Федотов.

Эксперимент, проведенный компанией в Новосибирске, показал, что инициатива и правда необходимая. В ГИБДД был передан список всех зарегистрированных в сервисе удостоверений. Выяснилось, что 3% из попавших в перечень шоферов были лишены водительских прав. Цифра, вроде бы, не самая большая. Однако многие пассажиры будут не слишком рады, оказавшись в автомобиле с «рулевым», уже успевшим отметиться серьезными нарушениями ПДД.

По данным Госавтоинспекции, примерно половина «лишенцев» не спешат сдавать водительское удостоверение и продолжают им незаконно пользоваться - иногда недолго, а порой - годами. Нередки и случаи, когда шоферы «гоняют», имея только поддельные или купленные в интернете права. Еще более яркими красками играют аналогичные ситуации, когда подобный персонаж оказывается за рулем такси.

- Мы проводим огромную работу, чтобы эти удостоверения изъять. Потом эти люди, лишенные прав, продолжают управлять авто. Плюс мы знаем, что идет задвоение - похожие друг на друга люди ездят по одному водительскому удостоверению, в том числе возят пассажиров, - отмечал глава ГИБДД РФ Михаил Черников.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

Как пояснили в пресс-службе «Яндекс.Такси», если таксопарки и агрегаторы получат доступ к подобным электронным базам данных, то смогут оперативно проверять, не истек ли срок действия удостоверения водителя, не лишен ли он прав, зарегистрировано ли вообще данное ВУ в базе ГИБДД. Если же шофер утратил право управлять автомобилем, то его доступ к онлайн-заказам тут же будет ограничен.

Собственно, проверка наличия водительского удостоверения при помощи фотоконтроля в том же «Яндекс.Такси» и у других агрегаторов уже работает. Обычно шоферу необходимо выслать снимки лицевой и обратной стороны документа, а также селфи с «корочкой». Затем данные проверяют по базам Госавтоинспекции.

Однако тут возникают нюансы. Во-первых, уже прошедший проверку водитель может впоследствии лишиться удостоверения. И выполнять заказы еще какое-то время - как минимум до следующей проверки. Во-вторых, известны случаи, когда шоферы использовали чужие права или аккаунт, а также поддельные снимки. Попытки «обмануть систему» вряд ли часто заканчиваются успешно - контролируют ситуацию и при помощи машинного обучения, и сотрудников таксопарков.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

По словам откатавшего более 5 тысяч заказов челнинского водителя Наиля Зималиева, нововведение может только добавить лишних хлопот шоферам.

- Права и сейчас проверяют, а толку? Кто хочет как-то мухлевать, он и в таком случае выход найдет, - рассуждает таксист.

По мнению Зималиева, реализация проверок будет наверняка максимально неудобной для водителей. Например, если сверку по базе необходимо будет пройти перед выходом на линию.

- Сел ты в машину, включил приложение. А у ГИБДД, условно, база подвисла. И тебя к заказам не пускают. И что в таком случае делать? Писать в поддержку? А если в такой ситуации не будут ограничивать работу, то в чем тогда вообще смысл такой проверки? - приводит водитель пример.

Как рассказал шофер, «Яндекс» де-факто сейчас монополист на рынке легковых такси. Однако и этот агрегатор испытывает сейчас сложности, потому что не может - да и не сможет, считает Зималиев - найти баланс между своими доходами и прибылью таксопарков, оплатой труда водителей и желанием клиентов ехать чуть ли не задаром.

«Права и сейчас проверяют, а толку то?»

- Водители уже сколько бунтуют, что доход падает. Но если здраво рассуждать, он и не вырастет. У людей денег сейчас меньше. У таксопарков расходы только растут. Там и запчасти, и лизинг, цены только вверх идут. Сам агрегатор тоже должен зарплату и программистам платить, и рекламщикам условным, кто там еще у них. Каждый немного хочет отщипнуть, - считает таксист.

Как отмечает собеседник KazanFirst, в такси скоро останутся «только бомбилы и те, кому просто не хочется сидеть на месте». Другими словами, либо те, кто больше ничего не умеет. Либо уже достаточно состоятельные люди, с собственным автомобилем, ушедшие на покой, но слишком привыкшие к какой бы то ни было деятельной жизни.

- За деньгами в такси идти не стоит, это точно. Сейчас права у каждого второго-третьего, даже если он не ездит. Да там и не должно быть денег - это не ракетные двигатели строить, тут особых навыков не нужно, - усмехается бывалый таксист.

Особого же ужесточения контроля на рынке такси водитель не ожидает. Потому что и новые базы данных, и обязательные алкотестеры в машине или датчики усталости не изменят одного. Сам агрегатор хоть и выполняет обязанности некоего ревизора, в действительности не несет никакой ответственности. Как говорится, «казино всегда выигрывает». И комиссия все равно уйдет агрегатору - неважно, в каком состоянии был шофер и его машина, были у водителя права или только «отфотошопленная» распечатка.


Читайте также: Сервисам по аренде электросамокатов не хватает правовой базы


16 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Радмила
Сейчас все таксисты, читающие эту статью, засветились)))) Зато это будет безопаснее для пассажиров
0
0
Ответить

Радмила
@Радмила Опечатка. Засуетились хотела написать))))
0
0
Ответить

Анютка
@Радмила Еще бы не засуетиться. Теперь на работу будет проблематичнее устроится. Все, дорогие таксисты, скоро ваша лавка прикроется
0
0
Ответить

Рафик
Согласен с коллегой, для нормальных таксистов проблемы прибавятся. И без этого всего нормально работается, зачем усложнять?
0
0
Ответить

Аноним
@Рафик Если нет косяков, то нечего бояться. Если вы переживаете, значит есть за что.
0
0
Ответить

Наиль Батрутдинов
@Рафик Безопасность на первом месте. Отличное решение для борьбы со злостными нарушителями. Я за то, чтобы этот вопрос был решен в пользу компаний
0
0
Ответить

Кристина Павлова
@Наиль Батрутдинов В наше время ребенка страшно одного в такси отправить. Думаю, что если они будут тщательно проверять все данные, то можно быть уверенной в том, что водитель хотя бы не лишен прав
0
0
Ответить

Многодетный отец
@Рафик Сейчас каждый кому не лень может стать таксистом, даже в офис не надо ходить для устройства, все делается удаленно. Очень удобно для дополнительного заработка, особенно у кого работа сменная.
0
0
Ответить

Тагир
За таксистов не скажу, но вот пользователей каршеринга точно надо проверять. Такие чайники катаются на шеринговых авто, опасно с ними на дороге. Без прав небось. Не знаю, как там с проверкой прав, сам не пользовался.
0
0
Ответить

Ратмир
Конечно не стоит идти за деньгами в такси, копейки достаются, а ещё если кто-нибудь оценку низкую поставит, и без причины снижают оценку, пиши пропало.
0
0
Ответить

Умник
Опаньки, кто-то штрафов не оберется.
0
0
Ответить

Мимопроходитель
У нас тоже скоро конец света ожидается? Так, где там моя Лилу?)
1
0
Ответить

Валя
Опять такси подорожает(((
0
0
Ответить

Константин
Интересно, как таксисты похожие между собой находят друг друга, чтобы ездит по одному удостоверению? Фантастика
0
0
Ответить

Барбариска
Этот вопрос требует хорошей подготовки в плане закона. По сути это слив персональных данных. Не каждый захочет, чтобы его сведения попали в руки таксомоторной компании. А если они будут пользоваться этими данными для противоправных действий? Никто ничего гарантировать не может
0
0
Ответить

Карина К.
@Барбариска Согласна, только недавно яндекс еда был взломан хакерами и все банковские карты клиентов попали в руки мошенников. Еще им данные водительских удостоверений подавай. А может еще ключи от сейфа?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite