Сервисам по аренде электросамокатов не хватает правовой базы

Разбираемся
Разбираемся, почему электросамокатчики до сих пор налетают на людей и попадают в
ДТП, хотя власти Татарстана неоднократно предпринимали попытки вразумить их.

Электросамокаты в Татарстане вот уже несколько лет, но до сих пор никто не понимает, как правильно вписать их в пространство республики. Уж и президент Рустам Минниханов сколько возмущался, ставил задачу разобраться. Но происшествий с участием электросамокатов меньше не становится. 

Так, с начала сезона в больницу обратились уже более 30 детей с травмами и ушибами, не говоря об общем количестве. А с начала сезона, кстати, не прошло и месяца.

Один из последних случаев произошел в Казани. Ребенок упал с самоката и получил рваную рану на ноге. Его отправили в ДРКБ на лечение. И это еще не самое страшное происшествие. Например, в мае прошлого года юная самокатчица сбила ребенка, а затем сразу скрылась с места. Малыш получил перелом голени и сотрясение мозга, а его мать несла громко плачущего сына до больницы.

Мы решили обсудить с экспертами, когда ездоки возьмутся за голову и собираются ли власти как-то ограничить их.

В некоторых местах даже для пешеходов среда ужасающая

— Если говорить о передвижении по городу, то нужно обязательно ограничивать скорость самокатов в местах общественного пользования, то есть в местах пребывания людей. В обязательном порядке нужно предусматривать установку отдельных полос для движения подобной техники, то есть это те же самые велосипедные полосы, — поделился начальник Управления развития информационных технологий в сфере безопасности дорожного движения Ильдар Фарахов.

«Самокатам очень нужна правовая база»

Нужно, кстати, отметить, что на электросамокате разрешается ездить в состоянии алкогольного опьянения, как бы абсурдно это ни звучало. А все потому, что с точки зрения ПДД самокатчик – это пешеход, и правила он соблюдает такие же, как человек, передвигающийся на своих двоих.

— Самокат не является транспортным средством. На него не распространяются правила, которые распространяются на участников дорожного движения, — уточнил Фарахов.

Велоактивист Фарид Ахметов считает, что у этого вопроса есть две стороны. Первая – это, конечно, вопрос безопасности и ограничений, а вторая – то, что сам бизнес связан с людьми, которые пользуются самокатами не чтобы прокатиться по набережной, а съездить на работу или учебу. Поэтому если вводятся ограничения по скорости, то и пользователей логично становится меньше, так как на дорогу уходит больше времени и денег, легче заказать такси. Остается лишь категория граждан, которые хотят просто покататься, развеяться.

— Основная проблема именно с ними, — подчеркнул активист. – Должны быть и нормальные велодорожки по всему городу – безопасные, продуманные, удобные. Нужно, чтобы все это было осмысленно и комплексно, тогда и вопрос безопасности вставать не будет.

По словам Ахметова, было бы здорово, если бы скорость ограничивалась в зависимости от концентрации людей, находящихся на определенном участке. Но для этого должны применяться более высокие технологии. А вообще, было бы глупо применять единые правила по всему Татарстану, так как ландшафт в разных районах разнообразный. Взять, к примеру, Альметьевск, на всем протяжении которого установлены велосипедные дорожки, и Казань, где такого почти не встретишь.

— В некоторых местах даже для пешеходов среда ужасающая: где-то можно споткнуться, очень узкие участки, меньше метра, в частности на Профсоюзной, где-то вообще отсутствуют тротуары, и это в центре города! Кроме того, есть ямы, люки, столбы, заборы. Достаточно чуть-чуть задеть этот забор – и велосипедист либо самокатчик получает очень серьезные травмы рук, лица и так далее. Стоят и магазины со входными группами, которые сужают тротуары. Этого безобразия ну просто масса, неудивительно, что люди травмируются, — перечислил Фарид Ахметов и добавил, что на улице Баумана часто можно встретить пьяных «водителей».

«Самокатам очень нужна правовая база»

Большую роль играет еще и размер колес. Например, у велосипеда большие колеса, что позволяет ему без проблем проезжать какие-либо неровности. У самоката же дела обстоят иначе, ему «легче» попасть в неприятности. К тому же у него узкий руль, что мешает уверенно маневрировать.

Несовершеннолетних ждет наказание

В шеринговой компании электросамокатов Whoosh не отрицают, что уже давно необходима правовая база.

— По действующим ПДД самокаты Whoosh не являются механическим транспортным средством. Они системно ограничены в мощности – до 0,25 кВт и не развивают скорость быстрее 20-25 км/ч (в зависимости от города), — сообщили в пресс-службе. – То есть шеринговые самокаты относятся к категории «велосипед».

При этом частные самокаты никаких ограничений на данный момент не имеют – ни по скорости, ни по мощности. Многие из них по техническим характеристикам практически схожи с мопедом. Так отметили в Whoosh.

— Самокатам – и частным, и шеринговым – очень нужна правовая база, ПДД для СИМ (средств индивидуальной мобильности). Нужно понять, где и как именно могут ехать маломощные самокаты, где мощные, какая ответственность за нарушение этих правил именно на уровне ПДД. Изменения обсуждаются на федеральном уровне, экспертами в области транспорта, безопасности и городской среды, и мы надеемся, что в скором времени они будут приняты.

«Самокатам очень нужна правовая база»

Ездить на самокатах Whoosh можно только с 18 лет, но это не помешало ребятам помладше из Набережных Челнов. Так, недавно сервис без одобрения местных чиновников зашел в автоград, после этого жители начали замечать подростков на электросамокатах.

Правоохранители в ответ на это разъяснили, что если самокат по техническим характеристикам будет соответствовать пороговым значениям для мопеда или мотоцикла, то понадобятся права категории «М» или «А».

— Для получения права на управление мопедами или маломощными мотоциклами необходимо достичь 16-летнего возраста, а более мощными мотоциклами — 18 лет. Поэтому лица, достигшие 16-летнего возраста и управляющие такими устройствами, в случае отсутствия права управления ими будут привлечены к административной ответственности по статье «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», — напомнили в МВД по Татарстану.

Нарушителей будут штрафовать на сумму от 5 до 15 тысяч рублей. 

А тем временем Минпромторг, мэрия Москвы и НАМИ добиваются, чтобы все ввозимые в Россию электросамокаты, моноколеса и гироскутеры имели предустановленный производителем ограничитель скорости 25 км/ч, функцию автоматического замедления в парках, а также систему спутникового слежения.


Читайте также: Самокат не покатит: Whoosh притормозили в Челнах


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *