«В ханафитском мазхабе — истоки мирного сосуществования и добрососедства народов разных национальностей и вероисповедания»

В Общественной палате Татарстане обсудили
В Общественной палате Татарстане обсудили, как принятие ислама в Волжской
Булгарии заложило основы для диалога между мусульманами и православными вплоть
до сегодняшнего дня.

Принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году заложило основу дружественному развитию ислама и православия в Татарстане. Об этом говорили участники круглого стола на тему «Принятие ислама Волжской Булгарией в формировании поликонфессиональной среды и культуры диалога современного российского Поволжья», который провели в Общественной палате Татарстана. Председатель ОП РТ Зиля Валеева своим приветствием задала тон для обсуждения темы межконфессионального диалога в Татарстане.

— Я вспоминаю, как в своё время к нам приезжал тогдашний комиссар по правам в Совете Европы Альваро Хиль-Робес. С большим интересом он изучал опыт нашей республики. Затем, когда он давал интервью, мне запомнилась его фраза: «Татарстан — это регион, в котором никто не отрицает правды другого». Это было сказано образно. Но это относится в полной мере к нашей Российской Федерации, — заявила спикер.

«В ханафитском мазхабе - истоки мирного сосуществования и добрососедства народов разных национальностей и вероисповедания»

Ректор Российского исламского института и заммуфтия РТ Рафик Мухаметшин заявил, что в понимании празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией у некоторых мусульманских народов России не всё так просто.

Например, мусульмане на Кавказе указывают на город Дербент в Дагестане, который по данным исторических источников, в 744 году становится мусульманским городом.

— Поэтому там задаются вопросом, почему такое внимание именно к принятию ислама Волжской Булгарией? — говорил Мухаметшин. На этот вопрос он сам же и ответил. — Здесь ключевой момент — Волжская Булгария, поскольку именно там ислам не просто распространяется, а ислам становится государственной религией. По сути, 922 год — это год появления первого мусульманского государства на территории современной России. На Кавказе мусульманские государства к этому времени и в более поздний период не было.

Первый заммуфтия Ильфар хазрат Хасанов раскрыл идеологический потенциал ханафисткого мазхаба (правовая школа, распространённая в Татарстане и в Башкортостане) для поликонфессионального диалога. Именно эта правовая школа и была принята в 922 года Волжской Булгарией.

— Татарский и мусульманский ученый Мухаммад Рамзи в 1908 году писал, что татарские имамы всегда были суннитами, по вероубеждению матуридитами, по мазхабу ханафитами. Когда нашего муфтия Камиля хазрата Самигуллина спрашивают, что такое традиционный ислам, он всегда приводит эти слова Рамзи и подчёркивает: «Это именно та версия ислама, которая была распространена на территории Татарстана и Поволжья до революции 1917 года», — говорил Хасанов.

Он отмечает, что революция 1917 году поставила на паузу развитие религий в России.

— Но сегодня ДУМ РТ делает попытки возрождения ханафитского мазхаба и ценности матуридитской акыды (вероубеждения). Именно в этой традиции мы видим истоки веротерпимости и просвещения татарской нации, мирного сосуществования и добрососедства народов разных национальностей и вероисповедания. Ханафитский мазхаб, которого веками придерживаются мусульмане Поволжья и большей части России, сам рожден был в период мозаики различных культур и верований. Великий имам Абу Ханифа жил и работал в Куфе, которая была в гуще разных религий и вероубеждений, — рассказывал Ильфар хазрат Хасанов.

«В ханафитском мазхабе - истоки мирного сосуществования и добрососедства народов разных национальностей и вероисповедания»

Доцент кафедры исламоведения Казанской православной духовной семинарии иеромонах Роман Модин также вспоминал, как представители Европы восторгались добрососедским сосуществованием в Татарстане мусульман и православных.

— В год Тысячелетия Казани в нашем городе работали иностранные журналисты. Они опрашивали жителей города о совместном проживании людей разных конфессий. В итоге был создан замечательный фильм, который, к сожалению, не попал в наши каналы распространения информации. Этот фильм назывался «Чудо на берегах Волги». Мы смогли лишь отсмотреть какие-то фрагменты этого фильма на этапе монтажа, — вспоминал иеромонах Роман.

Представитель Казанской семинарии признал, что на самом деле совместное проживание людей мусульманского и христианского мировоззрений — это результат трудного исторического опыта. В то же время, подчеркнул иеромонах Роман, известно из истории Российской государственности, что её жители никогда не поднимали руки друг на друга из-за этнической или религиозной неприязни. Далее он перечислил несколько проектов, которые реализуются в Татарстане в сотрудничестве татарстанского муфтията и митрополии: например сотрудничестве между мусульманскими врачами-табибами и православными врачами.

Также иеромонах вспомнил, что в Казани частенько между представителями муфтията и метрополии бывают товарищеские футбольные и хоккейные матчи. На одном из таких матчей иеромонаха Романа приятно удивил образ муфтия Татарстана Камиля Самигуллина.

— Я впервые увидел имама, который играет и занимается спортом в специальной шариатской одежде, был одет по канонам ислама, — вспоминал Роман Модин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *