Пороки мусорной реформы: коррупция и саботаж работы

В авторской колонке
В авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, депутат Госсовета
Татарстана Николай Атласов рассказывает, как одно ТСЖ вскрыло бессмысленность
попытки реализовать федеральную реформу.

Круглый стол, проведенный фракцией КПРФ в Государственной Думе по теме мусорной реформы, позволил обратить внимание на очень острую проблему конфликтных взаимоотношений товариществ собственников жилья (ТСЖ) и региональных операторов.

В контексте этого одним из наиболее интересных и эмоционально заряженных было выступление председателя одного из ТСЖ города Самары Олега Сергеева, который уже не первый год судится с руководством местного регионального оператора – компании «Экостройресурс». С первых слов своего выступления он обозначил желание на примере своего ТСЖ вскрыть все пороки мусорной реформы, которая, по его словам, является не мусорной реформой, а мусорным оброком.  

Пороки мусорной реформы: коррупция и саботаж работы

Сергеев обратил внимание на одну проблему – довольно распространенное в регионах явление – спайку компании–регионального оператора с местной властью. Очевидно, что такая спайка опирается на отношения коррупционного характера. Результатом такого «сотрудничества» является всемерная защита властью интересов регионального оператора, естественно, в ущерб интересам населения и бизнеса. Сразу скажу, что подобного рода аффилированность характерна не для всех регионов. Там, где мусорные операторы выбраны по итогам более-менее справедливых конкурсных процедур, там местная власть жестко контролирует их деятельность, вплоть до того, что досрочно ставит вопрос о смене компании–регионального оператора в случае, если она не справилась.

В Самарской области, судя по приведенным Олегом Сергеевым примерам, ситуация иная. Глава ТСЖ за время своих «боданий» направил в разные инстанции множество жалоб на действия регоператора, но все они в итоге переправляются «тому же самому регоператору из бывшего [областного] министерства ЖКХ, которое это дело саботирует». Иначе говоря, положительных и результативных реакций на такие жалобы нет.

Олег Сергеев обратил внимание на расхождения в цифрах относительно общего объема собираемых в Самарской области ТКО. В территориальной схеме обращения ТКО сказано, что в области ежегодно образуется 1,3 миллиарда тонн мусора в год. Это на 36% меньше, чем цифра, которая заложена в нормативах накопления ТКО, на основании которых регоператор выставляет счета физическим и юридическим лицам. Данный факт означает, что регоператор получает плату за свои услуги по завышенным объемам мусора и эта разница заложена в тариф. По оценкам Сергеева, стоимость «воздуха» составляет два миллиарда рублей, которые вынимаются из карманов потребителей и перекладываются в карман регоператора. При этом, по словам главы ТСЖ, на протяжении трех лет никто в области эти тарифы не пересматривал, в результате каждый год регоператор кладет себе в карман по два миллиарда рублей. При том, что это коммунальная услуга, которая должна ежегодно пересматриваться.

Пороки мусорной реформы: коррупция и саботаж работы

Выступая перед депутатами Государственной Думы из фракции КПРФ, перед представителями Минприроды РФ, Олег Сергеев обратил внимание на еще один аспект реализации мусорной реформы в Самарской области – фирму-прокладку. По его словам, она зарабатывает по 15 процентов от оборота в год, в деньгах это 450 миллионов рублей. При этом 420 миллионов рублей областной бюджет выделяет в качестве субсидий регоператору «на выпадающие доходы».

Огромной проблемой в Самарской области являются сортировочные линии. По словам Сергеева, к настоящему времени в регионе построено 8 сортировок. Но некоторые из них де-факто являются пустыми металлическими ангарами, каждый из которых, как утверждает Сергеев, в год «умудряется сортировать по несколько сот тысяч тонн мусора». Тем не менее сортировки задействованы всего лишь на 30 процентов своих заявленных мощностей, но в совокупности они сортируют всего лишь 1,5 процента от общего объема всех областных ТКО. Как подсчитал глава ТСЖ, если такими темпами двигаться дальше, то Самарская область достигнет результата 50 процентов сортировки в лучшем случае к концу столетия. Никто из должностных структур, по его словам, не реагирует на это должным образом, потому что никому ничего не надо.

Еще один подозрительный штрих к мусорной реформе в Самарской области. Олег Сергеев заявил, что в качестве эксперимента на закупку контейнеров в регионе «министерство экологии» (вероятно, имелось в виду все-таки Минприроды РФ) выделило около 250 миллионов рублей. Столько же на эти цели давали из регионального бюджета два года назад. «Сколько в итоге закуплено контейнеров? – задался риторическим вопросом Сергеев. – Ноль». И сегодня, по его словам, контейнеров для раздельного сбора в Самарской области нет.

По поводу контейнеров мне бы хотелось дать свой отдельный комментарий к словам Сергеева. Мне, честно говоря, сложно представить ситуацию, когда выделенные федеральным центром деньги не были бы освоены вообще. Можно предъявить претензии к качеству их освоения, к тому, что они освоены не полностью (это обычное дело), но представить, чтобы выделенные на конкретные цели деньги были целиком разворованы или использованы не по назначению, довольно сложно. Скорее всего, как я думаю, контейнеры были закуплены, но это были обычные «евроконтейнеры», а не для раздельного сбора. На такие контейнеры наклеиваются разноцветные информационные стикеры, на которых объясняется их предназначение – для той или иной фракции отходов. Естественно, без проведения соответствующей информационной работы с населением люди не обращают внимания на стикеры и сваливают в контейнеры обычный несортированный мусор. В результате мы имеем ситуацию, когда контейнеры закупили, формально они считаются вроде как для раздельного сбора отходов, но фактически они используются как обычные мусорные контейнеры. В Казани, к примеру, ситуация именно такая.  

Пороки мусорной реформы: коррупция и саботаж работы

Сергеев также поделился своим опытом перехода к раздельному сбору отходов в рамках возглавляемого им ТСЖ. В соответствии с постановлением правительства РФ он, как руководитель ТСЖ, решил организовать раздельный сбор отходов. На территории двора был построен специальный приемный пункт с несколькими емкостями внутри для сбора различных фракций отходов (всего 9 фракций). В этом году они ввели еще одну фракцию – сбор бытовой техники. Что сделал регоператор? Во-первых, заявил Сергеев, он уже два года не подписывает договор об оплате сбора по факту. В результате на протяжении 11 месяцев с площадки ТСЖ не вывозился мусор. На ней, по словам главы ТСЖ, побывали все проверяющие – Роспотребнадзор, УФАС, прокуратура и т.п. Но никто не смог убедить регоператора начать исполнение своих обязанностей. И только после мощного давления областного профильного министра процесс вывоза мусора начался. Но регоператор не понес наказания за предыдущие 11 месяцев.

Более того, когда встает вопрос о переходе на раздельный сбор отходов, регоператору недостаточно постановления федерального правительства, он требует нормативного акта областного уровня. В результате за три года в Самарской области регоператор не заключил ни одного договора, предусматривающего расчет по факту при наличии раздельного сбора отходов.

При этом, по словам Сергеева, постоянно муссируется тезис, что наши жители дремучие, они якобы не хотят сортировать мусор. В доме, которым руководит его ТСЖ, проживает 330 человек, которые согласились разделять отходы. Для этого Сергеев провел собрание, рассказал, как будет проходить раздельный сбор, жители поддержали и проголосовали за. И только после этого на территории двора был установлен пункт по приему раздельно собранных отходов. При этом каждую фракцию вывозит компания-подрядчик, которая затем перерабатывает. Это приносит ТСЖ доход. По словам Сергеева, в каждой тонне мусора находится полезных фракций на сумму 15–20 тысяч рублей. Эта система может работать полноценно по всей стране, но для этого, утверждает глава ТСЖ, необходимо скорректировать нормативные акты и поменять концепцию всей мусорной реформы.


Автор материала: Николай Атласов — депутат Государственного Совета Республики Татарстан


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *