собственного бренда и разнообразной кухни, другие считают, что это просто
маркетинговый ход властей. Стороны выслушала журналист Ралина Гараева.
Казань уже давно претендует на роль гастростолицы России. В феврале прошлого года ей это даже удалось – присвоили соответствующий товарный знак. Это, кстати, вызвало возмущение у Санкт-Петербурга. Питерские рестораторы потребовали отозвать статус, но пока у них ничего не вышло и вопрос остается открытым.
На днях появилось новое подтверждение того, что Казань – идеальное место для гурманов. Компания Marketing Logic на основе открытой информации и собственной витрины данных оценила развитие инфраструктуры общественного питания в российских мегаполисах. Аналитики составили топ-15 крупнейших городов по насыщенности кафе, ресторанами, барами и заведениями фастфуда в расчете на 10 тысяч жителей.
Лидером рейтинга стала столица Татарстана, за ней следуют Воронеж и Пермь. Четвертое место занял Санкт-Петербург. В категории «рестораны» Северная столица на втором месте, немного уступает Казани. В конце рейтинга остались Новосибирск, Уфа и Челябинск. Москва расположилась во второй половине списка на одиннадцатом месте из пятнадцати.
Как отметил управляющий партнер Marketing Logic Дмитрий Галкин, количество заведений в Казани сопоставимо с данными по Испании, которые публикуют европейские статистические агентства.
— По большинству показателей уверенно лидирует Казань, более того, ее показатели близки к средним значениям некоторых европейских стран, — прокомментировал журналисту KazanFirst Галкин. – Особенность Казани в том, что в городе развиты все оцениваемые виды заведений общественного питания, при этом фастфуд менее популярен.
Причины того, что казанцы не очень любят быстрое питание, могут заключаться в традициях или спросе на более здоровые блюда. Плюс ко всему, по словам Дмитрия Галкина, игроки этой ниши начали осваивать республику довольно поздно.
— Заведения с фастфудом позже пришли на казанский рынок, поэтому у них было меньше времени для развития и освоения рынка, — уточнил управляющий партнер компании.
Современную татарскую кухню можно попробовать только в Казани
Шеф-повар Эдуард Замалиев уже давно крутится в гастрономической тусовке. Он работал в Санкт-Петербурге, сейчас в Казани, а в скором времени хочет перебраться в Москву.
— В Казани большая конкуренция и своя специфика ведения бизнеса в общепите, — сообщил эксперт. – Здесь люди привыкли кушать дома, если же ходят в заведения, то это должно быть дешево, много и вкусно. Только в последнее время люди в нашем городе становятся более образованными в сфере общепита и гастрономии. Есть большое количество рестораторов и шеф-поваров, которые своей преданностью к данной сфере делают огромный вклад в развитие гастрономии Казани.
Естественно, в кулинарии республики огромную роль играет татарская национальная кухня. В последнее время повара пытаются немного интерпретировать ее, сделать более современной.
— Мы уже вовсю экспериментируем с современной татарской кухней. Наверное, это и есть самое необычное в Казани в плане гастрономии. Современную татарскую кухню вы сможете попробовать только у нас, ее создают шефы, которые выросли на ней, совершенствуют вкусы, формы и сочетания вкусов и ароматов, — подчеркнул Замалиев.
Шеф-повар также заметил, что лишь в Татарстане используют локальные продукты. Например, корт – красный творог, конская грива – сало, казылык – вяленая колбаса из конины, каклаган каз – вяленый гусь и другое.
В остальном в городе, как и в других регионах, преобладает европейская кухня. В каждом заведении можно встретить цезарь, греческий салат, грибной суп и пасты.
— Жители и гости города всегда отмечали гастрономическое разнообразие Казани: от национальной татарской кухни до восточной, азиатской, традиционной западноевропейской, — сообщила руководитель комитета по развитию туризма в Казани Дарья Санникова.
Она отметила, что каждый год в городе проводится фестиваль «Вкусная Казань», количество гостей превышает 65 тысяч человек. С 2019 года проходит фестиваль-ярмарка «КышДаКар-фест», куда привозят фермерскую продукцию со всей республики.
— Наличие гастрономического бренда позволяет городу более широко и активно представлять гастрономический и туристический потенциал столицы на специализированных выставках, в том числе международных. Гостям и жителям города гастрономические мероприятия интересны с точки зрения локального продукта, а для представителей индустрии гостеприимств это может послужить притоком туристов за счет расширения линейки туристических продуктов города, — поделилась Санникова.
Кроме того, статус позволит привлечь в республику желающих построить бизнес.
Маркетинговый ход, который устроили власти Татарстана
Однако спикеры напомнили, что не стоит возводить Казань на пьедестал и забывать о других городах. Эдуард Замалиев сравнил столицу республики с Москвой и Питером. Так, по его словам, гастрономическим лидером остается Москва.
— Москва – это центр притяжения, куда тянет всех профессионалов. Это как высшая лига в футболе, — считает шеф-повар.
По его словам, в столице России не просто много заведений, но и постоянно появляются новые тренды. К тому же мировой ресторанный гид «Мишлен» присвоил звезды не одному московскому заведению. В Казани таких нет.
Что касается Санкт-Петербурга, то там очень развита доставка. К примеру, ночью там объем работы выше, чем в Казани днем.
— Из-за высокого спроса в Питере существует большое количество семейных кафе прямо в жилых домах, что-то вроде наших «шашлычек», но на уровень выше. Также почти в каждой точке по продаже шавермы (именно так привычная нам шаурма называется в Питере) есть алкоголь и сидячие места. Кстати, привычный нам тандем шаурмы и пиццы в одном заведении для них чужд, зато у них большой выбор фалафеля: шариков из нута, жареных во фритюре, — перечислил эксперт.
Казань, по его мнению, по факту не является гастрономической столицей страны.
— Это больше маркетинговый ход, который устроили власти Татарстана для привлечения турпотока, — высказался Замалиев. – Но, как говорится, Москва не сразу строилась. Нам есть куда расти и на кого равняться. У нас есть своя культура, своя кухня и свои локальные продукты, которых нет у других.
Чтобы стать по-настоящему успешными в кулинарии, нужно время, профессионализм и общий вклад в данную сферу, считает эксперт. А главным толчком всегда оставались спрос и востребованность.
Читайте также: «Казань — гастрономическая столица» — звучит мощно, осталось только подкрепить»
Comment section