«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

Интернет-торговля по темпам роста оставляет далеко позади все остальные секторы экономики
Интернет-торговля по темпам роста оставляет далеко позади все остальные секторы
экономики, а Татарстан в этом направлении сохраняет лидерство в ПФО и наступает
на пятки столичным регионам. Ни пандемия, ни санкции не смогли пошатнуть тренд
на рост этой отрасли.

После начала Россией военной спецоперации на Украине сфера интернет-торговли нашей страны получила два мощных тычка. Во-первых, это пресловутые санкции, которые повлияли в целом на всю экономику страны, а во-вторых, блокировка одной из популярнейших соцсетей, которая была плотно интегрирована в коммерческую деятельность пользователей.

Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев подчеркнул, что торговля была, есть и будет.

– Мы переходим в другой формат, в онлайн. А онлайн тоже трансформируется – ряд соцсетей уходит, подходы меняются, – отметил бизнес-омбудсмен. – Эта трансформация еще будет идти, мы это видим и за рубежом, часть этой культуры приходит к нам из-за рубежа, в том числе культура торговли. Соответственно, это генерит огромную отрасль для разных людей, которые там заняты.

Исполнительный директор ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина рассказала, что есть колоссальный рост и интерес от селлеров.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

– Мы видим расширение рынков сбыта. Раньше предприниматель продавал у себя в районе, а теперь он имеет доступ к 70 млн покупателей в России, а кроме того, крупнейшие маркетплейсы также представлены в странах СНГ, где тоже с большим удовольствием покупают товары наших селлеров, – добавила Яруллина. – С учетом того, что ряд брендов покинули Россию, а покупательная привычка сохранилась и люди привыкли покупать в интернете, можно занять свою нишу и со своим товаром выйти и показать это всей нашей стране и ближайшим странам.

Абдулганиев подчеркнул, что ни пандемия, ни известные события прошедших двух месяцев не оказали негативного влияния на интернет-торговлю.

– В мире почти 5 трлн долларов оборот интернет-торговли – рост почти 17% к 2020 году. Такой рост – это колоссальный показатель, других таких отраслей, наверное, нет, – подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Согласно прогнозам экспертов, к 2025 году оборот интернет-торговли составит почти 7,4 трлн долларов.

– Мы владеем информацией по итогам I квартала. Пока идет с превышением, доля интернета в обороте рыночной торговли составляет почти четверть. Это мировая картина, – говорит спикер. – Россия – это огромный рынок сбыта и производства продукции.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

Абдулганиев сообщил, что по итогам 2021 года Россия находится на 9-м месте в мире по объему интернет-торговли.

По его словам, объем рынка интернет-торговли за прошедший год вырос в полтора раза, а число заказов – в два раза, поскольку упал средний чек. Доля рынка веб-коммерции от всего оборота рыночной торговли в России выросла с 8,9% в 2020 году до 10,4% в 2021 году. Что касается непродовольственных товаров – там интернет-торговля занимает долю в 26%.

Топ-5 маркетплейсов – Wildberries, Ozon, AliExpress, Яндекс-Маркет, СберМегаМаркет – обеспечивают 80% всего оборота веб-коммерции.

В то же время есть определенная доля, которую посчитать проблематично. Примером может служить та же ныне запрещенная в России соцсеть, которая долгое время была плотно интегрирована в сферу веб-коммерции. Сейчас нет инструментов, которые помогли бы посчитать соответствующие показатели, к тому же к соцсети не привязаны платежные системы. Так что корректно оценить, какие там фигурируют суммы, не представляется возможным.

На данный момент в российском сегменте интернет-торговли наиболее интенсивно растет сфера легкой промышленности: одежда и обувь для взрослых – это категория №1, особенно на WildBerries. Вторая – детские товары, включая одежду. Далее идут товары для дома, ремонта и дачи; электроника и бытовая техника; продукты питания; косметика и парфюмерия.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

– У нас большая часть экономики сконцентрирована в Центральном федеральном округе. Если говорить про электронную торговлю, то 44% оборота приходится на Москву и Петербург с областями, – поделился спикер. – За год что удалось сделать – в двух регионах, включая ПФО, слегка выросла доля — мы от общего пирога откусили еще 1%, теперь в ПФО сосредоточено 14% от интернет-торговли России. Мы вторые.

Что касается последних событий, связанных с СВО и санкциями, Абдулганиев рассказал, что это не может не отразиться на отрасли. В то же время есть данные I квартала года, которые демонстрируют устойчивый тренд на рост. Данных за II квартал еще нет.

– В ПФО мы пока являемся лидерами, но почему пока – все будет очень зыбко, если мы не будем продолжать работу. 24,4% объема – это Татарстан. На втором месте Башкортостан, потом Самарская, Нижегородская области и остальные регионы ПФО. Сейчас момент истины. Если мы будем продолжать эту работу, то в ПФО останемся лидерами в ближайшее время, – рассчитывает Абдулганиев.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

Он отметил, что у Казани очень хорошая ситуация с точки зрения логистики — город оптимально удален от Москвы, поэтому здесь активно работает распределительный центр. В такой ситуации везти товары из столицы и области невыгодно, что позволяет развиваться собственным логистическим точкам. К примеру, Нижний Новгород везет товары из Москвы и области, что не играет ему на пользу.

По итогам 2021 года выручка татарстанских селлеров составила 25 млрд рублей, прогноз на текущий год – 50 млрд рублей. По словам Абдулганиева, к 2024 году эта сумма должна возрасти в четыре раза – до 100 млрд рублей.

– Тренд положительный. Пока мы полагаем, что II квартал будет ошеломительный, потому что был ажиотажный спрос, – отметил бизнес-омбудсмен. – Сейчас можно сделать осторожные прогнозы на третий квартал, и здесь как раз вопрос в том, как работает логистика, – это отдельная задача, которой мы занимаемся, чтобы логистические цепочки не прерывались, а наоборот, развивались.

Он подчеркнул, что развитие интернет-торговли – это системная политика, которую ведет президент Татарстана  Рустам Минниханов и руководство республики. Для этого создали программу по развитию интернет-торговли на 2021-2022 годы.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

– Мало товар произвести, сейчас надо его правильно преподнести. Тогда у нас будет возможность преодолеть неудобства, которые принесли нам санкции, – отметил спикер.

Инесса Яруллина рассказала, что Центр электронной торговли как раз и был создан для того, чтобы помогать предпринимателям Татарстана выходить на маркетплейсы. Эта организация некоммерческая, работающая при Торгово-промышленной палате РТ. Если говорить об аналогичных коммерческих компаниях, их услуги стоят от 30 до 250 тысяч рублей.

– ЦЭТ – это уникальный проект в России, – сказала она. – Предприниматели могут получить наши услуги совершенно бесплатно.

Центр был создан по примеру Китая, рассказала Яруллина. Когда там было принято решение о развитии интернет-торговли, подобные центры были открыты в каждой провинции.

– Что важно при продаже на маркетплейсах? Чтобы товар, который покупатель увидит на маркетплейсе, соответствовал тому, который он получит. В прошлом году было принято решение и мы создали продакшн-студию, где работают профессиональные фотографы, которые помогут сделать так называемую продающую карточку товара, то есть отснимут его так, чтобы его захотелось купить, – добавила Яруллина.

Это также входит в комплексную поддерживающую услугу, которую предоставляет Центр.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

Абдулганиев рассказал, что при развитии инфраструктуры для интернет-торговли в Татарстане приняли за данность, что Казань в этом отношении обеспечена полностью, несмотря на то, что и ей есть куда расти. В республике сосредоточили свою деятельность на развитии в районах, в сельской местности. В малых городах и райцентрах проводились семинары и мастер-классы для руководителей районов и глав исполкомов по развитию инфраструктуры для селлеров.

­– По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе, – поделился Абдулганиев.

Он рассказал, что открыть центр доставки товаров в целом не так сложно и делается это за сравнительно короткий срок. Кроме того, нередко они совмещаются с точками, куда местные продавцы могут сдавать свои товары для размещения на маркетплейсе.

– Маркетплейс – это возможности, – подчеркнул бизнес-омбудсмен.

По его словам, в принципе не очень корректно сравнивать маркетплейсы и соцсети, поскольку это разные вещи. Но соцсети были и остаются платформой, которая занимает около 10% интернет-торговли.

«По функционалу маркетплейс – это громаднейший торговый центр, который находится на селе»

Яруллина призвала предпринимателей дать своему бизнесу шанс оказаться в интернет-торговле.

Абдулганиев рассказал об основных направлениях развития отрасли интернет-торговли в Татарстане на 2022 год. Прежде всего планируется продолжить выводить предпринимателей на маркетплейсы.

– К сожалению, еще не все крупнейшие маркетплейсы представлены в Татарстане. Они и в Поволжье не представлены. Нам нужно их сосредоточить рядом с Казанью и Набережными Челнами, чтобы мы действительно стали центром электронной торговли в Поволжье, – сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Далее — для предпринимателей, которые производят товары, но не готовы заниматься упаковкой, маркировкой, приклеиванием кодов и так далее, сделают Преп-центр, который будет всем этим заниматься. В районах республики создадут окна приема продукции для такой сервисной компании.

Кроме того, в рамках программы развития интернет-торговли ЦЭТ проводит обучение людей.

– Интернет-торговля инициирует востребованность в новых профессиях. На сегодняшний день в Татарстане 55 тысяч человек начали работать в интернет-торговле. Это не только курьеры и сотрудники распределительных центров, но и аккаунт-менеджеры, фотографы и т.д. Мы поставили задачу, чтобы ЦЭТ за год обучил и трудоустроил не менее 1 тысячи татарстанцев, – заключил Абдулганиев. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *