«Взял ли Лоханов деньги? Да, взял. Расплачиваться за все теперь будет не только он, но и его семья, и это очень страшно»

Пока защитники экс-руководителя татарстанского отделения ФСС не могут определиться
Пока защитники экс-руководителя татарстанского отделения ФСС не могут
определиться, брал Павел Лоханов деньги или нет, обвинение запрашивает для него
12 лет колонии строгого режима и 96 миллионов рублей штрафа.

Фотографироваться Павел Лоханов теперь не любит, хотя до попадания за решетку с удовольствием купался во внимании СМИ и следил за каждой публикацией с упоминанием его имени. Суд закончил исследовать доказательства по делу 44-летнего экс-руководителя татарстанского отделения ФСС и приступил к прениям.

«Взял ли Лоханов деньги? Да, взял. Расплачиваться за все это будет теперь не только он, но и вся его семья, и это очень страшно»

Напомним, Лоханова (ударение на первую «о». — Ред.) обвиняют в получении взятки в 2,4 миллиона рублей. По версии следствия, ещё в октябре 2020 года ФСС заключил контракт с «РСС-Мед» на поставку специальных средств реабилитации для инвалидов. Сумма контракта — больше 56 миллионов рублей. В процессе выполнения контракта ФСС якобы выявил у подрядчика ряд нарушений и подал на него иск в Арбитражный суд — фирму даже оштрафовали на 100 тысяч рублей. Уже позже, в августе 2021 года, Лоханов, как считает обвинение, предложил руководителю фирмы Максиму Ледянкину встретиться в ресторане «Аль Фахир». Там он озвучил предложение «уладить вопрос» за вознаграждение в скромные четыре миллиона рублей. После этого состоялось еще несколько встреч, а 21 сентября Лоханов забрал Ледянкина на своей машине «Инфинити». А вот дальше — классический сюжет из фольклора с чиновниками, взятками и погоней. Меченые 2,4 миллиона рублей номиналом по пять тысяч лежали в черном пакете. Лоханов попросил бросить пакет с деньгами на заднее сиденье, и тут к машине со всех сторон побежали оперативники. Окружить «Инфинити» сразу не удалось — Лоханов успел проехать ещё какое-то расстояние и сбросить пакет на улице Тэцевской. Так что само изъятие взятки произошло уже за пределами автомобиля — теперь это главный аргумент защиты.

В ходе судебного следствия адвокаты три раза пыталась заявить ходатайство о переквалификации статьи, вменяемой Лоханову, на более мягкую — «покушение на мошенничество», но все три раза это ходатайство было отклонено. Сегодня защита заявила четвертое ходатайство о переквалификации, аргументируя тем, что деньги в руки их клиента так и не попали — их ведь забрала полиция при задержании с поличным.

— Лоханову не удалось присвоить деньги Ледянкина, поскольку в ходе оперативных мероприятий денежные средства, переданные Лоханову, были изъяты. По сути, он деньги и не видел — ему передали пакет, и он даже не был до конца уверен, есть там деньги или нет, — говорит адвокат подсудимого.

Ссылаясь на пленум Верховного суда, защитник заявляет, что мошенничество признается оконченным, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного и он получил реальную возможность распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, умысел, по мнению защитника, не был реализован в полном объеме.

Данное ходатайство не было разрешено, но его приобщили к делу: суд разъяснил, что не может самостоятельно переквалифицировать дело на стадии следствия — это может сделать только гособвинитель. В полномочии суда же только учесть ходатайство при вынесении финального решения.

Обвинение считает, что предоставленных доказательств — в том числе самого факта того, что Лоханова взяли с поличным, — для признания вины чиновника достаточно. В ходе прений прокурор запросил для экс-чиновника 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в сорокакратном размере взятки — то есть 96 миллионов рублей. В качестве смягчающих обстоятельств старший помощник прокурора Московского района Руслан Зайнуллин просит учесть частичное раскаяние Лоханова, наличие пятерых малолетних детей, благодарности (в том числе от президента РФ), звание кандидата наук, наличие престарелых родителей, а также отсутствие отягчающих обстоятельств по делу.

«Взял ли Лоханов деньги? Да, взял. Расплачиваться за все это будет теперь не только он, но и вся его семья, и это очень страшно»

Защита настаивает, что обвинение строится исключительно на показаниях одного лишь свидетеля-взяткодателя Ледянкина. По мнению одного из адвокатов, действия Лоханова никакого ущерба — ни материального, ни морального — никому, в том числе Ледянкину, не причинили.

— Фактически Лоханов поддался искушению получить деньги от Ледянкина, находясь в сложной жизненной ситуации, имея на иждивении пятерых малолетних детей, супругу, имеющую проблемы со здоровьем, родителей-пенсионеров, а также необходимость погашения кредитов. Ввиду невысокого заработка Лоханов просто смалодушничал — он просто хотел схитрить, обманув Ледянкина, за что очень жестоко поплатился: расплачиваться за все это будет теперь не только он, но и вся его семья, и это очень страшно. Взял ли Лоханов деньги? Да, взял. Но нужно учитывать все обстоятельства, а таких обстоятельств, которые указывают, что Лоханов вовсе не закоренелый преступник, очень много, — настаивал адвокат Вадим Максимов.

«Взял ли Лоханов деньги? Да, взял. Расплачиваться за все это будет теперь не только он, но и вся его семья, и это очень страшно»

Уже через несколько минут его коллега выскажет противоположную позицию и снова будет отрицать, что деньги Лоханов взял-таки.

— Лоханов взятку не получал — в его действиях нет состава преступления. С точки зрения защиты произошла классическая ошибка, которая очень часто встречается в следственной практике, — следствие применило самую очевидную и самую тяжкую статью из возможных. А от тяжести обвинения зависит и мера пресечения, и общественный резонанс, — отмечает второй адвокат.

Сам подсудимый признает факт получения денег, но не признает вину и подчеркивает, что на момент инкриминируемых ему событий госконтракт был уже закрыт и повлиять на него возможности не было.

— Взятку я не признаю. Взятку я не получал, поскольку как должностное лицо я не действовал. Все сотрудники ФСС, выступавшие в ходе судебного следствия, подтвердили, что никаких поручений на действия или бездействие в пользу «РСС-Мед» я не давал. Изначально действия Ледянкина носили провоцирующий характер, и я, к сожалению, поддался на эту провокацию, — объясняет обвиняемый.

«Взял ли Лоханов деньги? Да, взял. Расплачиваться за все это будет теперь не только он, но и вся его семья, и это очень страшно»

К слову, параллельно в Вахитовском суде Казани рассматривается дело в отношении других сотрудников ФСС — подчиненных Лоханова. В роли обвиняемых выступают экс-сотрудник отделения ФСС России по РТ Марат Сагиров, в недавнем времени возглавлявший отдел социальных программ, его младший брат и сотрудник ООО «Альянс» Ильдар Сагиров и шеф Марата Сагирова — экс-заместитель управляющего отделением ФСС России по РТ Камиль Фатыхов. По версии следствия, в 2018-2019 годах подозреваемые вводили в заблуждение инвалидов (в деле фигурируют более 500 пострадавших) — закупали дешевые коляски и при передаче их владельцам заставляли подписывать документы, которые, как водится, никто не читал. Эти бумаги являлись заявлением от лица инвалида, просившего возместить расходы на приобретенное оборудование, только вот суммы указывались в разы больше — компенсирующиеся государством деньги мошенники присваивали себе. Всего подозреваемые таким образом присвоили 13,7 миллиона рублей.

К Лоханову это дело имеет непосредственное отношение, так как, по словам защиты, дело в отношении вышеперечисленных лиц заведено именно из-за его бездействия. Ещё до этого в ФСС были нарушения при организации госзакупок — их выявили именно Фатыхов и Сагиров. Но они не могли обратиться в правоохранительные органы и по иерархии пошли к своему начальнику. Лоханов не принял документ о выявленных фактах хищения и порвал его, а после этого изменил своё отношение к Сагирову и Фатыхову. Одна из версий позиции защиты как раз и состоит в том, что эти события стали причиной возбуждения уголовного дела в отношении Сагирова и Фатыхова. Все первоначальные документы подписаны Лохановым, и там указаны сведения о том, что есть хищение.

Обвинение позицию подсудимого просит расценивать как желание смягчить свою ответственность за содеянное или полностью уйти от ответственности. Зайнуллин настаивает, что доказательства, установленные в судебном заседании, полностью опровергают доводы подсудимого. Последнее слово Лоханов скажет 28 июня. После этого суд удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *