«Сделаем все, чтобы поддержать наших сотрудников»: санкции подогревают напряжение на рынке труда

Из России уходит ИКЕА. Шведская компания распродаст заводы
Из России уходит ИКЕА. Шведская компания распродаст заводы, торговые площади, а
также весь товар, который остался на складах. В российских магазинах работали 15
тысяч человек, в том числе в Казани. Обсудили с экспертами, стоит ли бояться
роста безработицы.

По данным Минтруда Татарстана, уровень регистрируемой безработицы в республике достиг 0,54%. Высокий уровень зафиксировали в Казани — 0,63%. Выше, чем в столице Татарстана, уровень безработицы в трех муниципалитетах — Пестречинском (0,80%), Нурлатском и Альметьевском (по 0,64% в каждом). В Аксубаевском и Сабинском районах уровень регистрируемой безработицы составил 0,62%. В Нижнекамском районе он оказался чуть ниже — 0,57%. В Тюлячинском районе показатель составляет 0,56%, в Елабужском — 0,54%. Самый низкий уровень регистрируемой безработицы по итогам мая в Лаишевском, Ново-Шешминском и Ютазинском районах Татарстана. 

Выступая в Совете Федерации, министр труда, занятости и социальной защиты РФ Антон Котяков сообщил, что число зарегистрированных безработных в России остается довольно низким — в пределах 660-680 тысяч человек. Однако санкционное давление, которое оказывается на Россию, все же отражается на рынке труда. Во время своего доклада Котяков обратил внимание, что с мая по июнь в Центрах труда и занятости фиксируется рост количества безработных. 

— В определенной степени мы видим, что напряжение на рынке труда постепенно начинает расти. В последние периоды уже с июня месяца мы начинаем наблюдать определенный рост количества безработных, регистрируемых в центрах занятости, — сказал руководитель ведомства. 

Определенное давление на российский рынок труда началось в марте-апреле. Так, в Татарстане на режим неполной рабочей недели перешел «КАМАЗ». В Набережных Челнах на сокращенную неделю отправлено 21 предприятие, а еще девять находятся в простое. В непростой ситуации оказались 7 402 челнинца. 

«Мы сделаем все, чтобы поддержать наших сотрудников»: санкции подогревают напряжение на рынке труда

Напомним, что в марте были приняты меры по поддержке рынка труда в регионах. В Центры занятости теперь могут обращаться не только безработные граждане, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Помимо этого адресная поддержка оказывается компаниям, которые оказались в сложной ситуации из-за санкций. Они могут претендовать на поддержку и временное переустройство сотрудников или их переобучение. На эти цели федеральным правительством выделено более 550 миллионов рублей.

На рынок труда во многом оказывают давление компании с иностранным участием. Одной из таких стала ИКЕА — шведский бренд объявил, что начнет поиск новых владельцев для четырех российских заводов, распродаст товар со складов и уволит часть сотрудников, потому что не видит больше возможности продолжать бизнес в России.

— Розничный бизнес ИКЕА в России остается на паузе. Это решение повлечет за собой оптимизацию, которая в том числе коснется многих сотрудников, — говорится в сообщении компании.

В российских магазинах ИКЕА работали 15 тысяч человек. В пресс-службе отказались уточнить, сколько из них были сотрудниками магазина в Казани, но пообещали, что не прекратят поддержку работников и обеспечение финансовыми и социальными гарантиями, потому что это одни из основных ценностей. 

— Сейчас мы видим много различных обсуждений и слухов, в том числе о том, что ИКЕА может нарушать трудовое законодательство Российской Федерации. Мы решительно отвергаем эти обвинения и напоминаем о мерах, нацеленных на поддержку сотрудников. Мы будем придерживаться ценностей ИКЕА в принятии решений и делать все, что от нас зависит в текущих условиях, чтобы поддержать наших сотрудников, — заявили в пресс-службе.

Покупкой заводов и торговых площадей, которые занимают ИКЕА, уже заинтересовалась российская компания Hoff. По словам генерального директора мебельной сети Максима Гришакова, все крупные игроки на мебельном рынке будут вынуждены перестраивать бизнес-стратегию в связи с сокращением бизнеса ИКЕА в России.

«Мы сделаем все, чтобы поддержать наших сотрудников»: санкции подогревают напряжение на рынке труда

— У нас было много точек пересечения: регионы присутствия и даже одни и те же торговые центры, поэтому Hoff готов рассматривать активы шведского ретейлера в случае соответствующего предложения. Это входит в нашу стратегию развития и открытия новых точек, — сказал Гришаков.

Пока Hoff не получал коммерческих предложений от шведов. От решения компании зависит не только судьба заводов и торговых площадей, но и будущее тысяч людей, которые там работали.

Специалист по подбору персонала Надежда Малова согласилась, что уровень безработицы в ближайшее время расти будет.

— Думаю, он вполне может возрасти до 9-10% в ближайший год, если ситуация не изменится, — сказала она. 

Эксперт не волнуется за сотрудников ИКЕА и других зарубежных компаний — линейным сотрудникам работу найти вполне реально, учитывая, что на рынке труда есть спрос на этих специалистов и дефицит квалифицированных кадров в целом по Казани. 

Она не исключила, что у руководящего состава, высшего звена при трудоустройстве, возможно, возникнет вопрос компенсаций и льгот, ведь в зарубежных компаниях иначе строится корпоративная культура и гарантии сотрудникам, «соцпакет» более расширенный. Этого нет в большинстве российских компаний, тем более частных.

— Поэтому если ожидания будут не завышены, найти работу реально. В чатах, где общаются мои коллеги, рекрутеры компаний, я видела запросы на работников из ИКЕА. Думаю, что работодатели готовы привлекать бывших сотрудников в свои компании, — добавила собеседница.

«Мы сделаем все, чтобы поддержать наших сотрудников»: санкции подогревают напряжение на рынке труда

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов считает рост безработицы из-за закрытия ИКЕА незначительным. По его мнению, беспокойство государства из-за растущей безработицы — хороший знак, потому что это признак адекватной реакции. 

— Другое дело, будут ли приняты адекватные меры по противодействию росту. Сейчас наша страна все сильнее начинает ощущать последствия санкций, потому что многие из них имеют отложенный эффект и начнут сильно проявляться с конца лета. Рост безработицы в таких условиях закономерен, — сказал Атласов.

По поводу ИКЕА он выразил надежду, что на нее в России найдется свой покупатель, хотя и не уверен в этом. В этом случае сотрудники компании, очевидно, окажутся в числе безработных и только меньшая часть сможет найти себе новое место. В целом на рынке труда прогноз неблагодарный, опасается он. 

— Понятно, что государство будет всячески преуменьшать масштабы негативного воздействия, манипулировать цифрами там, где это можно. Но, на мой взгляд, нашему правительству есть смысл подумать над какими-то вариантами общественных работ для того, чтобы поддержать людей. Это старый проверенный метод. Причем в условиях роста безработицы вполне позитивный – люди получают не пособие, а зарплату за свой труд, — размышлял парламентарий.

Он исключил влияние безработицы на общественно-политическую ситуацию. Люди в России не выражают недовольство активно и открыто, как на Западе, а стараются частным порядком устроить свои дела. У кого это получится, у кого-то нет, но протестовать на улицу никто не выйдет.

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев напомнил, что некоторые российские торговые компании уже выразили желание купить заводы и торговую сеть ИКЕА. Если удастся достичь соглашения, то рост безработицы окажется незначительным, ведь большая часть работников найдет себе место в новой компании. Тем более что бизнес-процессы в ИКЕА были поставлены на высоком уровне и такими кадрами раскидываться не принято.

— Если же ИКЕА не удастся продать свои активы, то в этом случае нагрузка на службу занятости будет повышенной. Хотя надо понимать, что многие сотрудники ИКЕА найдут себе место в других компаниях. Но при таком сценарии было бы предпочтительно вмешательство государства по аналогии с «Макдоналдсом» или с вариантом передачи бизнеса топ-менеджерам с перспективой его продажи. В любом случае это меньшее из зол. Считаю, что нужно сделать все, чтобы сохранить рабочие места для тех, кто работает и в самих магазинах, и в смежных отраслях (производство, логистика). В первую очередь нужно подумать о людях — у многих кредиты, ипотеки, — поделился своим видением ситуации политик.

«Мы сделаем все, чтобы поддержать наших сотрудников»: санкции подогревают напряжение на рынке труда

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев не верит в правдивость информации об официальном уровне безработицы. Чтобы оценить масштабы происходящего, нужно смотреть за состоянием экономики, за динамикой соотношения спроса и предложения на сайтах поиска работы, уверен он.

— Очевидно, во время экономических кризисов рынок труда сокращается. А у нас сейчас кризис не только экономический, но и политический. Мы опять меняем уклад взаимодействия с окружающим миром, поэтому естественно, что структура рынка труда будет меняться. Как в 90-е, когда стали не нужны инженеры и производственные рабочие, а стали вдруг нужны продавцы и всякие риелторы, — сказал Михеев.

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов заметил, что помимо предприятий, которые занимаются ритейлом, под ударом оказались банки и инвестиционные компании. Пострадали предприятия, которые были завязаны на западных инвестициях. Будут плохо себя чувствовать стартапы, потому что без господдержки они не смогут привлекать инвестиции. 

А вот IТ-сектор, напротив, стал зоной роста. Согласно данным Superjob, с января по июнь зарплатные предложения работодателей в этой сфере выросли больше всего — на 8,5% по Татарстану. Сразу после айтишников предлагаемую зарплату подняли работодатели в сфере строительства (+7%), поиска кадров (+5,8%), банковского дела (+4,9%) и маркетинга, рекламы и PR (+3,7%).

Галямов видит тенденции роста в секторах, где есть возможность импортозамещения или переориентирования на работу с дружественными странами. 

— Говорить, что высококвалифированные сотрудники останутся без работы, пока сложно, потому что люди уйдут в отрасли, которые будут развиваться. Возникнет конкуренция, — сказал экономист.

В то же время он считает, что в сферах, где не требуется специальное образование, начнется снижение зарплат, потому что компании будут оптимизировать процессы, увеличивать производительность, экономя на оплате труда.

Галямов уверен, что ушедшие компании заменят российские или азиатские представители. Спрос на высококвалифицированных сотрудников при этом останется высоким, поэтому они без труда найдут другую работу в любом случае. 

— Думаю, компании, которые приостановили деятельность или ушли из России наряду с ИКЕА — L`Oreal, PepsiCo, OBI, Estee Lauder и ряд производителей одежды, — после стабилизации геополитической ситуации вернутся. По крайней мере сейчас компании типа «Мегастрой» и «Леруа Мерлен» получили сверхприбыль, потому что там был приток клиентов. Пустоты были заполнены другими компаниями, — рассуждал эксперт.

Если обращаться к примеру Ирана, то доходы населения снизятся, а вместе с ними и уровень жизни. Но Галямов уверен — Россия постепенно выйдет из кризиса.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *