«Рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания»: в Татарстане упал спрос на автомобили

Продажи новых автомобилей в Казани рухнули на 83% по сравнению с маем прошлого года. На рынке подержанного авто все не так плохо - там пока есть что продавать. Обсудили с экспертами
Продажи новых автомобилей в Казани рухнули на 83% по сравнению с маем прошлого
года. На рынке подержанного авто все не так плохо — там пока есть что продавать.
Обсудили с экспертами, что ждет автодилеров в будущем и поможет ли им
параллельный импорт.

Продажи новых автомобилей в Казани упали на 83% по итогам мая. Согласно данным «Автостата Инфо», в прошлом месяце в столице Татарстана было продано всего 302 легковых автомобиля, в то время как в мае прошлого года — 1782 единицы.  

Самыми популярными моделями, проданными в Казани, стали Lada Granta (31 автомобиль), Renault Duster (17 машин) и Kia Rio (16 машин). В топ-5 самых продаваемых автомобилей также вошли Lada 2123 Niva (14 автомобилей) и Hyundai Creta (12 автомобилей). 

Продажи автомобилей с пробегом в Казани так же сократились на 11,6% по сравнению с маем прошлого года — тогда было продано 3392 подержанных автомобиля, а в этом году 2998 единиц. В лидерах автомобилей с пробегом Kia Rio (136 машин). Второе место заняла Lada Largus (110 машин), третье — Hyundai Solaris (105 машин). Закрывают вершину рейтинга Lada 2114 (104 автомобиля), Lada 2190 Granta (75 автомобилей). 

За первые пять месяцев 2022 года в Татарстане были зарегистрированы 11821 новый автомобиль. По отношению к 2021 году продажи в республике упали на 55,4%, в то время как в среднем по России рынок упал на 51%. Наибольшим спросом пользовалась отечественная марка Lada, а кроме нее в «пятерку» лидеров рынка вошли еще такие известные марки, как Renault, KIA, Hyundai и Toyota. Наибольшее падение спроса произошло по марке Volkswagen – на 70%. 

Что касается рынка автомобилей с пробегом, тот тут ситуация лучше — такие данные KazanFirst предоставил «Автостат». За январь-май продажи снизились на 21,5% — до 45249 штук. С огромным отрывом от конкурентов лидирует отечественная марка Lada.

Если обратиться к динамике продаж по месяцам, то в мае падение рынка снизилось до 26,6%, тогда как в апреле падение было на 37,9% — к показателям прошлого года. 

Дилеры пытаются «растянуть» запасы автомобилей высокими ценами

Заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев сообщил, что средневзвешенные цены на легковые автомобили в марте-апреле 2022 года выросли в среднем на 50% относительно марта-апреля 2021 года как в сегменте новых, так и в сегменте автомобилей с пробегом. 

«Рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания»: в Татарстане упал спрос на автомобили

— Это был рекордный рост, и ему способствовали «скачки» валютных курсов, снижение импорта, нарушение поставок новых автомобилей. Низкий спрос уже привел к некоторому снижению цен в период мая-июня, однако вряд ли это снижение превысит 10-15%, так как дефицит машин сохраняется. В настоящий период рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания, при котором дилеры сдерживают спрос завышенными ценами, пытаясь «растянуть» запасы складов на длительный период и дождаться улучшения ситуации, — сказал Пушкарев.

В пресс-службе компании «ТрансТехСервис» KazanFirst сообщили, что в мае в дилерских центрах компании был куплен 81 автомобиль Lada, 53 автомобиля Renault и 52 KIA. Гораздо скромнее показатели по рынку премиум-автомобилей. В мае купили по одному автомобилю марок Audi и Porsche, а также три машины BMW.

Оценивать июнь в пресс-службе пока отказались, но по предыдущим результатам идет снижение спроса.

— Продавать есть что, у нас большой ассортимент автомобилей в наличии. Это более 3 500 авто с пробегом и более 5 000 новых авто (актуально на 23.06.22). Традиционно, лидеры масс-сегмента LADA, KIA, Renault и Hyundai, — сообщил представитель ТТС.

Напомним, что некоторые производители объявили о приостановке поставок в Россию в марте 2022 года. В основном паузу взяли производители автомобилей премиум-сегмента, таких как Audi, BMW, Ferrari, Ford, Honda, Infiniti, Jaguar, Lamborghini, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota, Volkswagen и Skoda. Некоторые автомобили китайского и корейского производства из-за нарушения логистических цепочек стали дефицитным товаром.

Некоторые иномарки собирались на российских заводах. Ушел в режим простоя елабужский завод Ford Sollers, калужский Volvo Trucks прекратил производство грузовиков, Volkswagen Group Rus перешел в режим простоя.  

Губернатор Калужской области Владислав Шапша в рамках ПМЭФ в Санкт-Петербурге сообщил о намерении иностранных автопроизводителей возобновить работу на российских заводах.

— Здесь трудно говорить о сроках, потому что, еще раз, это очень сложный, очень комплексный процесс. Я по понятным причинам не буду называть компании, но некоторые собираются в ближайшее время возобновить работу. Кому-то будет это сложно, и они понимают, что в этом году это вряд ли удастся, но они предпринимают усилия для того, чтобы заработать как можно скорее, — пояснил губернатор, отметив, что с автомобильными концернами ведутся переговоры.

Мы отправили запрос в пресс-службу Volkswagen Group Rus, но те воздержались от комментариев.

Некоторые марки автомобилей исчезнут с российских складов 

Руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников сообщил, что в мае 2022 года в Республике Татарстан спрос на новые автомобили сократился на 86%, а также на 35% на автомобили с пробегом по сравнению с ажиотажным спросом в конце февраля и в начале марта. 

«Рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания»: в Татарстане упал спрос на автомобили

— Скорее всего этот сегмент покажет положительную динамику к концу года, так как дефицит новых автомобилей уже фиксируют многие дилерские центры в регионе. Если говорить про новые авто, то, на наш взгляд, возможно, что модели коммерческого транспорта Ford исчезнут со складов в июне, Renault и Skoda — в августе, KIA на данный момент поставляет ограниченное количество авто – на каждого дилера в месяц. Китайские производители – Chery, Exeed и Haval – поставляют новые авто вовремя и без ограничений, — рассказал Решетников.

Он подтвердил, что на спрос негативно влияют и возросшие цены новых и подержанных автомобилей: первые в марте подорожали на 10-30%, и эта тенденция сохраняется у многих брендов. К началу лета средние цены на 30 востребованных моделей выросли на 25%, до 2,6 млн рублей, то есть подорожали примерно на 170 000-5 400 000 рублей. Стоимость подержанных авто растет вслед за сегментом новых: в апреле 2022 года в Татарстане модели Kia с пробегом в возрасте до пяти лет подорожали на 50%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, BMW прибавили 68,3%, хотя в остальных регионах – 63,6%.

— Сейчас на авторынке республики глобально не ощущается присутствие автомобилей, ввозимых по схеме параллельного импорта. В первую очередь потому, что пока остаются предложения по новым авто, произведенным и ввезенным официальным путем. Скорее всего, через 2 -3 месяца мы увидим влияние параллельного импорта, особенно если инициатива правительства РФ по обнулению ввозных пошлин на импорт автомобилей будет одобрена, — рассуждает Решетников.

Финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев перечислил причины, почему объемы продаж упали по сравнению с прошлым годом, в том числе на рынке подержанных машин. 

Во-первых, в результате санкций нарушены логистические цепочки по доставке авто, комплектующих и запасных частей, а некоторые вообще перестали работать. Во-вторых, цены на автомобили, несмотря на укрепление рубля, продолжают расти, а в некоторых случаях становятся просто запредельными. Кредиты не спасают ситуацию, так как условия и стоимость крайне невыгодны и высоки даже после снижения ключевой ставки ЦБ РФ. В-третих, в сегодняшней трудной ситуации люди не уверены, что без проблем смогут сохранить сбережения и иметь стабильные доходы в будущем, так как могут попасть под сокращение и быть уволены. Добавим сюда растущую инфляцию и новые санкции против России. В такой ситуации автомобиль становится предметом далеко не первой необходимости, и заставляет потенциальных покупателей отказаться от приобретения до лучших времен. 

— В целом ситуация на автомобильном рынке страны шаткая, кризис может случиться в любой момент, и предвестник тому — простои конвейеров автозаводов из-за нехватки комплектующих и сокращение сотрудников, — сказал аналитик. — Так, например, УАЗ, угодивший под шестой пакет санкции ЕС, находится в корпоративном отпуске и начал сокращать персонал. Заводы Nissan, Hyundai, Stellantis и VW находятся в простое.

Как долго все это продлится и на сколько хватит сил, терпения, ресурсов и как руководство будет решать вопросы, связанные с производством, Сагалаев гадать не берется. Ясно только одно, что вечно это длиться не может. 

— Что касается результатов будущих продаж на авторынке, то, вне всякого сомнения, по всему спектру импортированных марок мы будем наблюдать спад и практически обнуление продаж к концу года. Так как новых поставок и контрактов на большинство иномарок нет. Здесь отдельно хочется отметить японские бренды, такие как: Lexus, Subaru и Suzuki, которые в настоящее время активно ищут альтернативные пути доставки, — обратил внимание Сагалаев.

Все это в конце концов приведет к истощению автомобилей на складах, и если картина не поменяется, то скоро на рынке можно будет приобрести с десяток легковых марок, где Lada будет лидером в объемах продаж, уверен аналитик. На данном этапе многие дилеры закроются или будут терпеть убытки.

Чтобы избежать этого, крупные дилеры пытаются найти новые схемы параллельного импорта, что могло бы спасти ситуацию и удовлетворить производственный и потребительский спрос.

— Конечно, параллельный импорт сгладит дефицит автозапчастей и комплектующих и поможет дилерам остаться на плаву, а заводам продолжить работу сохранив тысячи рабочих мест, но необходимо понимать, что на их организацию и отладку потребуется не менее шести месяцев, — предупредил Сагалаев.

Дилеры будут спасаться продажей автомобилей с пробегом 

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напомнил, что цены на автомобили выросли, как из-за сложной ситуации в экономике, так и роста цен на товары и услуги, которые используют автопроизводители. Так как они не могут работать без прибыли, они были вынуждены поднять цену на свою продукцию.

— Кроме того, на рост цен повлиял сохраняющийся в автомобильной промышленности дефицит электронных комплектующих и проблемы в глобальной цепочке поставок. Спрос на автомобили сократился из-за снижения доходов как частных лиц, так и бизнеса, их неготовности тратить деньги на товары длительного пользования, в том числе автомобили, — добавил Баранов.

По мнению эксперта, изменения в среде автодилеров могут быть самыми кардинальными в ближайшие месяцы. Так, часть дилеров, которые захотят остаться на автомобильном рынке, может начать продавать автомобили других марок, больше автомобилей с пробегом, увеличивать объем сервисных работ. Часть дилеров может уйти из этого бизнеса совсем, перепрофилирует салоны для других видов деятельности. Баранов не исключил, что дилеры будут объединяться, чтобы выжить на рынке. Также он ждет слияний и поглощений в этом бизнесе. 

«Рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания»: в Татарстане упал спрос на автомобили

Баранов предположил, что до конца года могут увеличиться продажи автомобилей с пробегом, что поддержит рынок и обеспечит занятость дилеров.

— Параллельный импорт может вырасти, если будет налажена логистика таких поставок, причем по привлекательной цене, а также есть достаточное количество автомобилей в других странах, и в ущерб своему рынку никто продавать их в РФ не станет, — говорит эксперт.

Он не исключил, что срок эксплуатации машин может увеличиться, но также можно ожидать, что часть владельцев сократят поездки на них, чтобы механизмы не износились раньше времени. Он сомневается, что психология водителей изменится — на неисправных автомобилях ездить будут немногие. Никто не хочет причинять ущерб своему здоровью и здоровью окружающих, а уж тем более лишаться жизни.  

— Так что рост числа аварий на дорогах страны по причине увеличения возраста автомобилей маловероятен, — поделился своим мнением Баранов. 

По словам руководителя центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирека Галямова планы по продажам в автомобильных сетях выполняются только за счет повышения стоимости подержанных автомобилей. А вот рынок автомобилей с пробегом чувствует себя вполне стабильно. И если продажи там просели апреле-марте, то в мае-июне они выровнялись и возросли за счет продаж китайских автомобилей. Рынок автомобилей с пробегом будет поддерживаться за счет запчастей, которые будут поставляться параллельным импортом.  

Галямов также заметил, что требования к безопасности автомобилей снизились. Автомобили можно продавать без АБС и подушек безопасности. Стоимость страховки будет пересматриваться, возможны даже коллаборации между сетью автосервисов и страховыми компаниями.

— Автомобиль из средства передвижения будет превращаться в роскошь, — выразил опасения Галямов.

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев предположил, что автомобильный рынок будет восстанавливаться крайне низкими темпами. Если снижение спроса в марте было связано, в первую очередь, с недоступностью кредитов, то сейчас и многие марки ушли с российского рынка, и покупательская способность населения упала. 

— В краткосрочной перспективе основные возможности для восстановления — это параллельный импорт и китайские автомобили. Конечно, возрастет спрос на подержанные автомобили. Возможно, их также будут ввозить из стран Азии, — сказал политик.

«Осенью работа пойдет в сторону восстановления»

Генеральный директор группы компаний «Далини», депутат городского совета Набережные Челны от партии Роста Руслан Нигматулин осветил ситуацию с точки зрения грузового транспорта. По его словам, антироссийские санкции ощутимо ударили по транспортной отрасли. Количество и объемы грузопотока в Россию сократились, и сейчас в отрасли транспортной логистики на рынке автомобилей больше, чем грузов. Доходы компаний снизились примерно на 30% из-за высокой конкуренции, а затраты значительно выросли — стоимость топлива, шин и запчасти подорожали с прошлого года.

«Рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания»: в Татарстане упал спрос на автомобили

— Кризис в бизнесе грузоперевозок напрямую влияет на автомобильный рынок, так как резко снизился спрос на новые и подержанные грузовые автомобили – многие транспортные компании просто не могут себе позволить расширение автопарка. Цена на импортные грузовые автомобили очень высокая, при этом дилеры не дают на них гарантии. В связи с этим все в ожидании, что все наладится, — рассказал собеседник.

По словам предпринимателя, предложения по новым машинам есть, но цены на них неадекватные.

— Автодилеры активно занялись продажей б/у техники и обслуживанием, некоторые уже заключают контракты с китайским автопромом. Мой прогноз — это продолжится несколько месяцев, а дальше осенью режим ожидания у многих закончится, все определятся, что будут делать, перестроятся, и работа пойдет в сторону восстановления, — резюмировал Нигматуллин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *