коллективную жалобу на руководителя. Теперь бизнесмену грозит уголовное
преследование.
Клиенты компании Mekohome по изготовлению корпусной мебели подали на фирму коллективную жалобу. Заявление принял отдел полиции №3 по Кировскому району Казани. Люди настаивают, что предприниматель Евгений Лисов обманул их, не выполнив обязательства по поставке мебели.
«Жду заказ с сентября 2021 года»
– Я узнала об этой фирме через социальные сети. Фотографии изделий, видеоролики по сборке и установке гарнитуров, данные о постоянно обновляющихся заказах – вся эта открытость внушала доверие и притупляла бдительность, — делится одна из жертв финансового абьюза Рушания Юсупьянова. – Да и времени ходить по физическим магазинам, как и денег после скачка доллара, особо не было. Потому онлайн-маркет показался отличной альтернативой.
После обмена несколькими электронными письмами женщину пригласили в офис. По итогу визита замерщика клиентка и предприниматель заключили договор.
Пострадавшая отмечает, что условием фирмы была 50-процентная предоплата. Однако Рушания из страха потратить не на то накопленные деньги решила погасить всю сумму целиком. Заказ обошелся ей в 211 200 рублей.
– Менеджер при подписании всех соответствующих бумаг сообщила о сроках поставки – 35 рабочих дней. Мне оставалось заплатить только за доставку и разгрузку, — добавляет собеседница KazanFirst. – После я перевела нужную сумму через онлайн-банк на личный счет технического директора.
Договор тоже не вызвал подозрений – с печатями, прописанными обязательствами сторон он казался гарантией безопасности.
— Даже юристы, попавшие в сети мошенников, не заподозрили неладного, — отмечает Юсупьянова.
Не заметив подвоха, люди добровольно отдавали из своего кармана минимум 80, 150, 200, а то и 400 тысяч рублей. Одна из участниц коллективного обращения — Ирина — ждет свою мебель с сентября 2021 года.
– Я купила новую квартиру, организовала капитальный ремонт и, конечно, нуждалась в новой кухне. Обратилась в Mekohome и подобрала себе вариант за немаленькие деньги – 400 тысяч рублей. Заказ обещали выполнить за два месяца. В «комплект» входили каменная столешница и раковина под нее, которую я привезла им в офис самостоятельно, — вспоминает женщина.
В итоге косметические процедуры в новом жилье затянулись, поэтому уже она сама переносила дату доставки – под столовую пространство было не готово. В апреле ремонтная волокита была окончена, Ирина успела полностью погасить рассрочку и отправилась в офис.
– Я хотела получить заказ в мае – через два месяца, как и договаривались. Лисов сказал, что установка гарнитуры пройдет в три этапа: корпус-столешница-фасады. Однако в итоге дома сейчас стоит только корпус, — утверждает пострадавшая клиентка.
В Роспотребнадзоре сообщили, что на ИП уже неоднократно подавали жалобы
После такой некомпетентности жертва пыталась разобраться и неоднократно ездила в офис. Однако совсем недавно не только Ирина, но и многие другие негодующие клиенты обнаружили, что адрес закреплен уже за совсем другим предприятием. Такие перемещения оказались обычным делом.
– Ждала свою кухню 26 мая. Спустя месяц я все-таки решила нагрянуть прямиком в филиал. Это было в конце июня. Когда приехала, то застала Лисова и компанию уже в другом кабинете – адрес тот же, а помещение нет, — раскрывает подробности еще одна потерпевшая Фарида Юсупова. – Мошенник этот хорошо меня принял, даже дал гарантийное письмо. В нем сообщалось, что заказ будет готов не позднее 10 июля.
Такие задержки Лисов тогда связал с трудностями на производстве и неисправностью станков. Женщина поверила зря. Стоит ли упоминать, что, помимо смены локаций, предприниматель предпочитал не отвечать и на звонки.
– Он сразу на звонки никогда не отвечает, становится доступен, только когда его уже достанут. После 39 попыток 40, может быть, счастливой, — утверждает Анастасия Гимадиева. – С вопросами о задержках тоже не торопится объясняться. Напротив, предлагает связаться с ним завтра. Но в назначенный час его уже и след простыл.
Связав все эти факты, многие ринулись писать заявления и обращаться в правозащитные органы. В частности, Юсуповой в Роспотребнадзоре сообщили, что на ИП Лисова Евгения Николаевича уже неоднократно подавали жалобы. Тогда женщина составила претензию, но вручить ее лично пока так и не удалось.
«Мы вдруг поняли, что денег не будет не только клиентам, но и работникам»
Казалось бы, в такой безвыходной ситуации как никогда важна поддержка ближнего. И она есть. Аж 80 человек объединились только с одной-единственной целью – проучить нерадивую компанию. В этом людям помогла бывшая сотрудница предприятия Ольга, которая тоже рисковала стать 81-й в списке обманутых пользователей.
– Я работала в Mekohome с марта 2021 года. Все дизайнеры, в их числе я, трудились в отделе продаж, — рассказывает женщина. – Уволилась только в начале июля. Причиной как раз и стали сведения, что услуги клиентам на самом деле не оказывают.
Сомнительные ситуации с невыплатами и задержкой заказов начались после Нового года, добавляет девушка. Тогда и появились задержки. Однако своим подчиненным Лисов говорил, что все это связано с нехваткой денег. И мужчина якобы ждет поступления, после которых сможет возобновить изготовление мебели и выплатить заработанное сотрудникам.
– Начальник обещал вскоре вернуться к прежнему режиму работы. Кормление завтраками продолжалось в течение месяца, а недовольные клиенты все прибавлялись и прибавлялись. И в какой-то момент мы с коллегами поняли, что денег нет и не будет. Ни заказчикам, ни сотрудникам, — утверждает дизайнер. – Действительно, вскоре он перестал выплачивать зарплату.
Когда масштаб проблем стал налицо, многие побежали с тонущего корабля. Только Ольга единственная успела «выдернуть» деньги, вложенные в заказ. Остальные менеджеры остались и без мебели, и без денег за невыполненные заказы.
Однако кое-что все же успело осуществиться. Еще будучи сотрудницей дизайн-студии «Мебельные истории», Ольга помогла жертвам несправедливости найти друг друга.
– В потоке звонков с жалобами находились люди, которые хотели через меня выйти на хотя бы пару человек с созвучной проблемой. Я дала двум таким инициаторам контакты. Один из таких – Роман Шепелев — создал группу в мессенджере, и по мере обращений я уже сама добавляла новых звонивших в чат, — рассказывает она.
На этом, по словам девушки, ее активное участие в разбирательствах заканчивается. Сама она «светиться» и влезать в судебные склоки не планирует.
Четыре тысячи заказов за 12 лет
Редакция KazanFirst изучила детище Лисова поближе. Первое, что бросается в глаза, — отсутствие каких-либо отзывов на официальном сайте компании и странице «ВКонтакте». Да и излить свои чувства некуда. При нажатии на графу «Отзывы» всплывает только картинка с такой же надписью по центру. Любой доступ к возможности оставить оценку заблокирован.
В блоке основной информации сообщается, что в Татарстане ИП работает аж с 2010 года, а их мебелью пользуются как минимум четыре тысячи человек – такое число указано в пункте о выполненных заказах. Действительно, для 12 лет на рынке четыре тысячи единиц заключенных договоров на работу могут внушать доверие.
Коллективное письмо – более эффективный метод борьбы
Чтобы разобраться в ситуации с точки зрения юрисдикции, корреспондент KazanFirst задал несколько вопросов Ринату Мухаматнурову, юристу и общественному деятелю.
– Коллективное письмо – более эффективный метод борьбы за свои права. Как минимум такое дело рассмотрят не как отдельный эпизод, а как массовый. Это в борьбе с бесправием имеет вес, — специалист поддерживает инициативу с подобного рода сплочением. – Однако здесь также важно исходить из правовых позиций, а они могут быть разными. В случае договорных отношений нужно также четко понимать, что именно прописано в договоре. Например, есть ли обязательства двух сторон – со стороны и покупателя, и индивидуального предпринимателя.
Исходя из этого, отмечает Мухаматнуров, можно сформировать правопозиции и понять, где так или иначе предприниматель поступил недобросовестно по отношению к плательщикам. Дело в том, что в трактовке 159-й статьи УК РФ есть свои смысловые нагрузки. Важно доказать факт заведомо противоправных действий со стороны обвиняемого в отношении покупателей.
– Условно говоря, либо это фирма-однодневка, либо уже изначально Лисовым предполагался невозврат денежных средств. Заведомо вредящий умысел должен быть доказан, — добавляет специалист.
Юрист также обращает внимание на финансовый вопрос сделки. В договоре должны быть прописаны банковские реквизиты и сроки, в рамки которых покупатель обязан уложиться и произвести оплату. Правильно производить оплату на официальные банковские счета. Потому, однозначно, переводить деньги можно только вышеописанным способом.
– По сути, если фигурируют персональные счета в качестве получателя и онлайн-банки, — это повод задуматься. С чего бы личный счет? Как правило, это является попыткой ухода от налогов, — отмечает собеседник.
Ринат рекомендует в случае попадания в подобные ситуации обратиться в правоохранительные органы как можно скорее. Также не стоит пренебрегать и юридической консультацией. Это позволит сформировать правовую позицию. В итоге необходимо или подать иск в суд, или написать заявление в правоохранительные органы.
По актуальной информации от потерпевших, Лисов сейчас находится в больнице. Так ли это на самом деле, пока неизвестно. Однако начавшие борьбу с мошенничеством клиенты уже на старте боятся проиграть дело. По неподтвержденным данным, жена Лисова работает помощником судьи в Советском районном суде Казани.
Читайте также: Мошенники из Казани обокрали мать погибшего на Украине военнослужащего
Comment section