«В садиках иной раз опытный воспитатель не может уследить за группой детишек, а тут студент с ними будет»

В Госдуме рассматривают поправки в закон «Об образовании»
В Госдуме рассматривают поправки в закон «Об образовании», по которым студентам
старших курсов педагогических колледжей могут разрешить работать в детских садах
и школах. Общественность восприняла идею чиновников по-разному: одни рады
видеть  на работе молодых и инициативных, другие опасаются экспериментов с
детьми от неопытных специалистов.

Объектом жарких споров и дискуссий стала новость о том, что в скором будущем студентам старших и выпускных курсов педагогических колледжей могут разрешить работать в детских садиках и школах. С подобной инициативой выступили депутаты Госдумы и сенаторы. В эти дни рассматриваются соответствующие поправки в законе «Об образовании». Сейчас трудоустраиваться в образовательные организации могут только студенты выпускных курсов вузов.

По идее чиновников, право заниматься педагогической деятельностью учащиеся колледжей будут получать только при условии успешной сдачи промежуточной аттестации за два предшествующих года. «Практикоориентированный характер обучения в системе среднего профессионального педагогического образования позволяет обучающимся выпускных курсов [колледжей] успешно работать в образовательных организациях по профилю получаемого образования», – говорится в пояснительной записке законопроекта.

О позитивном эффекте нововведений высказался и заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Политик убежден, от новых возможностей выиграют и студенты, и образовательные учреждения.

— Трудоустройство обучающегося на последнем курсе колледжа решает многочисленные проблемы становления молодого специалиста, – отметил он.

«В садиках иной раз опытный воспитатель не может уследить за группой детишек, а тут студент с ними будет!»

По мнению Мажуги, работа во время учебы поможет будущим специалистам поближе познакомиться с их профессией, стать конкурентоспособными на рынке труда, получить первый стаж и в итоге — возможность закрепиться  в коллективе. Выгодно будет брать на работу учащихся и работодателям, подметил он.

Поддерживают изменения в законе «Об образовании» и директоры педагогических колледжей. Давно пора, твердят они, так как студентов выпускных курсов колледжей и без того часто привлекают в работу. Если это явление закрепят на законодательном уровне, то всем станет только лучше, убеждена и директор Арского педагогического колледжа Гульнара Гарипова.

— Сфера образования на сегодня действительно испытывает сильнейший кадровый голод. К нам обращается очень много руководителей образовательных учреждений за молодыми специалистами. Сначала мы отказывали им, потому что студентам-четверокурсникам нужно было проходить учебную практику, но когда проблема стала очевидной, мы перестали сопротивляться и практика трудоустройства на старших курсах стала для нас привычной, — рассказала она.

По словам собеседницы, решить проблему кадрового голода в школах и детских садах без привлечения молодежи просто невозможно. А на недовольство и недоверие к студентам со стороны родителей Гарипова задается вопросом: «А какое другое решение вопроса может быть?».

— Я понимаю родителей — им хочется, чтобы их дети получали хорошее образование. Но мы со своей стороны отвечаем за подготовку качественных кадров, которые обладают всеми необходимыми навыками. Студенты начинают практиковаться еще на 2-м курсе, а 4-й курс они и так полностью посвящают только практике. На работу в учреждения мы всегда направляем только лучших студентов, владеющих всеми необходимыми навыками и знаниями, — отметила спикер.

«В садиках иной раз опытный воспитатель не может уследить за группой детишек, а тут студент с ними будет!»

Гарипова добавляет, что если школа или детский сад и трудоустраивает выпускников колледжей, то они должны обеспечить молодого специалиста хорошей поддержкой и опытным наставником. Кроме того, руководителям образовательных учреждений, где будут работать молодые специалисты, нужно будет вести постоянную работу и с родительским сообществом, чтобы недоверие к педагогу от мам или пап не отбило у него желание работать. А колледж, в котором студент получает образование, мог бы помочь ему с методиками работы.

— Проблему нехватки кадров надо как-то решать. Если ее [нехватку] невозможно покрыть за счет имеющихся кадров, приходится идти на такие непопулярные меры. Для нас это тоже не есть хорошо. Мы тоже хотим, чтобы все студенты получили очное образование. Нам нужно будет создавать индивидуальные графики учебы. Это же определенные сложности. И студенты будут испытывать двойную нагрузку. Им в любом случае придется пройти всю программу. Посмотрим, что из этого выйдет. Если вопрос решат положительно на законодательном уровне, в любом случае ответственность будет лежать на двух образовательных учреждениях – на том, которое готовит специалистов, и на том, которое принимает на работу, — подчеркнула руководитель Арского колледжа.

Неоднозначной к инициативе депутатов оказалась лишь реакция родителей. В многочисленных обсуждениях возможной поправки в закон мамы и папы высказываются кто за, а кто против того, чтобы с детьми работали молодые педагоги. Среди тех, кто поддерживает идею чиновников, оказалась и председатель Молодежного парламента при Госсовете Татарстана, основатель Сообщества мам республики Нина Шимина.

— Я абсолютно нормально отношусь к тому, что с детьми могут работать студенты-старшекурсники, потому что, на мой взгляд, в детском саду и в начальной школе главная задача педагога – не отбить у ребенка желание учиться. Эта способность мало зависит от конечного образования человека, от того, окончил ли он вуз педагогического профиля. Главное, чтобы была любовь к детям и умение найти подход к каждому, — считает Шимина. 

«В садиках иной раз опытный воспитатель не может уследить за группой детишек, а тут студент с ними будет!»

В своих убеждениях собеседница ссылается на личные наблюдения в рамках работы руководителем профильных образовательных смен, в которых часто педагоги со стажем в десятки лет работают с детьми через крики и ругань. В таком неблагоприятном климате дети все равно ничему не научатся. Куда эффективнее проявляют себя молодые специалисты с горящими глазами, которым удается быстро найти контакт с коллективом.

KazanFirst удалось пообщаться и со студентами Казанского педагогического колледжа. Учащаяся Юлия Андрианова рассказала, что к работе в школах и детских садах привлекались студенты четвертых курсов еще в прошлом году, когда министерство образования и науки Татарстана совместно с Управлением образования Казани обратились в колледж с просьбой обеспечить педагогическими кадрами дошкольные учреждения и общеобразовательные школы города Казани в связи с нехваткой педагогических кадров.

— По-моему мнению, для студентов колледжей данный законопроект решает проблему с трудоустройством и получением опыта работы. Студенты Казанского педагогического колледжа уже в прошлом году без проблем совмещали работу в образовательных учреждениях с полным выполнением учебного плана. Совмещать работу с учебой помогало удобное расписание и грамотно составленная образовательная программа учебного заведения. Такой вариант помогает студентам получить дополнительную практику по специальности, определить направления профессионального роста, утвердиться на новом месте и, конечно же, решает проблему дальнейшего трудоустройства молодых педагогических кадров, — поделилась Андрианова.

«В садиках иной раз опытный воспитатель не может уследить за группой детишек, а тут студент с ними будет!»

По личному опыту студентка уверяет: учащихся Казанского педагогического колледжа в образовательных учреждениях Казани всегда встречают положительно как со стороны коллег, так и со стороны родителей.

— Молодых учителей очень ждут в школах, — отметила собеседница. —  Современный молодой учитель, конечно, тоже разный, у него есть свои преимущества перед возрастным. Среди них:

— наличие современного и качественного образования, включающего последние достижения педагогики и психологии. А значит — другой подход к детям и процессу обучения и педагогический профессионализм;

— формирование в эпоху информационных изменений, а значит, свободное, наравне с учениками, владение гаджетами, сетями, технологиями связи;

— близкая детям ментальность культурного слоя — больше общих интересов и инструментов общения;

— энтузиазм, энергия, свежие идеи, активность, высокая мотивация, творческий подход к процессу обучения детей;

— открытость нововведениям, желание двигаться вперед вместе с учениками.

Андрианова уверена, что для молодых специалистов возраст не будет помехой, если повышать квалификацию, изучать современные тенденции в области педагогических методик, не застревать в прошлом, работать над собой и развиваться в разных направлениях, в связи с чем студенты Казанского педагогического колледжа успешно совмещают не только работу с учебой, но и научную, общественную, спортивную и творческую деятельность.

«В садиках иной раз опытный воспитатель не может уследить за группой детишек, а тут студент с ними будет!»

Поддержала свою будущую коллегу и другая студентка казанского педколледжа – Инзиля Валиуллина. Она, как и наши эксперты выше, подчеркнула, что на 4-м курсе ребята и так посвящают все свое время практике, поэтому совмещать учебу и работу не будет для них большой проблемой.

— Если брать за «старшекурсников» студентов, обучающихся на 4-м курсе, то уровень знаний у них соответствующий. Основную теоретическую часть знаний студенты педколледжа получают за первые три курса. И стоит отметить, что содержание учебного материала и база практики очень сильные, — отметила она.

На вопрос о том, приходилось ли Инзиле сталкиваться с недоброжелательным отношением по отношению к себе со стороны родителей, девушка отметила, что никогда подобного не замечала. Наоборот, многие очень рады видеть молодых педагогов.

— По личному опыту скажу, что в таких ситуациях студенты более ответственно подходят к подготовке уроков, поэтому процесс обучения проходит без нареканий, — резюмировала Валиуллина.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *