«Придется вступить в ценовую конкуренцию с китайцами»: Татарстан может стать первым производителем ксантановой камеди в России

Проект с инвестициями в 1
Проект с инвестициями в 1,5 млрд рублей разрабатывает альметьевская «АлНЭКо».
Узнали, в каких отраслях смогут использовать полисахарид, где хотят построить
предприятие и станет ли оно хорошим примером импортозамещения.

В Татарстане к 2024 году могут создать первое в России производство ксантановой камеди, заявлял на крайнем совете директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» главный технолог альметьевского ООО «АлНЭКо» Ильмир Салахов.


Наша справка

«АлНЭКо» оказывает сервисные инженерные услуги при строительстве нефтяных и газовых скважин. Компания основана в 2015 году и базируется в Альметьевске. Ее услугами пользуются «Татнефть», «Газпром Бурение», «Роснефть», «Башнефть» и другие.

По данным СБИС, В 2021 году доходы «АлНЭКо» достигли 240,7 млн рублей, прибавив 58% по сравнению с результатом 2020-го. Чистая прибыль пробила отметку в 6,7 млн рублей, в то время как в 2021 году она была на уровне лишь 200 тысяч рублей. 


В компании считают, что реализация проекта обеспечит устойчивое производство и избавит Россию от зависимости в ключевых отраслях промышленности от импорта, в частности, решит вызовы с логистикой, уменьшит срок доставки продукта и обеспечит стабильность цены на рынке.

На создание производства потребуется от 1,5 млрд рублей инвестиций, часть из них покроет сама «АлНЭКо», которая уже занимается разработкой технологии.

— Она разделена на этапы. Сейчас начальные этапы все завершены. Пока двигаемся по плану, — уточнил KazanFirst Салахов.

«На сегодняшний день данного производства нет в России»: в Татарстане могут начать делать ксантановуя камедь

Кроме самой разработки 1,5 млрд рублей пойдут на масштабирование технологии и закупку оборудования.

— Сначала [необходимо] получить опытно-промышленный образец, потом, соответственно, масштабировать это в промышленные установки и там уже повторять опытный образец, — объяснил спикер.

Площадками для реализации проекта в «АлНЭКо» рассматривают ОЭЗ «Алабуга» и индустриальный парк в Богатых Сабах. Обе территории заинтересованы в проекте. По словам Салахова, пока обсуждения сторон находятся на этапе обмена информацией.

Для чего нужна ксантановая камедь?

В «АлНЭКо» нам рассказали, что ксантановую камедь применяют в нефтегазодобывающей промышленности при бурении скважин (80% от общего потребления), пищевой — при изготовлении йогуртов, выпечки, колбас (12% от общего потребления), а также химической промышленности при производстве косметики, жидкого мыла, гелей для душа и др. (8% от общего потребления). Пока ее ввозят в Россию в основном из Китая.

— Ксантановая камедь – это продукт не совсем обычный для отечественной химической промышленности. Его получают из сельскохозяйственного сырья, чаще – кукурузы, с помощью специальных бактерий. Используется как стабилизатор различных веществ. В пищевой промышленности известен как пищевая добавка Е415. Также используется в увлажняющих косметических средствах, — объяснил KazanFirst аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев.

Он добавил, что в промышленности ксантановую камедь применяют в нефтегазовой отрасли, где она облегчает процесс бурения скважин, а также повышает нефтеотдачу пластов на поздней стадии разработки месторождений.

Отметим, что по этому проекту президент Татарстана Рустам Минниханов на совете директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» предложил создать опытно-промышленную установку.

— У нас всегда было огромное желание как можно больше использовать сельхозпродукцию, в том числе развивать глубокую переработку зерна, — сказал он и поручил Минсельхозпроду и «Татнефтехиминвест-холдингу» подключиться к проекту.

«На сегодняшний день данного производства нет в России»: в Татарстане могут начать делать ксантановуя камедь

«Удастся ли экономически эффективно масштабировать?»

В России уже пытались наладить производство упомянутого полисахарида, передает слова Салахова информагентство «Девон». Например, на территории Технопарка «Мордовия» планировали создать предприятие за 1,2 млрд рублей мощностью 2000 тонн в год, однако проект заморозили в 2017 году. Также приостановили аналогичный проект компании «ИннобиопромЮг».

— В рыночных условиях успех нового собственного производства ксантановой камеди будет зависеть от того, смогут ли его цена и качество конкурировать с поставками из Китая, — говорит аналитик ФГ «Финам». — Вопрос совсем не праздный, так как далеко не всегда это удается. Если не сможет, то такое производство либо будет неконкурентоспособно, либо его нужно будет признать стратегически важным и содержать за счет дотаций, например, той же нефтяной отрасли. Поэтому правильно, что прежде чем строить большое производство, решили начать с запуска опытно-промышленной установки.

Главный редактор Информагентства «Девон» Анвар Маликов считает, что пилотную установку с небольшими объемами продукции запустить вполне реально, «учитывая административный ресурс в Татарстане, где готовы притянуть любой проект по глубокой переработке зерна, и интерес нефтяников». Не зря фирма-инициатор находится в Альметьевске, заметил он.

— Но удастся ли экономически эффективно масштабировать? — задался вопросом эксперт. — Главная высокотехнологичная фишка процесса – приготовление фермента — дорогая вещь. Его в лабораториях страны умеют делать, но не в промышленных масштабах. А чтобы выйти на российский рынок, придется вступить в жесткую ценовую конкуренцию с китайцами. Они здесь практические монополисты с отлаженными схемами поставок и технологическим сопровождением.

«На сегодняшний день данного производства нет в России»: в Татарстане могут начать делать ксантановуя камедь

Маликов добавил, что можно и не теснить китайцев, а просто занимать новые ниши в связи со стремительным ростом спроса на ксантановую камедь, умело пользуясь при этом меньшими расстояниями и лозунгом импортозамещения.


Читайте также: «Время пока работает на нас»: санкции помогли промпарку «Тюлячи» расширить производство


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *