«Наотмашь отбрасывать все гаджеты было бы неправильно и невозможно»

Так ли опасно мобильное устройство для ребенка
Так ли опасно мобильное устройство для ребенка, как выстраивать здоровую
коммуникацию с подрастающим чадом, прибегая к цифровой гигиене, – об этом и не
только рассуждали эксперты во время публичной онлайн-дискуссии в рамках проекта
«Родительское собрание».

Современный быт представить без телефона в руках достаточно сложно – сегодня в маленькой электронной «коробочке» сконцентрировано практически все для мобильного и эффективного существования в обществе XXI века. Реалии таковы, что дети с малолетства становятся вполне себе экспертами в области электроники и самых разных фишечек в использовании социальных сетей и онлайн-платформ. Утро начинается не с кофе – со скроллинга новостной ленты и чтения новых сообщений. Как быть в новой реальности родителям подрастающего поколения и не потерять ребенка во Всемирной паутине, грамотно выстроить границы дозволенного, рассказали приглашенные эксперты в рамках дискуссии на тему «Цифровые дети» проекта «Родительское собрание».

– Для подростков и наших с вами детей уже давным-давно смартфон стал продолжением руки, — открыла обсуждение заместитель премьер-министра республики Лейла Фазлеева. — Социальные сети и различные платформы – такая среда обитания, где наши дети в большинстве своем проводят максимально возможное время.

Это мнение озаглавило первый вопрос дискуссии о «вечном».

Гаджеты – зло или благо?

Информационные технологии привнесли в нашу жизнь кардинальные изменения и буквально трансформировали образ жизни. Потому спор вокруг положительного или губительного эффекта голубого экрана и всех его составляющих не утихает как внутри экспертного медицинского и психологического сообществ, так и внутри рядовых жителей, в частности – обеспокоенных мам и пап, воспитывающих детей в эпоху уже прочно встроившихся в быт электронных систем. Существует расхожее мнение, что девайсы скорее чистое зло для подростков, нежели благо. Первым в кругу приглашенных экспертов проекта «Родительское собрание» высказался профессор-невролог и руководитель образовательного центра и клиники «Ваше здоровье» Эдуард Якупов.

– Всегда надо находить золотую середину потому, что наотмашь отбрасывать и сжигать все гаджеты было бы неправильно и невозможно, — отмечает мужчина. – С другой стороны, гаджеты влияют на органы человека, в частности — ребенка. И важный момент, который мы видим, – негативное влияние техники на несовершенный мозг малыша.

Одна из участниц диалога, блоггер и мама двоих детей Алина Гималтдинова, поддерживает идею первого оратора о золотой середине. Вместе с тем девушка утверждает, что гаджеты способны воздействовать на своего хозяина не только негативно. Например, благодаря современным технологиям можно узнавать что-то новое и обучаться. Так, дети Алины с интересом учатся музыке именно посредством онлайн-формата, а один из них в пятилетнем возрасте выучил алфавит с помощью планшета. При правильном и грамотном использовании гаджетов не будет проблем, считает мама-блоггер.

– На мой взгляд, категоричный запрет повысит их интерес еще больше. У меня есть много знакомых семей, где не принято быть с телефоном, — делится опытом Гималтдинова. – И лучшее в жизни, что может произойти у таких детей, — это телефон на полчаса.

«Наотмашь отбрасывать и сжигать все гаджеты было бы неправильно и невозможно»

Ильнара Латыпова, врач-педиатр детской городской поликлиники № 10 в Казани, обращает внимание собравшихся на то, что важно понимать, для чего существуют смартфоны и прочие прелести цифровизации в нашей жизни. Отнюдь не для того, чтобы занять ребенка. Напротив, чему-то его обучить и добыть полезную информацию. Это средство связи и онлайн-общения, но оно не должно замещать живой диалог или подвижную игру.

В связи с предыдущими тезисами, назрел очередной насущный вопрос: во сколько лет можно открыть доступ к телефону малышу?

– Я буду ссылаться на американскую академию педиатрии, которая говорит о том, что с 18-24 месяцев детям можно давать гаджет, — отмечает Мария Щевлягина, клинический психолог ГАУЗ «Республиканский клинический наркологический диспансер МЗ РТ». – До этого времени не рекомендуется, за исключением ситуаций, когда малыш общается по видеосвязи с родственниками. После этого возраста уже можно знакомить его с возможностями электронных устройств.

Позиция профессора Якупова относительно этого вопроса несколько иная. Он отмечает, что до трех лет мозг человека совсем не пластичен и развиваться органу предстоит до 20 лет. Потому он еще не зрел до этого времени.

Гостья «из народа» считает, что в индивидуальных случаях – когда родители заняты домашними или рабочими вопросами, а ребенок взволнован, обеспокоен или даже кричит – можно занять его «электронной погремушкой». В подобных случаях обращение к таким способам решить проблему вполне оправданно, по мнению мамы-блоггера, ведь это однозначно лучше, чем неподобающим образом отреагировать на нервное поведение чада. Однако такой лайфхак стоит применять в исключительных случаях.   

– Я бы тоже с педагогической точки зрения посоветовала отдалить срок начала общения ребенка с гаджетом, — добавляет модератор беседы. – Однако, безусловно, это все носит индивидуальный характер.

Сколько можно «серфить» во всемирной паутине?

С возрастными рамками и случаями-исключениями из правил разобрались. Пора перейти в другую плоскость – временную. Если вас интересует тайминг, в рамках которого можно оставить своего ребенка на онлайн-ринге, эксперты готовы ответить на вопросы.  

– Существуют два основных критерия – временная и возрастная нормы, — рассуждает Якупов. – Полчаса – это начало.

Здесь следует понимать, что гаджет – это инструмент и можно найти колоссальное количество информации в интернете. Вся штука в том, обращает внимание эксперт, что потом пользователи «проваливаются» в эту трясину. Например, ребенок обедает перед гаджетом за «Фиксиками» или «Свинкой Пеппой». Делает он это неосознанно, не замечая, что ест. Тогда нарушается пищевой стереотип.

Действительно, когда человек принимает пищу, все пять органов чувств необходимо вовлечь в такой базовый процесс. Только в этом случае возможно получить удовольствие от домашнего борща или пюре с котлеткой. Если же человек во время завтрака, обеда или ужина отвлечен на что-то постороннее, что забирает все его внимание, сигналы о насыщении просто не «раздаются» в мозгу. Такая практика приводит к перееданиям или, еще хуже, к расстройствам пищевого поведения. К тому же когда перед собой любой видит что-то дальше тарелки, отвлекается и пищеварительная система, нарушается выработка ферментов. Потому плохо становится и пищеварительной системе.

– Согласна, что начинать надо с минимального времени – 20-30 минут. А не сразу ты ребенку дал на час, — выражает солидарность Щевлягина. – Существует такое: зашел в интернет и кажется, что просидел 30 минут, а на деле потерял три часа.

Основываясь на практическом опыте, психолог неоднократно становилась свидетелем родительского «непрофессионализма» — они дают ребенку гаджет для того, чтобы своего воспитанника просто занять – видео, картинками. Не всегда ребенок вовлечен в образовательный контент. Сначала они скролят картинки, а потом начинают мыслить этими картинками.

К слову, о картинках и серфинге. На такое странное явление, как серфинг в интернете, нашел ответ Якупов. Профессор утверждает, что создатели платформ хитрят. Так, один из руководителей проектов Google признался в одном из интервью, что вся схема работы социальных сетей построена по образу и подобию one-hand bandit. То есть первая картинка заманивает все дальше, дальше и дальше и ты теряешь счет времени, продолжая потреблять одну единицу контента за другой.

«Наотмашь отбрасывать и сжигать все гаджеты было бы неправильно и невозможно»

Одними рекомендациями здесь не обойтись, потому спикеры представили статистику на тему того, сколько времени в день ребенок тратит за цифровыми гаджетами:

– 79% родителей отвечают, что абсолютно спокойно отдают гаджеты детям от 3-6 лет;

– среди детей от 7-10 лет свободно гаджетами пользуются 97%;

– лишь у одного процента детей с 11-15 и с 16-17 лет нет свободного доступа к интернету.

Заместитель премьер-министра Татарстана добавила, что Роспотребнадзор разработал рекомендации по использованию интерактивных досок и компьютеров в школе. Так, интерактивная доска активна в работе учителя с детьми до 10 лет не более 20 минут и не около получаса, если школьник старше 10 лет.

– Компьютер ученик 1-2-го класса использует до 20 минут;

– 25 минут, если мы говорим о школьниках 3-4-х классов;

– в 5-9-х классах разрешено подключаться к устройству на 30 минут;

– учащиеся старших классов вольны прибегать к помощи голубого экрана не больше чем на 35 минут.

Подобные временные окошки уверенно можно внедрить и в домашние условия пользования девайсами, потому смело можете брать их на вооружение. 

70% пользователей в онлайне, чтобы избежать живого общения

Несмотря на то, что специалисты отмечают недостаточно широкую базу исследований, связанных с онлайн-миром, огромное количество научных работ пишется, опросы и тестирования проводятся. Так, руководитель образовательного центра, ссылаясь на научный трактат австралийских коллег, отмечает следующее.  

– Интернет «делает» с мозгом ребенка две вещи. Оказывается, что подростки, вместо того чтобы решать какую-либо насущную задачу, подключаются к своему мобильному устройству.

Лаборатория Касперского в свою очередь явила миру иную работу, в которой зафиксировано, что 70% пользователей в гаджетах, чтобы избежать живого общения. Якупова как невролога не могут не беспокоить довольно неутешительные выводы. Это значит, что отсутствие живого общения трансформирует работу мозга. Возникают так называемые субъективно-когнетивные нарушения.

«Наотмашь отбрасывать и сжигать все гаджеты было бы неправильно и невозможно»

– Это когда нет инсульта, нет травм и болезней, а жалобы на память и поток речи учащаются, — объясняет профессор. – И эти проблемы фиксируются не у пожилых, а у молодых людей.

Если углубиться в нейрофизиологию и актуальные исследования с помощью функционального МРТ, чтобы разобрать насущную проблему по «косточкам», оказывается, что ухудшается кровоснабжение зон, которые отвечают за память. Когда молодые люди поднимают глаза, мы видим этот пространный взгляд, в котором нет осознанной мысли, с досадой замечает Якупов.

Конечно, это помимо общеизвестных пороков эпохи мировой паутины – снижения зрения, ухудшения осанки. Вкупе ряд этих факторов вызывает реальное беспокойство не только врачей, но и родителей.

– В последнем стэнфордском эксперименте, когда эксперты попросили детей изобразить приведение, они это просто загуглили. Потом начали срисовывать то, что есть в интернете, — говорит спикер. 

В этом смысле есть две категории людей – те, кто перекладывает всю ответственность на поисковик, и те, кто заставляет свои нейронные связи работать. Это буквально две разные вариации режима работы мозга. Однако заставлять работать орган можно и в онлайн-пространстве тоже, но это уже – искусство родителя.

Цифровой «героин»

Время поговорить о зависимостях – в XXI веке их может стать как минимум на одну больше. Однако отчаиваться совсем не стоит, так как клинический психолог отмечает, что диагноза гаджет-аддикция, то есть как раз зависимости, не существует.  

– С 2013 года в DSM-5 (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания. – Ред.) есть диагноз игровое расстройство, с 2022 года в МКБ-11 появилось игровое расстройство преимущественно онлайн и офлайн, — делится Щевлягина. – Поэтому если мы говорим о зависимостях, можем опираться на общие критерии для всех видов аддикции:

– увеличение времени, проводимого в условиях данной деятельности;

– снижение интереса к другим занятиям;

– синдром отмены – некий дискомфорт, который ребенок испытывает, когда не может иметь доступ к своему устройству.

Жителям Татарстана рассказали, как научить ребенка взаимодействовать с мировой паутиной и не запутаться в ней

Если перевести все это на более понятный житейский язык, то проявляться симптомы могут через частые истерики в моменты безтелефонья, а также в иных формах – депрессиях, раздражениях и переживаниях. Дорогие родители, обратите внимание: если ваш ребенок ведет себя подобным образом как только гаджет пропадает из поля зрения, это может стать первым звоночком для обращения к специалистам.

Телефоны в школах: за и против

В связи со всем научным бэкграундом у Фазлеевой назрел вполне очевидный вопрос: так ли необходимы гаджеты в образовательных учреждениях? Мария Щевлягина смогла возложить на чашу весов как плюсы такой практики в заведениях, так и минусы.

Например, к позитивным моментам девушка отнесла гарантированность вовлеченности школьника в учебные процессы. Значит, меньше рисков развития аддикций и последствий, которые с этим могут быть связаны.

Минусы у подобной системы тоже нашлись, однако спикер отметила, что выявить их удалось с большим трудом.

– Например, тревожные родители, у которых есть потребность постоянно быть на связи со своими детьми, — мамам и папам «на панике» такая система однозначно не подходит, — отмечает психолог. – Если вместо телефона они дают чадам наручные часы, то это гораздо больше отвлекает во время уроков, нежели телефон, который можно просто убрать, выключить звук, и он не будет мешать.

В качестве второго недостатка безгаджетовой системы девушка привела в пример ситуацию со старшеклассниками, которым однозначно труднее существовать длительный срок без смартфона. У них там целая жизнь – сообщения, подписки, лайки, электронная почта. Когда изголодавшиеся по жизни в сети подростки возвращаются домой и дорываются до коробочки с микросхемами, их очень трудно остановить или как-то вовлечь в домашние дела и другие обязанности.

– Поэтому я здесь сторонник гибкого подхода и считаю, что в начальной школе гаджеты скорее не нужны – незачем их использовать, — делится мнением Щевлягина. – Но по мере увеличения возраста ребенка такое возможно.

Тем более что исследования показали, что гаджеты не влияют негативно на усвоение знаний. Все это при условии, что дети осведомлены о пагубных последствиях гаджетов и следуют правилам, которые предусмотрены в этой школе, – определенное время и место их использования.


Читайте также: Эксперты Татарстана сообщили, сколько в среднем времени родители уделяют детям


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *