Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

Спор вокруг того
Спор вокруг того, кто же построил известные погребальные монументы разгорелся в
соседней республике.

Глава Башкортостана Радий Хабиров на мероприятии по открытию музея «Шульган-Таш» заявил, что мавзолеи были воздвигнуты либо Тамерланом, когда исторический герой шёл через современные территории Башкирии воевать с ханом Тохтамышем. Либо эти мавзолеи воздвигли в честь неких башкирских князей или в целом представители кочевой цивилизации. Хотя в исторической литературе и вообще археологами, эпиграфистами (специалисты по надгробным камням, эпитафиям) и историками установлено, что мавзолеи хронологически относятся к эпохи наивысшего расцвета Золотой Орды, а территориально — к средневековому Булгарскому улусу, который пришёл на смену прекратившему своё существование государству Волжская Булгария.  

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

Глава Радий Хабиров открывал в Башкортостане историко-культурный музейный комплекс «Шульган-Таш». Событие вроде как посвящёно дням, которые от нас находятся хронологически очень далеко — это эпоха пещерной жизни первобытных сообществ, кроманьонцев, первого опыта приручения лошади, огня, 30-40 тысяч лет назад.

Но Хабиров почему-то решил не останавливаться на хронологических рамках эпохи палеолита и кроманьонцев. Поэтому затронул историю древних государств на территории Поволжья и Предуралья.

В своей речи, которая вроде как должны быть сконцентрирована на значимости пещеры Шульган-Таш, глава упомянул мавзолеи Хусеинбека и Турахана, а также мавзолей Малый Кешене, которые находятся в Чишминском районе Башкортостана и хронологически относятся к средним векам, то есть к XIV веку и напрямую связаны с улусом Булгарии в Золотой Орде и с правлением дома Чингизидов на территории Волги, Урала и Сибири.

— Я начал глубоко изучать тему наших мавзолеев… По мнению ученого Игнатьева и Филоненко, мавзолей Хусейнбека был построен по приказу Тамерлана и был посвящён первому проповеднику ислама Хусейнбеку и в знак уважения его проповеднической деятельности. Более того, эти же ученые говорили о том, что рядом есть надгробия, над которыми мы сейчас трудимся и пытаемся понять истинный смысл сказанного, что эти были военачальники Тамерлана, — сказал Радий Хабиров во время открытия музея «Шульган-Таш».

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

А вот здесь Хабиров делится своими познаниями насчёт мавзолея Турахану.

— Мавзолей Турахана — уникальный памятник. Находится на горе. До сих пор ученые спорят, кому же он принадлежит: одна точка зрения, что это один из башкирских князей, а другая — что это потомок чингизидов, — заявил глава Башкортостана.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

При всём этом, Радий Хабиров отметил, что главное в намерении по поднятию значимости исторического наследия — это рассказ, повествование именно истории башкирского народа. Как будто в Башкортостане не проживают другие коренные народы — татары, русские, которые тоже имеют свои древние исторические корни и имеют отношение, и скорее всего, самое прямое, к этим памятникам-мавзолеям.

— Мы через исследование этого музея покажем быт, особенности, воинские обычаи кочевых цивилизаций, что имело всегда огромное значение. И конечно, имея в виду, что музей расположен в Башкирии, рефреном пройдёт история нашего башкирского народа. Народа очень интересного, уникального, который всю свою жизнь, с момента, когда наши великие предки обратились к русскому царю с просьбой войти в состав русского государства, просили защиты и обязались служить, — сказал Радий Хабиров.  

Если не удастся доказать причастность исторического наследия в виде знаковых памятников, то есть мавзолеев, башкирам, глава республики не оставляет надежд приписать эти памятники именно наследию Тамерлана и его Среднеазиатской империи, а не Золотой Орде и булгарской цивилизации, которую унаследовали сами потомки Чингисхана на берегах Волги.

— Башкортостан в некотором плане был административным центром тех государственных образований и тех государств, которые формировали эту территорию — это великое золотоордынское ханство, это каганаты… Но если мы сможем доказать, а мы этим уже занялись, и наша первая научная экспедиция уже поработала в Самарканде, если мы докажем, что Тамерлан был у нас, а чем нет сейчас прямых подтверждений, то это будет некая научная революция, научный прорыв, — сказал Радий Хабиров.  

Территория северо-западных районов Башкортостана во времена Золотой Орды была органической частью, факторией, то есть филиалом, Булгарского улуса Золотой Орды. И это установленный факт.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

Итак, мавзолей Хусейнбека. А кто такой этот Хусейнбек? И причем тут Тамерлан? Дело в том, что вот эта информация о причастности Тамерлана к воздвижению мавзолея Хусейнбека была зафиксирована уфимским краеведом Руфом Игнатьевым (1818-1886 гг.) ещё в конце XIX века.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

При этом, краевед сам признаётся, что в своих книгах и статьях он пишет на самом деле о приданиях, а не о точно установленном факте. Итак, обратимся к первоисточнику этих преданий, а именно к Руфу Игнатьеву.

Глава суфийского тариката Ахмет Ясави был ханом? Нет, хан — это должность руководителя государства в средние века на Востоке. А Ясави был главой религиозно-идеологического сообщества. Так, если ногаи — как записано у Игнатьева — дурные мусульмане, а кем тогда были башкиры? И почему башкиры, если они были мусульманами, не могли сделать ногаев нормальными мусульманами? И вообще, а каким образом этот слух, что ногаи — это «дурные мусульмане», дошёл до Ахмада Ясави, который, вообще-то, жил в 1103-1166 годах? Какие такие ногайцы и какие такие башкиры могли жить во времена Волжской Булгарии, Киевской Руси и Всеволода Большое Гнездо?

В общем, краевед Игнатьев не сильно ломал голову над тем, чтобы хоть как-нибудь перепроверить записываемые им предания. И это ещё при том, что на надмогильной плите в мавзолее Хусейнбека прописана четкая дата погребения — 1339 год. Отметим, что это дата уже переведена с календаря Хиджры на христианский самими историками. Ахмед Ясави жил в XII веке. Чтобы стать учеником главы суфийского тариката Ясави, Хусейнбеку пришлось бы прожить как минимум 200 лет.

А вот второе предание, которое записал дореволюционный уфимский краевед Игнатьев и где упоминается Тамерлан.

Тамерлан обратил внимание на захоронение какого-то местного святого? С чего это вдруг? Заложил камни для своих 6 погибших князей. Но почему их имена не выбиты на этих камнях? Почему эти сподвижники Тамерлана, погибшие на территории Булгарского улуса Золотой Орды не известны по другим источникам? 

И вообще, год в мавзолее, на эпитафии уже указан — 1339-й год. 

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

А Тамерлан свои разорительные походы на Золотую Орду совершил в 1391-1395-м годах. Ну и каким же это образом мавзолей был воздвигнут за полвека до появления и политической сцене Евразии правителя Тамерлана?

На самом деле мавзолей в честь Хусейнбека воздвигается в эпоху наивысшего расцвета Золотой Орды, при хане Узбеке, который правил с 1312 по 1341-й годы. Именно эпоха Узбек-хана крепко отождествляется с усилением роли ислама в Золотой Орде.

Теперь вы понимаете, на какие запутанные, я бы даже сказал крайне не научные сведения краеведа Игнатьева ссылается глава Башкортостана Радий Хабиров? Неужели вокруг него нет нормальных историков-консультантов, которые бы поправили руководителя республики?

Уфимский археолог Геннадий Николаевич Гарустович (1957-2017) установил на эпитафии, то есть на надгробной плите Хусейнбека, что этот исторический деятель родом из города Тараз, что находится в современном Казахстане, то есть в историческом регионе Туркестан.

А вот уфимский археолог Алексей Нечвалода смог восстановить по сохранившемуся черепу Хусейнбека его лицо.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

Как видите, в облике Хусейнбека преобладают и монголоидные признаки, и европейские черты. Хотя да, признаём, что восточных черт в лице Хусейнбека больше.

В тоже время археолог Гарустович установил генетическую связь между мавзолеями Хусейнбека, Тура-хана и Малый Кешене с памятниками Болгарского городища. Об этом он пишет в книге «История татар Западного Приуралья», том первый.

При этом, такой же вулканический булгарский туф был обнаружен и в мавзолее Хусейнбека.

А если мы обратимся к такому средневековому историческому документу-источнику как «Казанская история», то обнаружим четкое обозначение, кому же в средние века принадлежала территория Икско-Бельского междуречия.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

То есть современные северо-западные районы Башкортостана, более полутысячи лет назад. Спойлер — Волжской Булгарии.

Зачитывая этот отрывок из исторического источника, сделаем несколько важных оговорок. Конечно мы понимаем, что автор текста «Казанской истории» до сих пор точно не установлен, хотя есть версия, что это некий поп Иоанн Глазатый. Не установлена и точная дата написания текста. По одной версии — это 1564-1566 гг. По другой версии — между 1626 и 1640 годами. В целом, мы понимаем, что написанное в тексте, надо ещё проверять и перепроверять.

Но мы хотим обратить ваше внимание, что есть некая традиция относить территорию реки Белая к владениям казанских ханов. Причем, эта традиция проходит через глубь веков — через эпоху Волжской Булгарии, затем Булгарского улуса Золотой Орды, а затем и Казанского ханства.

Вообще, специалисты по татарской эпиграфии отмечают следы булгарского влияния на могильных памятниках по территории северо-западных районов Башкортостана.

Например, Чекмагушевский район. Там у Старокалмашевского городища обнаружена эпитафия. Недалеко от неё есть даже деревня Булгар. Какое интересное историко-географическое совпадение, не правда ли? На самой старокалмашевской эпитафии есть надпись, сделанная арабской графикой и являет собой татарский язык. Этот памятник является ровесником мавзолея Хусейнбека, и датируется 1346-1347 годами. То есть, годами наивысшего расцвета Золотой Орды при хане Улуса Джучи, то есть при Джанибеке. Саму эпитафию изучил казанский историк Ильнур Миргалеев.  

Вот оцените, что даже человек со знанием современного татарского языка поймёт надмогильную запись, которой больше 650 лет.


«Бисмиллаһ-ир-Рахман-ир-Рахим

Буга углы Күклəр билгесе

Кутлуг мөбəрəк булсун

Тарих йити йүз к(ы)р(ы)к йитидə

7. … (айы)ның ун өчендə …».

Перевод

Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

…… Аллаху …..

Надмогильный знак Кукляра, сына Буги

Пусть будет благословенным и чистым

По летоисчислению семьсот сорок седьмого (года)

… месяца тринадцатого (дня) …


И такие татарские эпитафии не только в Чекмагушевском районе. Есть находки и в Кушнаренковском, Туймазинском и других районах.

А теперь обратите внимание, что у нас получается в итоге. Вся вот это якобы связь мавзолеев Хусейнбека, Тура-хана и Малый Кешене с Тамерланом — лишь некритически записанные народные мифы и предания. Но, связь между территориями мавзолеев Чишминского района и татарами Золотой Орды на уровне зодчества и камней с Булгарией, точнее с Булгарским улусом Золотой Ордой — установлены. Языковая связь через тексты на эпитафиях северо-западных районов Башкортостана с Булгарским улусом — установлена. 

В чем же тогда ключ понимания территории северо-западных районов Башкортостана, если в них так сильно влияние булгарской цивилизации? 

Для ответа на этот вопрос, предлагаю обратиться к интересной статье казанского историка Искандера Измайлова, который называется как «Волжская Булгария XIII веков.: автономия или ханский улус».

Итак, с приходом в 1240-годах армии хана Батыя на Волгу, независимое государство Волжская Булгария прекращается своё существование. Территория бывшей Волжской Булгарии в числе завоёванных чингизидами земель считается одним из самых высокоразвитых. Поэтому Батый на территории Булгарии даже располагает свою летнюю ставку, спасаясь от знойной жары в Сарае (современная Астраханская область), где у него была уже зимняя ставка. В Болгаре у него была летняя ставка. Болгар становится центром чеканки джучидскитх монет примерно до начала XIV века.

В общем, Булгарский улус, ну или Булгарский вилайят, превращается фактически в административно-политический центр-регион империи потомков Джучи, примерно как сегодня территория Подмосковья для России. 

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

А что из себя представлял ханский Болгарский улус, например, к середине XVI века?

Территория улуса делилась на два крыла, на два административных округа, структурна воспроизводя административное двухкрыльное деление самой Золотой Орды на Кок Орду и Ак Орду.

Так вот, западное крыло Булгарского улуса — это территории и земли под власть самого города Болгар. А вот восточное, то есть левое крыло улуса — это Джукетау. Средневековой город на сегодня исчез, его останки можно обнаружить на западной окраине Чистополя.

Булгарские и Джукетауские земли Болгарского улуса Золотой Орды в русских письменных источниках называются как княжества. К сожалению, информации о границах, административно-политическом устройстве этих двух княжеств катастрофически малы.

Однако, например, казанский эпиграфист и историк Джамиль Габдрахимович Мухаметшин установил, изучая мусульманские эпитафийные надписи из Среднего Поволжья, закономерности в стилях орнаментации, графики, формулах употребления коранических изречений и язык этих памятников в разных регионах и очертил их ареалы. Им были выявлены две территории.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

На современной карте это примерно выглядит так.

1. Болгарский, включающий Западное Заволжье, Предволжье и Предкамье в бассейне р. Казанки, Меши и Ошита.

2. Восточный Кирменско-Джукетауский, включающий Среднее Закамье, бассейн рек Черемшан и Предкамье в бассейне реки Вятки, а также земли между средними течениями рек Ик и Белая.

Историк Искандер Измайлов обращает внимание, что в те далекие средневековые времена надгробные эпитафии с надписями могла себе позволить только очень богатая аристократия. В некотором смысле обособление дворов правителей регионов в рамках единого Булгарского улуса Золотой Орды не могло не привести к выработке какой-то своей моды и традиций, которая довольно ярко проявилась в данном случае в оформлении надгробий. Однако и в рамках Джукетауского княжества наблюдается определенное своеобразие в оформлении надгробных камней.

Мавзолеи Чишминского района Башкортостана: наследие татаро-булгарской империи Золотой Орды или Тамерлана?

Так что такие памятники как мавзолеи Турахана, Хусейнбека и Малый Кешене в Чишминском районе — это никакие не следы кочевой цивилизации, это не наследие империи Тамерлана. Эти мавзолеи — доказательства существования высокой мусульманской городской культуры эпохи наивысшего расцвета Золотой Орды. А территория этих мавзолеев входила в состав Булгарского вилайета Золотой Орды.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *