Исламский банкинг дошел до России, но мимо Татарстана

Пилотный проект планируют запустить в Чечне и Дагестане в 2023 году. Почему наша республика оказалась в пролете и станут ли с этим что-то делать - в материале KazanFirst.
Пилотный проект планируют запустить в Чечне и Дагестане в 2023 году. Почему наша
республика оказалась в пролете и станут ли с этим что-то делать — в материале
KazanFirst.

— Татарстан уделяет большое внимание развитию исламского финансирования на протяжении многих лет. Достигнуты практические результаты. Реализуются проекты, связанные как с предоставлением финансовых услуг, так и с привлечением средств на принципах партнерских финансов, — цитирует РИА Новости вице-премьера — министра экономики республики Мидхата Шагиахметова.

Такое заявление прозвучало после новости о том, что площадками для реализации пилотного проекта исламского банкинга (финансовая деятельность, основанная на принципах шариата. — Ред.) могут стать только Чечня и Дагестан. Пока предложение обсуждают депутаты. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщал, что надеется на принятие закона о легализации исламского банкинга в России в осеннюю сессию.

«Татарстан готов делиться накопленным опытом»

Для подкрепления своих слов Шагиахметов напомнил, что в Татарстане ежегодно с 2009 года проходит международный экономический саммит «Россия — Исламский мир: KazanSummit», где рассматривают и обсуждают вопросы исламского банкинга, заключают соглашения, выстраивают взаимодействие с исламским миром. А Президент Татарстана Рустам Минниханов  возглавляет группу стратегического видения «Россия – Исламский мир».

Исламский банкинг дошел до России, но не до Татарстана

Подтверждает этот факт и глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов, который говорил, что группа стратегического видения «Россия — Исламский мир» уже несколько лет прорабатывает тему исламского банкинга на своих площадках.

— Татарстан готов делиться накопленным опытом и стать пилотным регионом по реализации исламского банкинга, — подчеркнул Шагиахметов.

Так или иначе, пока Татарстан в список пилотных регионов не входит, но депутат Государственной думы России Айрат Фаррахов в беседе с KazanFirst заверил, что для вхождения в него приложат все усилия, так как в республике вопрос исламского банкинга максимально активно обсуждается.

— Мы считаем, что этот проект должен реализовываться там, где действительно доля исламского населения достаточно большая, потому что на самом деле это не только экономические привилегии – это и отношение людей к этому. То есть именно вера требует такого отношения к экономическим взаимоотношениям, — говорит депутат. – Поэтому мы приложим максимум усилий для этого и в принципе уже начали работать в этом направлении.

Экспериментировать целесообразно на относительно небольших объектах

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, основная причина отсутствия Татарстана в списке пилотных регионов состоит в том, что экспериментировать целесообразно на относительно небольших объектах, чтобы минимизировать риски.

— А Татарстан — это все-таки объект, прямо скажем, не то чтобы очень небольшой, — заметил эксперт. — Он по валовому региональному продукту (ВРП) в 2020 году занимал 7-е место среди 85 регионов России. Тогда как Дагестан — 33-е место. А Чеченская Республика и вовсе на 69-м месте — ее ВРП меньше, чем у Татарстана, в 10 раз.

Исламский банкинг дошел до России, но не до Татарстана

Кроме того, добавил Осадчий, на территории Дагестана выжили после капитальной зачистки только один банк и одна НКО. А в Чечне после 1997 года и вовсе не осталось ни одной зарегистрированной на территории этого региона кредитной организации. Между тем в Татарстане зарегистрировано 13 кредитных организаций.

— Так что экспериментировать в Дагестане и Чечне можно почти с чистого листа. Конечно, не совсем, ведь там действуют филиалы и представительства банков из других регионов, но, тем не менее, гораздо проще, — говорит собеседник.

Банк России планирует начать пилотирование проекта по исламскому банкингу в 2023 году. Но хватит ли усилий Татарстана для внедрения проекта в одном ряду с Чечней и Дагестаном, пока неизвестно. 


Читайте также: «Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *