«Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»

Во II квартале этого года
Во II квартале этого года, по оценке Центробанка, ВВП может рухнуть на 4%, в III
квартале — на 7%. Самое большое падение ВВП, по мнению экономистов, ожидается в
IV квартале — 8,5-12%. Разбираемся вместе с экспертами в причинах и следствиях.

Банк России опубликовал доклад о денежно-кредитной политике, в котором развернуто объясняет решение по снижению ключевой ставки с 9,5 до 8%. В ЦБ пояснили, что решение обусловлено краткосрочной ситуацией. Производители и организации подняли цены «с запасом» и заняли выжидательную позицию. Бизнес «нащупывает такой их уровень, который будет приемлемым для покупателей и покроет растущие издержки». С другой стороны, потребители могут довольно долго сохранять склонность к сбережению, ожидая благоприятного уровня цен. При этом ЦБ допускает повторение сценария пандемии, когда потребители сначала резко сократили потребление, а затем после отмены локдаунов так же быстро его восстановили. Нынешнее накопление сбережений регулятор называет вынужденным и сравнивает с пружиной, которая в определенный момент может дать резкий рост потребления.

Некоторые признаки роста потребительского интереса уже формируются, обращает внимание ЦБ.

– Во-первых, по данным опросов, в июле люди стали значительно выше оценивать благоприятность текущего момента для совершения крупных покупок. Во-вторых, снижаются ставки по депозитам, что увеличивает интерес к потреблению. В-третьих, наблюдавшееся в апреле – мае сокращение розничного кредитного портфеля сменилось его ростом. И от того, по какому сценарию в  дальнейшем пойдет потребительская активность – будет ли спрос расти быстрее или медленнее, как этот рост будет соотноситься с возможностями расширения выпуска, – будут зависеть и наши решения по денежно-кредитной политике, – говорится в докладе регулятора.

«Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»

Основное в новом прогнозе – ожидание радикально более быстрого снижения инфляции в 2022-2023 годах и «растягивание» предполагаемого снижения ВВП с одного года относительно сильного спада до двух лет. Теперь ЦБ предполагает, что за 2022 год спад должен составить 4-6%, но в 2023 году он продолжится и составит 1-4% ВВП. Экономисты ЦБ оценивают спад ВВП во II квартале на 4,3%, в III квартале – на 7%. Пик спада придется на IV квартал 2022 года и составит 8,5-12%. Рецессия предположительно завершится на стыке 2022-го и 2023-го, после чего покажет незначительный рост.

Всплеск инфляции завершится к концу 2022 года – именно тогда, по предположению аналитиков ЦБ, темпы потребительской инфляции сократятся до 5-6% годовых, хотя еще более года уйдет на возврат к цели в 4%.

Экономический спад будет происходить медленнее, чем ожидалось

По мнению руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, тезисы ЦБ РФ основаны на логичных предпосылках – спад экономики в этом году действительно происходит медленнее, чем ожидалось весной. 

– Пока России удавалось воспользоваться ростом мировых цен на сырье и перенаправлять выпадающие экспортные поставки нефти в азиатские страны, что позволяло избежать резкого сокращения добычи, а в стоимостном выражении экспорт и нефтегазовые доходы бюджета ощутимо выросли. Однако предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-го и 2023-го, когда должен вступить в силу шестой пакет санкций ЕС, предусматривающий эмбарго на большую часть поставок российской нефти и нефтепродуктов, запрет европейским компаниям страхования и перевозки российской нефти в третьи страны, – напомнила она.

Беленькая затруднилась предположить, что из этого будет реализовано, – страны G7 хотели бы сохранить доступность российской нефти для мирового рынка за счет смягчения запрета на страхование перевозок, но взамен ввести потолок цены экспорта российской нефти. Также неясным остается вопрос, кто из основных потребителей российской нефти поддержит потолок цен, на каком уровне он будет установлен и как на это отреагирует Россия – от всего этого будет зависеть динамика мировых цен на нефть, объемы российского экспорта и ценовые параметры этого экспорта.

«Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»

– Имплементация частичного нефтяного эмбарго ЕС – это риск снижения экспорта и добычи российской нефти, что может негативно отразиться на экономике (через отрицательный вклад чистого экспорта), курсе рубля и на нефтегазовых доходах бюджета в 2023 году. Это, а также, действительно, более растянутая реакция производителей на внешние шоки учитывается в ухудшении экономического прогноза ЦБ РФ на 2023-2024 годы – впрочем, регулятор ожидает возвращения экономики на траекторию восстановительного роста с середины 2023 года и рост в IV квартале 2023-го – IV квартале 2022 года, – рассуждает эксперт.

Она обратила внимание, что аналогии с экономическим развитием других стран, оказавшихся под жесткими западными санкциями (Иран, КНДР, Венесуэла), возможны, но надо учитывать, что экономические модели и роль в мировой экономике этих стран отличаются, то есть каждый случай индивидуален. На краткосрочном горизонте прогнозирования (один-два года) эти аналогии вряд ли помогут построить релевантный прогноз, на долгосрочном – могут помочь сделать определенные качественные выводы. 

В своем докладе ЦБ традиционно не называет источники, на основе чьих данных составляется прогноз, но Беленькая не видит оснований не доверять прогнозу высокопрофессиональных экономистов регулятора.

– Однако претворение прогнозов в жизнь – вопрос всегда дискуссионный, так как ни один прогноз не может предсказать все действующие факторы, их сочетание и результирующее влияние на экономику, – заметила экономист. 

«Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»

Беленькая подчеркнула, что потребительский спрос существенно упал в апреле-мае, и, по данным Росстата, начал немного восстанавливаться в июне. Склонность к сбережению населения Беленькая объясняет целым набором факторов: снижение реальных зарплат, возможные опасения за сохранение рабочих мест, ожидания лучшего соотношения цен и ассортимента доступной продукции. Эксперт пояснила, что для оживления спроса ЦБ РФ активно снижает ключевую ставку – это привело к возобновлению роста кредитования с июня и к существенному снижению процентных ставок банков по депозитам.

– Однако пока нет ответа на вопрос, как быстро будет восстанавливаться потребление. Как отмечается в докладе, «вынужденное накопление сбережений – это сжатая пружина в экономике, которая при определенных обстоятельствах может дать резкий рост потребления» (и инфляции, особенно при ограниченных возможностях производителей увеличить объемы предложения в ответ на рост спроса). В этом году мы ожидаем спада ВВП РФ на 5-7%, в 2023 г. – на 2-4%, – заключила собеседница.

Нынешнее состояние экономики несопоставимо с кризисными 1994 и 1998 годами

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер напомнил, что прогнозы в текущих жестких условиях носят крайне вероятностный характер и очень волатильны. Стоит только измениться вводным, как видим резкое снижение прогноза инфляции с 20% до нижней границы диапазона 12-15%. ВВП многие ждали весной на 10% ниже по году, а сейчас уже есть вероятность коррекции к 6-4% и так далее. 

– Наши оценки изначально были предельно оптимистичны и примерно соответствовали верхней границе уже обновленного прогноза ЦБ, на фоне инертности финансовых и товарных рынков сразу заместить энергию из России для стран-санкционеров не получается, да и вряд ли получится в тех лимитах, что оговорены недружественными странами. Напротив, процесс восстановления перекрытого в страну импорта идет все еще медленно, но к концу года разгонится, и ни о каком падении в 50%, как было в марте, речи не идет. Возможно, статьи по импорту недополучат четверть от 2021 года, – предположил эксперт.  

Он согласился с оценкой временного лага в реакции потребителей и производителей, фактическим улучшением обстановки на фоне адаптации бизнеса. А вот мрачные прогнозы на будущий год могут и вовсе не реализоваться, как уже очевидно не исполнился весенний пессимизм ряда экспертов, сказал Зельцер.

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох разъяснил, что ничего похожего на кризис 1998 года на данный момент невозможно, поскольку внутреннее состояние российской экономики несопоставимо с кризисными 1994 и 1998 годами. Текущая ситуация, напротив, показывает, что экономика более успешно, чем ожидалось, приспосабливается к новым условиям. На этом основании Банк России не ожидает катастрофических проблем ни в 2022 году, ни в последующие два года, хотя ситуация будет оставаться сложной.

«Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»

– Потребительский спрос постепенно восстановится по мере снижения неопределенности на рынках, прекращения ценовых скачков, установления устойчивого валютного курса, повышения доходов населения, – сказал экономист.

Он не исключил, что санкции будут оказывать влияние на российскую экономику в течение длительного времени, в том числе некоторые их последствия начнут ощущаться только через несколько лет. Кроме того, вероятно, будут вводиться новые санкции. Однако сравнивать их воздействие на экономику России с другими подсанкционными странами Кох считает некорректным: структура экономики и хозяйственный уклад слишком различны.

Объем внешнеторгового оборота России сокращается как шагреневая кожа

Доцент, эксперт Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук сказал, что страны ЕС занимали 40% в объеме внешнеторгового оборота России. Теперь же он сокращается как шагреневая кожа и Россия находится в поиске новых партнеров и логистических цепочек в АТР и Ближнем Востоке.

– В июне экономическая активность поддерживалась улучшением показателей нефтяной, газовой и сырьевой промышленности и сохранением положительной динамики в сельском хозяйстве. Ускорилось падение объемов оптовой торговли и грузооборота, а рост в строительстве остановился. Отрицательные показатели демонстрируют автомобилестроение, легкая промышленность и производство мебели. Металлургии потребуется восемь лет для выхода на прежние финансовые и производственные показатели. Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе структурная перестройка произойдет до 2024 года. Ожидается, что в этом году продажа углеводородов принесет 38% всех доходов бюджета, – сообщил собеседник.

«Российской экономике предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-2023 годов»

Корнейчук считает, что нефтегазовая промышленность не сможет полностью нивелировать стагнацию и падение в других отраслях, а сможет только немного компенсировать этот спад. В III и IV квартале этого года ожидается кульминация экономического кризиса, вызванного санкциями.

– При отсутствии новых геополитических событий и новых санкций падение ВВП России по итогам года на 4-5% и рост инфляции на 13-15% станут благоприятным результатом для экономики. Инфляция в России продолжает замедляться. По данным Росстата, в июне и июле на 6 временных недельных интервалах была зафиксирована дефляция. По данным за последнюю декаду июля, она составила 0,14%. По прогнозам Банка России, к концу года инфляция может составить 12-15%. Прогноз ЦБ по падению ВВП на конец 2022 года считаем допустимым в качестве верхней границы, – резюмировал эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *