Выставка «Волжская Булгария. Великое наследие» — о далёких наследниках, но без наследия

В Национальном музее Татарстана открылась экспозиция
В Национальном музее Татарстана открылась экспозиция, которая по задумке авторов
посвящена Волжской Булгарии. Хотя на самом деле — не очень.

«Волжская Булгария. Великое наследие» — выставка по меркам музейного мира выглядит для Казани респектабельной, в её подготовке участвовали Государственный исторический музей Москвы, Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга, а также Российский этнографический музей из северной столицы. В музейной коллаборации участвует и Национальный музей Татарстана. В общем, этот выставочный проект — результат работы татарстанских хранителей с московскими и питерскими коллегами.

Правда, главный смысловой тон выставке всё-таки задаёт наш Национальный музея Татарстана. Так как из 300 экспонатов около 100, если не больше, из республиканских хранилищ.

Выставка «Волжская Булгария. Великое наследие» - о далёких наследниках, но без наследия

К выставке, к авторам её концепции и к тем, кто ей дал название «Волжская Булгария. Великое наследие» есть серьёзные вопросы. Очевидно, что название настраивает на определенное ожидание. Человек, не погружённый глубоко в исторический материал, желает окунуться в интересный и захватывающий мир средневековья, в мир, когда существовала и развивалась Волжская Булгария на берегах Волги и Камы. Этот мир притягателен тем, что в нём с Волжской Булгарией соседствовали православные средневековые русские княжества, Хазарский каганат, Багдадский халифат. Эти государства воевали между собой, а в перерывах торговали между собой, а может и наоборот в перерывах вступали в локальные схватки. Этот мир притягателен своим мусульманским контекстом, а также контекстом язычества среди народов Поволжья.

Возможно, человек более погруженный в исторический материал будет ожидать раскрытия наследия Волжской Булгарии, захочет услышать какие-то этно-культурные, исторические механизмы передачи цивилизационного наследия сквозь века, узнать, как в нынешних наследниках-народах Волжской Булгарии живёт и воспроизводится, а может где-то и преломляется, её наследие.

Но, к сожалению, ничего этого на выставке «Волжская Булгария. Великое наследие» нет. Есть, правда, слабые попытки как-то удовлетворить исторический интерес и подобные ожидания отдельными конкретными экспонатами, но целостной картины для увлеченных посетителей создать не удалось. По факту получилась выставка о наследниках Волжской Булгарии без раскрытия должным образом самого наследия. И некоторые представленные экспонатами в виде, скажем, национальной одежды, откровенно притянуты за уши к Волжской Булгарии.

Выставка «Волжская Булгария. Великое наследие» - о далёких наследниках, но без наследия

Например, на выставке выставлен этнографический материал народов Поволжья XIX — начала XX веков: марийцы, удмурты, мордва, татары, башкиры и т.д. Здесь имеется в виду национальная одежда сельских обывателей, то есть крестьян. Очевидно же, что между крестьянами XIX века и Волжской Булгарией хронологическое расстояние в полтысячелетия. Крайне интересно узнать, как за такой промежуток времени можно сохранить культурное наследие Волжской Булгарии? Но особо внятных объяснений и рассказов от авторов экспозиции услышать не получилось.

А на вопрос «Какое отношение имеет этнографический материал XIX века народов Поволжья, тем более удмуртов, марийцев и мордвы, которые входят в уникальную финно-угорскую цивилизацию, к мусульманской Волжской Булгарии Х-XII веков?» авторы и организаторы экспозиции предлагают обтекаемый и несколько издевательское объяснение.

Выставка «Волжская Булгария. Великое наследие» - о далёких наследниках, но без наследия

«Многогранная булгарская цивилизация оказала влияние на культурно-исторические и этнические процессы на обширных пространствах Евразии — от Западной Сибири до Балкан, Крыма и Кавказа», — говорится в проспекте выставки. Эту мысль также воспроизводят и руководители музеев журналистам.

При таком подходе с таким же успехом тогда можно сделать выставку, посвящённую наследию Римской империи, Древней Греции, Египта или Африки. Современный мир так или иначе пропитан духовным наследием этих цивилизаций прошлого. Какие-то элементы этих цивилизаций можно обнаружить в одежде, в фольклоре, в культуре других народов, в том числе и у народов Поволжья и Приуралья. В таком случае закономерно ожидать, что на выставке как-нибудь будет определена уникальность, идентичность булгарского наследия, что, кстати, не сложно сделать, исходя из того, какое особое внимание уделяется изучению истории волжских булгар наукой Татарстана.

Организаторы и авторы выставки в своих заявлениях журналистам активно, можно сказать, эксплуатируют темы с празднованием 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

— Мы сегодня рады и счастливы представить на площадке Национального музея Татарстана очень сложный, очень важный и интересный проект, посвящённый 1100-летию принятию ислама в Волжской Булгарии, — заявила директор Российского этнографического музея Юлия Купина.

Выставка «Волжская Булгария. Великое наследие» - о далёких наследниках, но без наследия

Она же, кстати, попыталась ответить на наш вопрос о том, насколько название выставки соотносится с её содержанием, в чем связь между тем, как в XIX веке одевались марийские и удмурсткие крестьянки с историей принятия ислама в Волжской Булгарии.

— Волжская Булгария не закончилась тем, что закончилась эпоха её культуры и так далее. Волжская Булгария продолжается и в сегодняшней культуре. Её следы можно отследить и в этнографических памятниках. Традиция — это такой механизм, который сохраняется через тысячелетия. Здесь мы пытаемся увидеть, что от великого наследия Булгарии сохранилось в этнографической современности, — заявила Купина. 

Вряд ли кто будет спорить с этими тезисами. Но в музеи ходят, чтобы смотреть, а не слушать. Подобных обещанных механизмов передачи культурного наследия сквозь века, увы, на экспозиции не показали. Но зато об этом очень пафосно твердят, попутно примазываясь к теме с принятием ислама в Волжской Булгарии 1100 лет тому назад.

К слову, в контексте ислама на выставке можно, пожалуй, посмотреть красочные иллюстрации к поэме «Кысса-и Йусуф» (литературный памятник, относимый к эпохе Волжской Булгарии), сделанные несколько лет тому назад питерским художником Азатом Миннекаевым и Коран, напечатанный в Казани в 1793 году. Но опять же встаёт вопрос — какое отношение это имеет к своеобразному исламу в Волжской Булгарии? Неужели нельзя было бы авторам выставки хотя бы вооружиться очень интересной историей, связанной с приездом в Волжскую Булгарию делегации от Багдадского халифата, секретарём которого был Ибн Фадлан, оставивший ценные письменные свидетельства о Волжской Булгарии? Достаточно прочитать несколько страниц из «Записок…» Ибн Фадлана, чтобы рассказать посетителям выставки, какой случился интересный и любопытный спор между правителем Булгарии Алмушем и Ибн Фадланом на почве исполнения мусульманских обрядовых практик.

Выставка «Волжская Булгария. Великое наследие» - о далёких наследниках, но без наследия

В сухом остатке, выставку «Волжская Булгария. Великое наследие» по справедливости нужно было бы назвать «Национальные одежды народов Поволжья XIX века. Кысса-и Йоссуф и ювелирные украшения Волжской Булгарии». Впрочем, такое название слишком громоздкое, отпугивающие и вряд ли привлечет к себе туристический трафик в высокий сезон в Казани.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *