Куда делась дочка хана: в Болгаре показали оперу «Кара пулат» с живыми декорациями

Посмотреть на яркое представление приехал даже первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Оно того действительно стоило.
Посмотреть на яркое представление приехал даже первый президент Татарстана
Минтимер Шаймиев. Оно того действительно стоило.

Иной раз архитектурные произведения искусства служат не только объектом любования, но и сценой для громких премьер. Так же случилось и с оперой Эльмира Низамова «Кара пулат», показ которой состоялся в Болгаре.

Премьера под режиссурой Георгия Ковтуна была уже в 2015 году, но в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией решили показать снова. Дебют был в мае в театре имени Тинчурина, сейчас решили воспользоваться погодой и сыграли с живыми декорациями — возле той самой Чёрной палаты, построенной в Болгаре ещё в середине 13 века.

Живые декорации произвели впечатление

Тема оперы стара, как мир — преданность дружбе и своему народу. Легенда рассказывает о 12 девах, сожжённых войнами Тамерлана в Чёрной палате. Враги, захватив город, хотят схватить ханскую дочь Наргизу и отвезти ее самаркандскому эмиру. Но ее подруги скрывают девушку и жертвуют своими жизнями. Кто-то сказал воинам, что дочь хана не горит в огне, поэтому они заперли девушек в Чёрной палате и подожгли ее. В конце концов из постройки выходит лишь та, кого они искали.

Куда делась дочка хана: в Болгаре показали оперу «Кара пулат» с живыми декорациями

В опере же сюжет построен немного по-другому. Во-первых, девушек семь, а не 12. Во-вторых, ханская дочь сгорает вместе со всеми, оставаясь лишь в памяти своего народа. Сами создатели ещё в мае заметили, что специально так повернули сюжет, чтобы показать равенство ханской дочери и ее подруг. К тому же Наргиза идёт на поступок ради любви, дружбы и других вечных ценностей.

Стоит сказать, что на фоне реальной Чёрной палаты опера выглядела эффектно. Режиссёр Георгий Ковтун отметил, что теперь нельзя лазать по ее стенам, как в закрытом театре, потому что это все-таки исторический объект. Но взамен этого создатели придумали освещать постройку световыми видеоинсталляциями в тему происходящих событий. Например, когда вражеские войны подожгли девушек, палату вдруг объяло огнём, а когда все закончилось — мусульманские надписи. Но даже без всего этого историческое здание производило впечатление величественности. Подыгрывала и полная луна, светившая в ночь показа. Перед самым выступлением, когда собирался народ, здание осветили теплым оранжевым светом и уже только это было поводом полюбоваться, потому что Черная палата выглядела как слиток золота на фоне звездного неба.

Куда делась дочка хана: в Болгаре показали оперу «Кара пулат» с живыми декорациями

Когда понимаешь, что такая историческая постройка видела много веков, не можешь отвести взгляд и хочешь прикоснуться к холодному камню, до которого дотрагивались и величайшие воины Болгарии.

Живая музыка прибавляла драматичности опере. Дирижером выступил Ильяс Камал, который максимально передал всю трагедию ситуации.

Как увековечить Болгары и людей, которые его обосновали?

Сказать, что народу было очень много – это не сказать ничего. Люди сидели везде, где можно присесть, стояли со всех сторон сцены. Вся опера была построена так, что действие было направлено не только на переднюю часть сцены, но и на боковую, поэтому зрители могли сидеть и сбоку.
Представление задержали практически на полчаса, и не зря – все ожидали первого президента Татарстана, государственного советника Минтимера Шаймиева, который лично приехал посмотреть работу режиссера.

— Как увековечить Болгары, людей, которые его обосновали, жили, творили, пахали, сеяли и проходили через все тяготы, через которые проходил весь наш народ временами? Мы собрались на таком месте с такими мыслями, с таким настроением. Представить себе сложно, что события, произошедшие в этом году, эпохальные, — так он сказал про 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Куда делась дочка хана: в Болгаре показали оперу «Кара пулат» с живыми декорациями

Вместе с первым президентом зрители в течение полутора часов наблюдали как дочка хана Наргиза в исполнении заслуженной артистки Татарстана Илюсы Хузиной пытается спрятаться от врагов. Все это сопровождается красивыми вокальными песнями, танцами. Сложилось такое впечатление, будто сами актеры прониклись декорациями.

Сам режиссер Георгий Ковтун поделился, что трудности все-таки были.

— Сложности были, но все это было решаемо. Надо было переделать спектакль под другую сцену. У нас здесь нет круга, который есть в театре, и нескольких уровней декораций. То есть в театре можно было подниматься на Черную палату, здесь такой возможности нет, — рассказал он. – У нас сложилась очень дружная команда – и оркестр, и артисты, и технический состав, и руководство.

Действительно, за кулисами царила дружеская атмосфера. Визажисты красили молоденьких парнишек и превращали их в зрелых, грозных воинов, а подружки ханской дочки в обнимку фотографировались с воинами Тамерлана.

В целом Татарстан пока не очень избалован подобными показами, тем более на фоне исторических объектов, хотя у республики большой потенциал для этого. Хотелось бы, чтобы люди искусства воспользовались этим.


Читайте также: «Корейцы не следуют правилам, поэтому у них интересные фильмы»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: