Система образования Татарстана: уроки патриотизма и родного языка, проблема медалистов, а также подростковая преступность

В школах заведомо завышают оценки ученикам
В школах заведомо завышают оценки ученикам, которые потом не могут достойно
сдать ЕГЭ и лишь позорят район. А где-то учителям совсем не до экзаменов: детей
не могут приобщить к правопорядку, из-за чего растет подростковая преступность.
Задачи на новый учебный год по исправлению ситуации перед педагогами поставили
на августовской конференции.

Впервые августовскую конференцию педагогов решили провести в Зеленодольске. И не случайно. Совсем скоро здесь откроется новый многопрофильный лицей №18 им. Ломоносова. Это первая школа, построенная в районе с нуля за последние 30 лет. Да еще и какими темпами! Здание возвели за рекордно короткие сроки, работы начались лишь в январе этого года, а уже сегодня оно полностью готово к принятию более чем 1200 учеников.

Несмотря на то, что в школе было чем похвастаться, показательной экскурсии по самому объекту по крайней мере для журналистов не было. Тем не менее, что-то прессе удалось узреть. Само совещание провели в стенах лицея, в новеньком актовом зале, рассчитанном на 540 человек. А в конце дня всех участников мероприятия пригласили оценить еще и столовую – на обед. Стоит признать: 2 млрд рублей, выделенные на строительство объекта, потрачены не зря.

Незадолго до начала самого заседания президент Татарстана Рустам Минниханов, который является традиционно одним из главных участников конференции,  провел еще одну не менее важную встречу – с будущими первоклассниками. В рамках акции «Помоги собраться в школу», он подарил 20 детям портфели со всем необходимым для учебы в школе.

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

— «Помоги собраться в школу» — это нужна акция. Я рад, что в этом году в первый класс пойдут 55 тысяч детей. Не все родители способны достойно подготовить ребёнка к школе, поэтому эта акция очень важна. Я хотел бы поблагодарить всех коллег, которые помогают, глав муниципалитетов. Это очень благородно. Хотел бы пожелать хорошей учёбы. Вы сегодня будете обеспечены всем необходимым. Я уверен, что этот день навсегда останется в вашей памяти, —  обратился президент к детям.

Вспомнил Минниханов и то, как и сам много лет назад собирался в первый класс.

— Так получилось, что в нашем посёлке мои друзья пошли в школу, а мне было 6. Я говорю отцу: «Ятоже хочу пойти в школу». У меня не было ни сумки, ничего. У моего старшего брата была сумка, старая, но нормальная. Я пошёл с этим портфелем. Я всегда вспоминаю, как я в первый раз пошел в школу, — рассказал он.

Не задерживаясь, Рустам Минниханов направился внутрь лицея, где у него была запланирована еще одна встреча – на этот раз с двухсотбалльниками по ЕГЭ. 14 школьников в этом году показали высочайшие результаты на экзаменах и стали настоящей гордостью для всей республики.

Позже, уже после общения с ребятами, президент поделился своей тревогой: половина из них планируют поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Как бы нам их вернуть после учебы, переживал Минниханов. Все-таки, лучшие умы.

Наконец, началось и само совещание. К слову, на входе на него встречающие гостей настоятельно просили всех надеть маски, от которых многие уже совсем отвыкли. К совету прислушались не все, но часть зала провела мероприятие в средствах защиты.

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

На правах модератора всего заседания лидер республики в первую очередь отметил, что благодаря национальному проекту «Образование», национальному проекту «Демография», национальному проекту «Наука» за последние 4 года Татарстан направил на развитие образовательной инфраструктуры более 40 млрд рублей, 10,5 из которых выделены из республиканского бюджета.

За все успехи и поддержку региона Рустам Минниханов поблагодарил федеральный центр в лице президента страны Владимира Путина, правительство России, в лице Михаила Мишустина, министра просвещения Сергея Кравцова и главу министерства науки и высшего образования Валерия Фалькова.

К слову, сразу после короткого вступления от президента, на большом экране появился и сам Кравцов, который минут 10 наставлял учителей на успешную работу в предстоящий учебный год, знакомил коллег с нововведениями, среди которых много мероприятий, направленных на развитие чувства патриотизма в детях, рассказывал, что перед педагогами России стоит масштабная задача — войти в десятку стран мира с лучшей системой образования.

Новости от министра: горячие и не очень

С основным докладом на совещании выступил, конечно, сам министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин. Доклад его был, говоря одним словом, огромным и не осталось, наверняка, не упомянутых тем из сферы образования (пересказать здесь все не получится, да и нет в этом смысла).

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

Было в выступлении Хадиуллина для педагогов и много разных новостей. Коротко обозначим самые важные из них:

— С 1-го сентября неделя для школьников будет начинаться с торжественной церемонии поднятия флагов и исполнения государственных гимнов. Появятся уроки по изучению государственных символов страны и уроки «Разговоры о важном»;

— Школьники первых и пятых классов будут учиться по обновлённым образовательным стандартам. В этой связи более 12 тысяч учителей прошли соответствующую подготовку: повысили квалификацию, прошли тренировки по созданию рабочих программ;

— Республика вошла в федеральный проект по формированию ИТ-инфраструктуры образовательных организаций. По результатам его реализации все школы республики буду оснащены сетями Wi-Fi и видеонаблюдением;

— Начата работа по модернизации портала «Электронное образование Республики Татарстан», разработанного еще в 2009 году. Это позволит существенно облегчить труд учителей и получить эффективный инструмент для цифрового управления системой образования;

— В учебных планах школ республики появится предмет «Государственный язык Республики Татарстан – татарский язык». Изучение данного предмета, родных языков и литературы будет организовано по примерным образовательным и рабочим программам, включенным в федеральный реестр в текущем году;

— Во все школы направлен единый календарный план мероприятий, разработанный и утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации к началу учебного года. Ее цель — формирования у современного школьника таких ценностей, как Родина, человек, природа, семья, труд;

— С 2022 года в республике реализуется Федеральный проект развития театральной педагогики, в соответствии с которым к концу 2023 года во всех общеобразовательных организациях страны должны действовать школьные театры.

Ситуацию подкашивают псевдоотличники

Немало глава Минобрнауки уделил внимания и проблемам системы образования. Традиционно в списке моментов, вызывающих критику, оказались результаты ЕГЭ.

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

В текущем году в республике 218 стобалльных результатов. Самое большое количество таких ребят подготовили школы Набережных Челнов и Казани. В челнинском лицее №78 их тринадцать. Три учреждения подготовили по семь стобалльников: гимназия №26 из Челнов, гимназия №7 из Казани и IT-лицей КФУ. 14 выпускников получили 100 баллов по двум предметам.

В то же время по-прежнему есть выпускники, не преодолевшие минимальный порог по результатам ЕГЭ. Самый большой процент таких выпускников по химии и биологии. Среди образовательных организаций в антирейтинге лидирует школа №41 Казани. Здесь 26% выпускников не преодолели минимальный порог. В Бугульминской кадетской школе-интернате почти 17%. В Уруссинской школе №2 Ютазинского района их более 15%.

— Это недопустимо! — заявил Хадиуллин. — Прошу начальников органов управления образования указанных районов, руководителей методических служб подготовить план мероприятий по исправлению этой ситуации.

Вопросы вызывает и то, как в школах республики подсчитывают количество потенциальных медалистов. В этом году их выявили на 13% меньше, чем было годом раннее.

Не подтвердили статус «самого умного» в Ютазинском районе 36 процентов претендентов на медаль, в Тукаевском – 31, в Алькеевском – 25, в Буинском — 23 процента.

В школе №17 Альметьевска из 6 претендентов на медаль только двое смогли подтвердить свое право на нее. Похожая ситуация в гимназии №11 Советского района Казани. Здесь из четырех претендентов только один выпускник показал высокие результаты и был награжден медалью.

— О недостаточной работе с этой категорией выпускников и необъективной оценке качества их подготовки свидетельствует еще один факт. 13 человек из числа потенциальных медалистов Алькеевского, Арского, Нурлатского районов, а также Казани и Набережных Челнов не набрали 70 баллов ни по одной дисциплине. Коллеги, это говорит об отсутствии равенства между независимой и внутренней оценкой качества подготовки. Такого быть не должно, — обратил внимание докладчик.

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

Другой темой, на которой сделал акцент министр, стало то, как в образовательных учреждениях республики ведется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Всего в Татарстане 62 школы и СПО, в которых выявлено большое количество правонарушений, низкий уровень психолого-педагогического сопровождения детей, состоящих на различных видах профилактического учета.

Особенно много претензий в прошедшем учебном году предъявлено к гимназии №180 и школе №8 Казани, школе №7 Нижнекамска, Казанскому строительному колледжу, Набережночелнинскому политехническому колледжу. 

К слову, пригласили на «августовку» и министра внутренних дел республики Артема Хохорина. Он хоть и отметил, что количество преступлений среди детей в целом снижается, но тяжесть этих правонарушений не дает никаких поводов для спокойствия.

— Более трети правонарушений, совершенных нашим подрастающими поколением или с их участием, отнюдь не детские — это убийства, грабежи и разбойные нападения, — сообщил глава МВД по РТ.

В качестве подтверждения своих слов Хохорин напомнил, что в мае этого года в Спасском районе студенты техникума совершили убийство сожителя матери одного из них. Также 1 августа в Зеленодольске четверо несовершеннолетних, трое из которых были учащимися средней школы, в пиццерии, не заплатив за заказ, забрали пиццу и нанесли побои продавцу.

Министр внутренних дел республики подчеркнул, что всего на сегодня в республике на учете стоят почти 2,5 тысячи подростков.

— Это немало, но, учитывая высокую латентность процессов, происходящих в подростковой среде, даже эти цифры не отражают реального количества представителей подрастающего поколения, чье поведение или психологическое состояние вызывает тревогу, — сказал руководитель министерства внутренних дел.

Минниханов: Надо за этим следить!

Спустя три часа с начала совещания слово снова взял президент Татарстана Рустам Минниханов. Он призвал всех обратить серьезное внимание на формирование у подрастающего поколения традиционных для республики и для страны духовно-нравственных ценностей.

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

— Отдельное внимание нам следует уделить подросткам, которые имеют склонность к нарушению закона, проявляют признаки деструктивного поведения. Министр внутренних дел по Республике Татарстан Артем Хохорин в своем докладе обозначил необходимость четкого межведомственного взаимодействия в работе по раннему выявлению подростков, которые увлекаются криминальными субкультурами, — сказал лидер республики.

Одно из поручений президента было связано с созданием условий для изучения родных языков. Министерству образования и науки Татарстана совместно с Академией наук РТ и КФУ нужно продолжить работу по созданию учебников нового поколения – как по татарскому языку и литературе, так и по языкам народов, проживающих в республике.

Рустам Минниханов подчеркнул, что в системе профессионального образования главная задача – подготовка квалифицированных специалистов и рабочих кадров. Мы продолжаем программу создания отраслевых ресурсных центров, напомнил он, сегодня их 45.

Но часть образовательных организаций имеет низкие показатели по выполнению государственного задания. Среди них: Актанышский технологический техникум; Буинский ветеринарный техникум; Лениногорский политехнический колледжа; Мензелинский педагогический колледж; Нурлатский аграрный техникум.

— Когда встает вопрос о реорганизации, главы вспоминают и начинаются хождения, не знаю, в чем причины [низких показателей], Министерству образования нужно проанализировать, — строго подчеркнул президент.

В ходе заседания Рустам Минниханов поднял тему адресной работы с очень уязвимой категорией – это дети-сироты. В Татарстане порядка 9,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 8,5 тысяч детей-сирот воспитываются в замещающих семьях. Он отметил, что только 1117 детей сохранили жилые помещения, остальные остались без жилья.

— Почему так случилось?  Надо за этим следить! — потребовал руководитель Татарстана.

Выразил свое недовольство Рустам Минниханов и относительно того, как себя ведут и сами дети-сироты в части оплат услуг ЖКХ. На сегодня их общая задолженность коммунальщикам составляет 51 млн рублей.

— Вот ты получил [жилье], за коммунальные услуги надо платить! Что это такое?! — вопрошал Минниханов.

«Надо за этим следить!»: Как Рустам Минниханов подводил итоги работы педагогов республики на традиционной «августовке»

Решением проблемы может стать помощь в трудоустройстве и дальнейшее сопровождение семьи, резюмировал президент.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *