На месте депрессивной промзоны со складами, гаражами и предприятиями, часть из которых не работают, скоро появится 12-километровая набережная, парки, кафе, библиотеки, музеи и жилые дома со школой и детскими садами. 

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации Речного порта

На месте депрессивной промзоны со складами, гаражами и предприятиями, часть из которых не работают, скоро появится 12-километровая набережная, парки, кафе, библиотеки, музеи и жилые дома со школой и детскими садами. 

Вопрос реновации территории в районе улицы Портовой поднял президент Татарстана Рустам Минниханов еще 10 лет назад. Тогда он поручил переосмыслить эту территорию, чтобы вдохнуть в нее новую жизнь и сделать полноценной частью города. Но до недавнего времени для этого не было действующих законодательных механизмов. Подготовка к реализации проекта заняла пять лет, в течение которых проводились встречи с архитектурным сообществом, инвесторами, узкими специалистами и собственниками земельных участков. В 2020 году в генеральном плане Казани Речпорт обозначили как зону развития. Позднее в Правилах землепользования и застройки этот статус был закреплен в качестве комплексного развития территорий. 

И вот в 2020 году впервые озвучили принципы развития территорий – на месте стагнирующей складской территории появится многофункциональная застройка, насыщенная общественными и культурными функциями. 

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации Речного порта

Общая площадь осваиваемой территории – 287 гектаров. На ней планируется 1,55 миллиона квадратных метров жилья и 1,3 миллиона квадратных метров коммерческой недвижимости. 

Территория комплексного развития включает в себя 72 гектара земли, из которых 30 гектаров – парки, скверы и другие общественные пространства. Кроме того, планируется создание 12-километровой набережной с возможностью стоянки и сервисы для маломерных судов, бульвары и внутриквартальные площади. На территории будут сохранены артефакты и объекты, напоминающие об истории этого места, а существующие старые башенные краны по периметру береговой линии и корабли в гавани будут переоборудованы под музеи, кафе и другие общественные функции. 

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации речного порта

Развитие территории планируется в два этапа. Проект планировки первого этапа предполагает строительство 337 тысяч квадратных метров жилья, более 20 детских садов, школы на 1 224 места и крупного образовательного кластера. На территории также планируется два транспортно-пересадочных узла и станция метро. 

Второй этап развития находится в разработке. Полная реализация проекта займет около 10 лет.

Оригинальность и национальный колорит

– Когда мы думали, какие команды архитекторов пригласить на эту территорию, мы понимали, что каждая команда захочет оставить здесь свой след, каждая команда захочет ярко проявить себя, чтобы о ней заговорили во всем мире. Но мы понимаем, что здесь еще будут жить люди, а в такой суперяркой истории не всегда комфортно жить. Поэтому мы сделали схему, на которой отмечено красным, где будет акцентная застройка, а где средовая. И когда мы приглашаем команды, мы понимаем, какие из них работают в том или ином сегменте, – рассказала главный архитектор города Казани Ильсияр Тухватуллина.

Также на территории разработана схема высотной доминанты. Тухватуллина пояснила, что застройка планируется преимущественно средней этажности – в домах будет в среднем 7-9 этажей, но есть места, где будут возвышаться и более высотные дома. Также на первых этажах будут размещаться выставочные пространства, музеи и библиотеки. 

– На объектах благоустройства должны применяться качественные, безопасные и долговечные материалы, которые будут красиво стареть: металл может видоизменяться, кирпич может темнеть. Это нормальная жизнь натуральных материалов, – рассказала Тухватуллина.

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации речного порта

Сообщила спикер и о том, какие требования предъявлялись к командам, создававшим концепцию застройки.

– Во-первых, проект должен быть неординарным, необычным. Во-вторых, он должен ассоциироваться именно с Казанью, то есть если мы фотографируемся на фоне этого объекта, все должны понимать, что это именно Казань, а не Лондон или Амстердам. При том, что проект должен быть неординарным, он должен быть пригодным для жизни. Это должна быть история, которая не надоест со временем. Потому что мода проходит и все начинает надоедать, это должна быть история вне времени, – перечислила главный архитектор.

По мнению Тухватуллиной, готовый объект вызовет огромный интерес у горожан. Поскольку на территории планируется строительство жилых домов, то прилегающая инфраструктура должна быть комфортной и для них тоже. 

Шапка Сююмбике - основа концепции

Концепцию первого жилого квартала площадью в 6 гектаров разработало архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» – победители премии «Архитектор года» выставки «АРХ МОСКВА-2022». Новый жилой комплекс будет представлять из себя среднеэтажную квартальную застройку с жилой площадью более 100 тысяч квадратных метров. Архитектурная концепция в своем внешнем виде использует элементы, отражающие татарскую национальную идентичность. Так, в очертаниях зданий угадывается образ башни Сююмбике, а при выборе фасадных и цветовых решений архитекторы вдохновлялись образцами татарской национальной вышивки XIX века. 

– Создавая визуальную составляющую, мы старались, чтобы у этого объекта состоялась своя уникальность. Всегда плохо, если объект можно выбрать из этого участка, поставить в другом месте - и он будет так же классно смотреться. Поэтому мы большое внимание уделили подходу с этой точки зрения. Сильной стороной Портовой является ее близость к воде. Это прежде всего атмосфера закатов и восходов, пространство ландшафта - редкие участки в городе имеют такую локацию. И это надо использовать. Важно, чтобы у людей были террасы, чтобы они могли наслаждаться этой красотой, – вспоминал архитектор, основатель архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» Николай Ляшенко.

Он пояснил, что необходимо было решить вопрос ветровой нагрузки, которая идет с воды. Кроме того, нужно было создать идентификацию места. 

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации речного порта

– Мы проанализировали историческое и национальное искусство Татарстана. В частности, один из примеров – образ шапки Сююмбике имеет конусообразную форму с расширением к низу, – рассказал Ляшенко.

Участок под ответственностью архитектурного бюро выходит на набережную, справа от него будет разбит большой зеленый парк. 

Совместить приватность с общедоступностью

Другой вид общественных пространств – внутренние дворы жилых домов. В проекте подразумевается, что территория комплекса будет общедоступной, но реализовано это будет с уважением к покою и комфорту жителей. Для горожан будут доступны одноэтажные стилобаты, внутри которых разместятся кафе, банки, аптеки, галереи.

– Таким образом мы пытались совместить частную жизнь людей, которые покупают здесь квартиры, с жизнью людей, которые приезжают сюда любоваться этим местом, – добавил спикер.

У каждого здания есть своя тема. Террасирование и сужение по высоте в каждом здании работает по своему принципу. 

– Уникальность участка заключается в том, что он целиком считывается с воды. Это редкий случай, когда застройка идет в городе. Нам показалось очень важным сохранить идентификацию этого места. Мы использовали террасирование наверх, и если обратить внимание, то у этих зданий оно под разным углом, оно не повторяется. Несмотря на единый принцип, у каждого здания появляется свой язык и своя геометрия. Таким образом, в разных ракурсах силуэт узнаваемый, но в то же время он все время разный, – подчеркнул архитектор.

Как сообщила заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Анастасия Латыпова, застройщиком первого участка территории выступит компания «СМУ-88». В сентябре этого года предполагается получение разрешительной документации на строительство.

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации речного порта

Грузовой речной порт переедет, а казанский элеватор получит новую жизнь

Как стало известно во время сессии вопросов и ответов, для комплексного развития территории планируется вступление в различные федеральные программы. Для строительства инженерной инфраструктуры, дорог и самой набережной планируется привлечь средства из федерального бюджета. 

– Это проект не одного года, он очень серьезный, поэтому финансирование будет обеспечено из разных источников, – заверила журналистов Латыпова. 

В рамках комплексного освоения территории запланирован перенос грузового речного порта. 

– У нас в генеральном плане был заложен вывод грузового порта. На сегодня на этой территории – часто организованные подпорные стенки и причалы, загрузка и выгрузка инертных материалов, поставка которых осуществляется на стройки города. Есть площадки, которые не настолько близки к центру города, есть уже готовые проекты. Кроме того, есть новый фонд, на который активно предлагается перевести свой бизнес, так что возможностей много, – сказала Латыпова, добавив, что постепенно реорганизовать свой бизнес, завязанный на доставке грузов по реке, не будет проблемой.

«Это будет история вне времени»: в Казани представили первую часть реновации Речного порта

Тухватуллина поделилась мыслями и о судьбе казанского элеватора, который был построен в 60-70 годах прошлого века, - его необходимо сохранить как памятник архитектуры. Однако зданию нужно новое наполнение.

– Я выскажу свое личное мнение. Считаю, что элеватор обязательно должен остаться, но функцию его нужно изменить. Она может быть любой – общественной, образовательной. У нас сейчас есть несколько вариантов, – сказала Тухватуллина.

По ее словам, «вдохнуть новую жизнь» в элеватор – это «дорогая история». 

- В мире есть такая практика. Она интереснейшая, но дорогая. Надеемся, что на все это будут деньги, - резюмировала Тухватуллина.

34 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Андрей
В любом случае это лучше промзоны и заброшенных кусков земли. Пусть благоустраивают, наконец то красота будет
4
0
Ответить

Имя
@Андрей Однозначно будет лучше. Оживлять надо это шикарное место, отданное когда-то под склады.
1
0
Ответить

Не Ильсияр Тухватуллина
@Андрей Тухватуллина почему то говорит: «Все должны понимать, что это именно Казань, а не Лондон или Амстердам». Люди и так поймут это. Вы сделайте так, чтобы хотя бы от Самары и Чебоксар отличалось. А до Лондона или Амстердама даже Москва не дотягивает.
1
1
Ответить

Женя
12 км набережная будет? Обалдеть, по ней целый день гулять можно будет, это даже больше, чем Самарская, а она самой протяженной считается
0
0
Ответить

Денис
@Женя Если соединят все набередные в одну это будет супер для города
0
0
Ответить

Марина
Главное, чтоб на парковочные места не скупились, а так проект интересный
1
1
Ответить

Андрей
@Марина Снова будут платные парковки,надо же как то бюджет потом отрабатывать,а то деньги тратят на фигню и потом все платное вокруг
0
1
Ответить

гость
@Андрей вы в каком году живете? Платные парковки еще в той же Америке с 60х годов работают, а вам все мерещится заговор против вас с парковками)) будут бесплатные - так там хаос начнется!
4
0
Ответить

Анна
Здания необычные, как будто из фантастики какой-то, но почему бы и нет. Интересный не избитый дизайн
1
0
Ответить

Лиза
@Анна Цены там наверное на жилье тоже будут фантастические
0
0
Ответить

гость
@Лиза И что? Это же не соципотека. Элитное жилье, сразу понятно. За чужой кошелек не стоит так переживать
1
0
Ответить

Конечно
@Лиза Ведь так приятно будет с октября по апрель там смотреть на серое небо и застывшую реку и наслаждаться гуляющим ветром
0
0
Ответить

Ева
Мне кажется, что с такими зданиями у Казани новая визитная карточка появится, уникальный стиль, нигде больше такого не видел
1
0
Ответить

Ева
@Ева не виделА*))) Ну и добавлю, что любые даже самые спорные по дизайну строения, развивающие инфраструктуру, лучше, чем стара промзона
2
0
Ответить

Гость
@Ева Однозначно станет жемчужиной Казани обновлённый район
0
0
Ответить

Гость
Проект сложный, но долгожданный. Нужно эту территорию оживить
0
0
Ответить

Руслан
Выглядит современно на эскизах. Нужно делать! Пассажирский порт я бы оставил там
0
0
Ответить

Ира
Выглядит интересно очень. Если там будут ЖК, значит будет жизнь, а просто декорации.
0
0
Ответить

Лёня
Сам дизайн зданий какой то странный, не сказал бы, что мне нравится
0
0
Ответить

Сайман
Давно надо было там организовать комфортную зону отдыха и жилой комплекс,Казань то расширяется
0
0
Ответить

Диляра
Я надеюсь сам порт не уберут?Это ведь достопримечательность все таки городская?
0
0
Ответить

гость
@Диляра грузовой порт там точно не нужен, считай почти центр города, выносить по любому, а вот пассажирский можно оставить
0
0
Ответить

Анон
@Диляра Нет, пассажирский остается, только грузовой переедет
0
0
Ответить

Ефим
Снова ремонт...может лучше без жилого комплекса?Ну и так их очень много,давайте развлечения лучше строить!!
0
0
Ответить

гость
@Ефим Для кого много то? Жилье раскупают, строят новое. Без ЖК там будет мертво как в центре, просто красивые декорации, кто там не живет, приезжать каждый день точно на прогулку не будет, поэтому нужно там жилье, чтобы была жизнь!
0
0
Ответить

Евгений
@гость Всегда есть обратная сторона медали. И у всех свой взгляд на каждую ситуацию. Соглашусь, что желая территория может и не нужна бы там. С одной стороны цены будут заоблачные, да и шумно будет всегда. Но иногда хочется и просто нежилую прогулочную зону с развлечениями.
0
0
Ответить

гость
@Евгений без ЖК, а значит без людей там будет пусто. Как в центре сейчас. А нужна жизнь. Набережная не будет же метр на метр и под окнами у ЖК, найдете там местечко, чтобы в тишине посидеть) гуляйте в парках тогда подальше от людей, в Ометьевском где нить
0
0
Ответить

Ольга
Дорогой, но перспективный проект. У подруги муж архитектор, говорит, что много конечно времени потребуется на реализацию идеи. Однако всегда найдутся те, кому не по вкусу
0
0
Ответить

гость
@Ольга 10 лет - длительность реализации, там же масштабный проект, целый спальный район получится
0
0
Ответить

Фарид
"Завтраки и послезавтраки - сытные, полезные, красивые, вкусные! Ешьте, гости дорогие, милости просим!"
0
0
Ответить

Лексус
А кто довел порт до состояния депрессивной промзоны? Не ПСО Казань, что управляет им, и не эта же контора бросила на полдороги новый грузовой порт? Проект красивый, но по факту просто застроят высоко и плотненько, максимум на 1-й линии будут архитектурные красоты. Хочется нормальный город, а не фантазии на уровне «Го́род Со́лнца»
0
0
Ответить

немо
@Лексус Мляя, пилим и режем, что в наследство досталось, в угоду волшебникам изумрудного города, может снимем очки и реально взглянем на вещи, с какого "Х" коммерческая контора под названием АО "СК "Татфлот" попутала берега
0
0
Ответить

немо
а то что, вся береговая линия от НКЦ до Отар, это гидротехнические сооружения и находятся на счету и под надзором Федеральной власти в порядке оперативного управления, чтобы город не утонул случайно, никого не волнует ???
0
0
Ответить

немо
Наглядный пример расхищения Федеральной собственности (Росморречфлот) стратегического назначения, со стороны удашливых коммерческих местных тюбетеек, т.е. конкретно со стороны оператора - АО "СК "Татфлот"
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite