Инвестиции от СИБУРа, беспилотники Иннополиса и «зеленые» технологии: чем удивил Татарстанский нефтегазохимический форум

Важное для республики мероприятие стартовало с обсуждения решений Евросоюза
Важное для республики мероприятие стартовало с обсуждения решений Евросоюза, к
которому спустя год начали относиться скептически. Все дело в том, что одни
страны пытаются перейти на новые экостандарты за счет других.

Перед Днем нефтяника Татарстан по традиции организует масштабный нефтегазохимический форум. В этом году он проходит с 31 августа по 2 сентября на площадке «Казань Экспо». В специализированной выставке принимают участие более 160 компаний из 25 регионов России. Интерес к форуму оказался действительно высокий, поскольку главной темой повестки стали санкции и декарбонизация. В 2022 году в форуме впервые участвуют представители из четырех зарубежных стран – Алжира, Сенегала, Африки и Камеруна. 

Площадка форума — эффективный инструмент для налаживания новых деловых контактов 

Мероприятие началось с торжественного открытия выставки TatOilExpo-2022, на которой ведущие специалисты нефтегазовой отрасли России и Центральной Азии представили свою продукцию. Среди экспонентов выставки – производители и поставщики газового и нефтяного оборудования, нефтяные корпорации и холдинги, нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприятия, нефтесервисные и геологоразведочные компании.

В торжественном открытии участвовал президент Татарстана Рустам Минниханов. Он поприветствовал гостей форума, посетивших регион.

— Наше взаимодействие и обмен мнениями, наработки на таких площадках дают нам уверенность в дальнейшем развитии наших дружественных контактов. Дорогие участники и гости форума, организаторы подготовили для вас насыщенную деловую программу, — обратился к присутствующим лидер Татарстана.

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

Минниханов сообщил, что на форуме запланировано проведение разных конференций и круглых столов. 

— Убежден, что площадка форума станет эффективным инструментом для налаживания новых деловых контактов и объединения усилий для устранения последствий текущего кризиса. Желаю всем интересных дискуссий и плодотворной работы, — сказал Рустам Минниханов.

После вступительной речи руководителя республики слово взял министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухель Бен Мухаммед Аль Мазруи. Он поприветствовал всех гостей и поблагодарил президента за приглашение на форум.

— Это приглашение является ценным тем, что я знакомлюсь со многими техниками и шансами для развития в этой сфере. Наши взаимоотношения являются важными и долговечными, так как мы сотрудничаем во многих отраслях уже долгие годы, — заметил он.

Отметил роль Татарстана и президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Он рассказал, что визиты в Казань – большой праздник для всего нефтегазового сообщества. 

— Особенно важны эти моменты сейчас — в условиях санкций со стороны западных стран. Мы решаем проблемы, как выжить в непростой ситуации. Прямо скажу — выживем. Наш нефтегазовый комплекс работает устойчиво, решает проблемы для народного хозяйства и что нужно для экспорта. Всегда на таких встречах мы смотрим, что же сделано за год, и прошедший год не был для нас пустым. На будущий год мы будем отмечать большой и радостный праздник — 90 лет татарстанской нефти. Нефтяникам Татарстана есть что вспомнить, чем гордиться. Нефтяная промышленность в республике была на самом высоком уровне. Мы очень высоко ценим вклад татарстанцев-нефтяников в развитие всей нефтяной промышленности нашей страны, — сказал он.

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

Председатель комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ Анатолий Аксаков говорил о мерах правительства и Центробанка.

— Я всегда принимал участие в заседаниях правительственной комиссии, которая обсуждала текущую финансовую ситуацию в стране. И, конечно, шаги Центрального банка по тому, как дальше двигаться и финансировать проекты. Главный вывод: деньги есть, важно только их эффективно направить на разные проекты с учетом текущей ситуации. Мы давно говорим о необходимости глубокой переработки наших сырьевых ресурсов, в том числе нефтяных и газовых. Сейчас у нас другого выхода нет, кроме как двигаться в данном направлении, — заметил он и добавил, что сейчас нефтегазовой отрасли придется переориентироваться на Восток, работать с южными странами – Ираном и Индией.

Сотрудничество с восточными странами, по мнению Аксакова, откроет огромные возможности для Татарстана, который «имеет не только мощнейшие природные ресурсы, но и технологический и промышленный кадровый потенциал».

Лабораторный комплекс «Татнефти» и масштабный проект СИБУРа

После открытия президент Татарстана и почетные гости отправились осматривать выставку TatOilExpo-2022, разместившуюся на полях выставочного павильона.

Среди экспонентов привлек внимание стенд «Татнефти». Здесь представили современный лабораторный комплекс. Как пояснил журналисту KazanFirst начальник отдела исследований скважин, коллекторов и углеводородов Олег Сотников, компания прилагает много усилий, чтобы улучшить качество цифровых моделей, которые применяются в принятии важных стратегических решений в разработке месторождений. Для этого нужно проводить большой объем лабораторных исследований. 

— «Татнефть» реализует проект по созданию лабораторного комплекса. Это большой пятиэтажный лабораторный центр, в котором сосредоточены исследования горных пород, нефти, газа, исследования в области методов увеличения нефтеотдачи пластов, обработки призабойной зоны. Его отличает от других подобных центров проведение исследований в области биотехнологий, — сообщил Сотников.

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

Ученый рассказал, что в комплексе также представлены лаборатории по исследованию различных загрязнителей почв, определению солености почв и по исследованию вод. В биотехнологическом кластере исследуются технологии по ремедиации загрязнений (Комплекс методов очистки вод, грунтов и атмосферы с использованием метаболического потенциала биологических объектов — растений, грибов, насекомых, червей и других организмов. – Ред.). Все это делается во благо сохранения окружающей среды.

Второй масштабный стенд организовал СИБУР. Председатель правления, генеральный директор компании Михаил Карисалов рассказал о проектах, которые реализуются в республике, и анонсировал новый – в Татарстане будет создано производство гексена по собственной технологии. Он применяется при производстве полиэтилена высокой и низкой плотности, обязательный компонент в производстве специальных марок этого полимера. Его использование позволяет значительно улучшить свойства полиэтилена по сравнению с базовыми марками. Раньше он полностью завозился из-за рубежа. Карисалов объявил, что производство мощностью 50 тысяч тонн появится на «Нижнекамскнефтехиме». Таким образом, СИБУР начинает в Татарстане свои инвестиционные проекты вдобавок к тем, что достались в наследство от ТАИФа.

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

Беспилотники Иннополиса и цифровизация нефтехимической отрасли

Разработки университета «Иннополис» представил Центр нефтегазовых технологий. С 2017 года Центр разработал 16 решений, которые уже внедряются в производство. Ключевые партнеры – «Татнефть», «Роснефть», «Новатэк» и ПАО «Газпром». В числе продуктов – единое интеграционное пространство, платформа для цифровизации процесса бурения.

— Кроме того, есть ряд беспилотных решений: конвертоплан, который делает ряд решений с точки зрения авиаразведки, транспортировки небольших грузов до 7 кг, — рассказал первый проректор — заместитель директора Искандер Бариев и пояснил, что беспилотник может преодолевать 300 км без дозаправок.  

Еще одна разработка – подводный робот, выполняющий функции водолаза, который занимается диагностикой трубопроводов.

— Проект сложный, у нас есть подводная часть и надводная часть, которую мы делаем полностью беспилотной, — рассказал Бариев.

Яркую презентацию по цифровизации нефтегазовой отрасли провел генеральный директор «ТаграС-Холдинга» Ленар Назипов. Он рассказал о программе внедрения цифровых решений, по которой за четыре года реализовано 63 проекта на общую сумму 700 млн рублей. Всего за четыре года в ней приняли участие 1 000 человек. 

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

— Каждый дивизион индивидуальный, поэтому у них уникальные бизнес-компетенции. При этом подходы были основаны на общих принципах: системность, облачность, прослеживаемость и прозрачность. Мы должны получать информацию одномоментно, одинаково на всех уровнях управления, — рассказывал Назипов.

Компания работает на отечественном ПО, поэтому особых проблем с уходом зарубежных компаний она не испытала. Более того, полный отказ от продуктов Micrisoft всего одного дивизиона позволил сократить расходы в 20 раз.

Далее Назипов представил инструменты, которые используются на производстве. Один из них — цифровая платформа, которая позволяет вести процесс бурения скважины в электронном виде. Информация с датчика приходит в «облако», передается инженерному составу, бурильщику. За скорости реагирования удалось сократить аварийность на 80%. 

— Мы поддерживаем своих специалистов и удерживаем их. С университетом Иннополис мы проводили обучение, его в онлайн-формате прошли порядка 100 человек, — сообщил Назипов.

«Мы понимали, что в этой декарбонизации есть что-то против нас»

Позже началась деловая программа – она открылась с пленарного заседания. Рустам Минниханов кратко рассказал о теме обсуждения. Как и в прошлом году, она была посвящена декарбонизации. Однако отношение к этой идее изменилось. 

Дело в том, что Европа серьезно настроена на зеленую экономику и уменьшение углеродного следа, поэтому предложила ввести налог на импорт товаров, которые имеют высокую углеродоемкость. То есть компании, которые в процессе производства сжигают много топлива, будут платить за каждую тонну углекислого газа, который попал в атмосферу. Цель этого «зеленого плана» — уменьшить количество выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. А к 2050 году Европа хочет достичь углеродной нейтральности.

В прошлом году обсуждалось введение механизма трансграничного углеродного регулирования: с импортных товаров с высоким уровнем углеродной емкости планировалось взимать плату при ввозе в Евросоюз. Представитель Минпромторга России Михаил Иванов заявлял, что только нефтехимики будут платить до 1 млрд евро в год трансграничного налога за экспорт продукции.

— Мы понимали, что в этой декарбонизации есть что-то против нас. […] Сама декарбонизация – направление очень нужное. И то, что президент России Владимир Путин такую задачу поставил, – это очень важно. Есть много направлений, как мы говорим, по газомоторному топливу, использованию эффективных теплоизоляционных материалов, которые позволят снизить выбросы, – это да, — рассуждал Минниханов на заседании.

Инвестиции от «СИБУРа», беспилотники Иннополиса и «зелёные» технологии: чем удивил Татарстанский нефтегазохимический форум

Он также подчеркнул, что экологически чистая окружающая среда — основа благосостояния общества. Вопросы промышленной безопасности всегда будут актуальными. 

— Указ президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по сокращению выбросов парниковых газов полностью соответствует естественным запросам общества на базовые блага: чистый воздух, питьевая вода, леса и поля. Экология не имеет национальных границ. Бережное отношение к окружающей среде — ответственность каждого гражданина планеты. Это путь, для которого необходима консолидация усилий государства, бизнеса, общества, — сказал Минниханов.

Переход на «зеленые» технологии должен быть взвешенным

Президент Татарстана напомнил, что в современном мире все процессы так или иначе связаны с использованием углеводорода, а доступные энергоресурсы обеспечивают базовые и необходимые условия конкурентоспособности национальных экономик. Минниханов также обратил внимание, что углеводород — это не только топливо и энергия, но и ценнейшее сырье для нефтехимии. В связи с этим он вспомнил высказывание русского ученого Дмитрия Менделеева: «Сжигать нефть и газ в топке — это все равно что растапливать печь ассигнациями».

— Нефтегазохимический комплекс — это основа экономики нашей республики, он занимает порядка 63% общего объема промышленного производства. По итогам прошлого года на территории республики добыто 34,5 млн тонн нефти, это порядка 6,5% российской добычи. Переработано свыше 20 млн тонн нефти, — сообщил руководитель республики.

Он добавил, что в регионе продолжается реализация крупных промышленных проектов. Татарстан, будучи центром компетенций в области добычи и переработки нефти и нефтяного сырья, уделяет большое внимание повышению экологической безопасности производства и сокращению выброса парниковых газов. Продолжается внедрение информационных технологий, которые обеспечивают расширение мониторинга и эмиссии загрязняющих веществ, прогнозирование и предупреждение аварий, снижение углеродного следа производства.

— Решение экологических проблем производства — наша общая важнейшая задача, при этом стимулирование перехода на зеленые технологии должно быть взвешенным и учитывать интересы как бизнеса, так и общества. Поддержка должна иметь комплексный характер на основе критерия всеобщего блага, — обратился к присутствующим Рустам Минниханов.

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

«Четкие цели экономического характера»

Самый яркий доклад оказался у заместителя председателя правления «Газпрома» Олега Аксютина. Он посвятил его декарбонизации в Европе – именно там «зеленая» повестка начала внедряться раньше всего.

Спикер заявил, что за прошедший год произошло много знаковых событий, которые наложили отпечаток на глобальные и национальные планы по сокращению выбросов парниковых газов. Аксютин отметил, что в западных странах последовательно создавалась система финансовых, инвестиционных, рейтинговых институтов, которые подталкивали топливно-энергетической комплекс к так называемому энергопереходу. 

— По факту все это сформировало эффект паутины, который последовательно затягивали энергетические компании, создавая соответствующее общественное и политическое давление, — сказал он.

В ЕС он спрогнозировал увеличение парниковых газов и замедление темпов декарбонизации. Он привел в пример «Северный поток-2». 

— Санкции имеют действительно реальные последствия. Каждая минута неработы этого газопровода — это дополнительные 8 тонн CO2 в связи с поставками газа по другим углеродоемким трубопроводным маршрутам, — сообщил замглавы «Газпрома».

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

Он отметил, что декарбонизация не только имеет под собой экологическую основу, но и имела «четкие цели экономического характера»: ослабление зависимости от импорта углеводородов и повышение конкурентоспособности технологически развитых стран. Но это привело к ослаблению энергетической безопасности. В России все наоборот ­– природный газ, который предлагается все больше использовать, — это конкурентное преимущество страны.

— Мы знаем, что у России тоже есть апологеты углеродной нейтральности по западному образцу с квотированием, с углеродным рынком и так далее. Причины таких действий могут быть разными. Кто-то находится под воздействием многолетней пропаганды в западных СМИ. Кто-то действует по незнанию реальной цели такой политики. Кто-то думает на этом заработать как на хайпе. Причины различные. Наш путь к реальному снижению негативного воздействия на окружающую среду и климатическую систему — экологизация нашей промышленности и транспорта, а также повышение энергоэффективности во всех сферах производства и потребления. Рациональное природопользование, а не искусственные квоты, рынки виртуальных единиц, штраф и так далее, — сказал Аксютин.

Он призвал при обсуждении на форуме придерживаться принципов «разумной» декарбонизации и не повторять негативный европейский опыт.

Экологическая повестка «Татнефти»

Генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов обратил внимание, что вопросы экологии для компании — не вопрос текущих трендов, а долгосрочная политика. 

— Мне хотелось бы рассказать больше не о том, что мы внесли в свои стратегии, а о том, что мы реально сделали исходя из терминов результативности. Во-первых, год назад рассуждали об углеродном налоге, о рисках, связанных с его внедрением, и мы тогда рассказывали о своих планах. Так же, как и все, приняли эту официальную гипотезу о том, что изменение климата связано с выбросом углерода и человеческой деятельностью. Мы приняли те цели, которые были проставлены в этой стратегии достижения углеводородной нейтральности к 2050 году, — вспоминал Маганов. 

Для этого в компании было разработано несколько направлений. Первое – компания планирует улавливать углекислый газ в местах концентрированного выброса – это нефтеперерабатывающие заводы, нефтехимические предприятия ТЭЦы. За год в компании получили первые исходные данные для проектирования установки по улавливанию СО2. Второе – разработаны аппараты, которые позволяют это делать эффективно.

— Я надеюсь, что к концу года мы получим разрешение на пробную закачку CO2 в пласт (для повышения нефтеотдачи. — Ред.). Вместе с компанией СИБУР мы обсуждаем, какие ресурсы CO2 мы будем закачивать, — поделился планами он.

«Решение экологических проблем производства - наша общая важнейшая задача»:  о чем говорили на нефтегазохимическом форуме-2022

Еще одна история, связанная с достижением углеродной нейтральности, – это экологическое воспитание, начиная с подрастающего поколения и по всей вертикали – школы, институты, работники предприятий. 

— С самого первого курса института мы приучаем наших студентов для того, чтобы, приходя на производство, у них не было иного посыла, кроме как поступать правильно, — поделился Маганов.

Также на заправочных станциях 2/10 копейки с 2003 года направляется на высадку деревьев. 

— Мы ни с кем не соревнуемся, мы просто делаем то, что считаем обязанными делать, — сказал он.

Чтобы остаться на плаву, активно формируется образовательный кластер. Там имеются научно-образовательные полигоны, где студенты и молодые специалисты могут применять свои теоретические знания на практике. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *