Истинное значение легенды «Кара пулат» — память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

Оперному шоу-представлению «Кара пулат»
Оперному шоу-представлению «Кара пулат», которое впервые было представлено в
этом году в Болгаре, не хватает глубины смысла, важных деталей и широкого
взгляда. Постановка на самом деле сильно упрощает многовековую легенду татар
«Янмый торган кыз».

Мощным татарским символом прошедшего лета стала опера «Кара пулат», которая была представлена в Болгаре. Композитор Эльмир Низамов, режиссёр Георгий Ковтун, автор либретто Ринат Харис серьёзно постарались, чтобы языком театрального представления рассказать многовековую татарскую легенду «Янмый торган кыз» («Несгораемая девушка/дочь»), которая стала фундаментом для оперного нарратива.

Более того, творцы несколько лет грезили о том, чтобы оперу «Кара пулат» показывать без конца не на театральных подмостках, а непосредственно в самом Болгаре, в сеттинге которого и разворачиваются основные события произведения.

Правда, тут нужно сказать одно «но»… Изложение легенды Ринатом Харисом в виде произведения, его перенесение на театральные подмостки лишили серьёзного контекстного смысла самой легенды «Янмый торган кыз».

Ведь, просмотрев оперу-шоу в Болгаре, что сможет понять человек, не искушенный знаниями о Великой Волжской Булгарии и о самой легенде и дастанах татарского народа? По факту получается любовная история между дочкой хана и её возлюбленным, история о злом завоевателе Тамерлане, который напал на Отечество хана, история о чуде (в сожжённой «Черной палате/Кара пулате» дочь Айша не сгорела), которое случается, когда наступают тяжелые времена, катаклизмы и беды. Кстати, в первоисточнике, то есть в легенде «Янмый торган кыз», «Черная палата» определяется как «Хөкем палатасы», то есть «Административное здание».

Истинное значение легенды «Кара пулат» - память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

Не будем критиковать театральный язык повествования, не будучи компетентными в этом деле. Так или иначе, но благодаря этим попкорновым и простыми action- и love-историям удалось создать впечатляющие, интересные образы главных персонажей, воссоздать образ причудливого Востока, органической частью которого были и продолжают оставаться татары и сегодня. Красивая картинка оперы может приманить к себе внимание зрителей.

Однако такие легенды и эпосы как например «Янмый торган кыз», глава «Дастан Аксак Тимур» («Повесть о Тамерлане» из произведения анонимного автора «Дафтар-и Чингиз-намэ»), «Кырык кыз» («40 девушек»), «Утсыз кайный торган казан» («Казан, который вскипает без пламени»), «Туйбикә казаны» («Казан Туйбики») на самом деле представляют собой одно единое полотно, которые рассказывает о нападении на Болгар правителя Тамерлана.

То есть, татарский народ из поколения в поколение, из уст матерей и сказителей-«чәчән»ов в уши детей вкладывал как великий и древний город Болгар («Олыг шәһәр», «Шөһрәтле Болгар») был подвергнут безжалостному разорению, разрушению восточным деспотом и тираном Тамерланом примерно в 1380-1390-ых годах, когда он воевал с золотоордынским ханом Тохтамышем.

Причем, его жестокость даже по меркам сурового средневековья определяется как экстремальной и принёсшей трагедию, катастрофу татарскому народу, и нанёсший удар по его опыту государственности. С именем Тамерлана звучит та боль, что татарский народ ощутил от убийства правителя Болгарского вилайята Золотой Орды Абдуллы-хана (хотя по историческим реалиям он никак не мог быть ханом, не будучи представителем дома Чингизидов, и скорее всего, был наместником).

Истинное значение легенды «Кара пулат» - память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

Именно вторжение Тамерлана на города на берегах Камы запустило массовую миграцию населения на Север и Северо-Запад. У казанского историка Дамира Исхакова даже есть книга «Между Болгаром и Казанью: этнополитические процессы в (Булгарском) Казанском вилаяте в 60-70-ых года XIV — 40-ых годах XV веков», где как раз через призму этих легенд и дастанов описывается этот государственно-исторический трек из Болгар в Казань, который пришлось совершить татарскому народу после вторжения Тамерлана.

Небольшой пересказ самой легенды «Янмый торган кыз» для тех, кто ещё не видел и не смотрел оперу «Кара пулат»: «Тамерлан нападает на город Болгар. Запирает в строении «Кара пулат/Черная палата» правителя города Габдуллу-хана со всей его семьёй и поджигает это здание. Дочка хана Айша каким-то чудом остаётся живой, хотя вся её семья погибает в огне. Каким-то образом остаётся в живых её младший брат Шеуне-бек. Удивившись этим чудом, Тамерлан забирает с собой в Самарканд Айшу и Шеуне-бека и заставляет их прислуживать в своём дворе. Вместе с этим, легенда гласит, что у Габдуллы хана остались в живых два брата — Галибек (Алибек) и Алтынбек, которых тайно вывезли, когда Тамерлан вторгся в Болгарский вилайет. После смерти Тамерлана Айши и Шеуне-бек продолжают прислуживать его сыну. Затем им удаётся сбежать из плена и они направляются на родные земли. Они возвращаются в некий город под названием «Кашан» (крупный город со времён Волжской Булгарии, археологические останки которой находят у села Шуран Лаишевского района РТ). Затем Айша выходит замуж за полководца одного из своих старших братьев. Полководца зовут «Хозятаз» (или «Сафин-хәрака»). А этот полководец оказывается вместе со старшим и выжившим сыном Габдуллы хана, то есть с Алтынбеком, в своё время заложили город «Иске-Казан» (городище «Иска-Казан» сегодня историко-культурная достопримечательность Высокогорского района РТ).

Недалеко от «Иске-Казан» есть деревня «Русско-Татарская Айша», тоже Высокогорский район. Местные жители, согласно записям казанских дореволюционных краеведов, показывали могилу легендарной «Гайша-бике» в своей деревне, тем самым отсылая к легенде «Янмый торган кыз».

Прав был Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, когда в своей речи на первом представлении оперы в Болгаре сказал, что представить легенду о «несгораемой девушке» непосредственно в самом Болгаре — это вековая мечта татарского народа. И что мы пока не осознаём то, что сделали.

Истинное значение легенды «Кара пулат» - память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

— Мне кажется, мы до конца сами ещё не осознаём, что мы тут натворили за эти годы и доказали свою состоятельность. Я с каждым разом думаю, как за такой короткий период времени взять за вековую мечту, и не одного века, людей, как увековечить Болгар? Людей, который его построили, жили, творили, пахали и сеяли и проходили через вся тяготы». Событие, то, что произошло в этом году, это эпохальное. Как только не подумаешь на этим, голове не укладывается, — сказал Минтимер Шаймиев.

Вообще, историческая фигура среднеазиатского правителя Тамерлана для татарского народа не меньше демонизирована, чем, скажем, историческая фигура Ивана Грозного. Отметим, что в исторической науке сформировалась общая позиция, что это именно татарские исторические сведения заявляют, что город Болгар был разрушен Тамерланом (или его полководцами). Тогда как другие исторические источники, даже придворные биографы самого Тамерлана о его походе на Болгарские вилайет не сообщают и не фиксируют. Хотя вроде как славная победа, военная добыча Тамерлана, достойная памяти и восхваления.

Истинное значение легенды «Кара пулат» - память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

Тем не менее, не только татарская легенда «Янмый торган кыз» описывает вторжение Тамерлана и разрушение города Булгар. Приведём краткие пересказы ещё нескольких других легенд.


«Кырык кыз» («40 девушек»)

В стародавние времена правил в Болгаре справедливый хан, который заботился о своих подданных, помогал обделённым, распространял ислам, строил мечети и медресе. За его праведность враги не имели храбрости воевать с ним.

И вот Тамерлан нападает на его город. Они убивает приближенных хана, его друзей. Забирает себе их жён и дочерей, раздаёт их своим визирям. И вот недалёко от Болгара в ханском сарае узнает о нападении Тамерлана 40 девушек. Кем именно они приходились булгарскому хану — в легенде не уточняется. Сообщается, что девушки надевают на себя доспехи, железные сапоги и с песней направляются в Биляр, чтобы хотя бы этот город попробовать отстоять от нападения Тамерлана. Он в итоге нападает и на этот город. Все 40 девушек погибают в битве с ним. Сегодня место их погребения называется как «Кызлар зираты» («Могила девушек»). (Татарстан, рядом с городом селом Билярск).

«Утсыз кайный торгын казан» («Казан, который вскипает без пламени»)

Долго не мог взять Тамерлан город Биляр. Долго он осаждал город и всё безрезультатно. И вот решил он переодеться в одежду нищих и наведался к жилище одной женщины в Биляре. Женщина была очень болтливой и не знала, что перед ней переодетый Тамерлан.

— Вот, — говорила женщина, — Тамерлан всё никак не может взять наш град Биляр, как бы он с нами не сражался. Он возьмёт город, только если привяжет горящий фитиль к лапкам голубей.

Тамерлану только это и нужно было. Он признался перед женщиной и сказал, чтобы она убралась из города, потому что теперь он знает, как одолеть город. И напоследок ей сказал.

— Уходи то тех месть, где на земле вскипит без огня казан, там и останавливайся, — сказал Тамерлан.

Женщина его послушалась и вышла в путь со своим казаном. И вот она достигла как-то одного места, поставила на землю казан с водой, а она вскипели. Там и остановилась она, там и поселились другие люди. А место это назвали «Казан», откуда и берёт своё название город Казань.


Практически идентична этой легенде другая легенда «Казан Туйбики», где также рассказывается, что Тамерлан разрушил город Болгар. Выжившая в погроме женщина по имени Туйбика берёт с собой казан и находит место, где оно вскипает без огня. И это место и становится в итоге городом Казань. 

Так или иначе, но большинство легенд четко называют Тамерлана супостатом, причинившим разрушения таким городам как Болгар и Биляр. Абсолютно все легенды повествуют о девушках и женщинах, которые принимают непосредственное участие в этом трагическом падении Болгарских городов. Именно женщины становятся неким символом-звеном между Болгаром и Казанью, символом-надеждой на возрождения Родины после разрушения Тамерланом. Между прочим, восхваление женской смелости, женщин-героев, причем в таком сугубо средневековом мужском предприятии как война в исключительно патриархальном мире — явление уникальное и оттого ценное. Народ как правило слагает легенды о батырах, и правителях-мужчинах и ими восхищается. Но тут татарский народ из поколения в поколения подчеркивает судьбоносность поступков и/или героизм именно женщин, девушек.  

Истинное значение легенды «Кара пулат» - память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

В итоге получается своеобразная ситуация с постановкой оперы «Кара пулат» (да и вообще с самим содержание произведения «Кара пулат»). Да, на первый взгляд, произведение весьма поверхностное, скромное на детали, разваливающееся на отдельные красивые и примитивные нарративы, но без целостной картины. Да, ценителям атмосферы, декораций (а в случае с представлением оперы в Болгаре — цветосветовых спецэффектов), костюмов, оперного пения произведения «Кара пулат» очень понравится.

Однако люди, более сведущие в истории татарского народа, знакомые с его многовековыми легендами о падении города Болгар и Биляр, вряд ли удовлетворятся этим произведением. Хотя, неужели так тяжело «засунуть» в повествование «Кара пулат» несколько важных пасхалок и посылов, которые бы расширяли контекст понимания основного события пьесы?

На мой взгляд, истинное значение легенды «Янмый торган кыз» и схожих с ним легенд нужно понимать так: татары испокон веков передавали важные знания, что Восток, воплощённый в образе Тамерлане, не такой уж и добрый. «Восток-Тамерлан» беспощаден, деспотичен, жесток и таит в себе угрозу. Так что из-за сказаниях о разрушении Болгара татары трезво смотрят как на Восток, так и на Запада (памятуя о попытках насильственного крещения) и взгляд этот без иллюзий и без ожиданий чего-то прям уж хорошего. Поэтому закономерно, например, неприятие татарами попыток установить памятник Тамерлану в Самарской области, что случилось в прошлом году.  

Татары из-за этих сказаний и легенд признают ведущую роль в истории женщин, что женщина — тоже двигатель событий. А что, разве не так? Неужели нельзя было на этом хоть как-то сделать акцент в опере?

Истинное значение легенды «Кара пулат» - память татар о бедах, принесённых Тамерланом и о ведущей роли женщин в истории

Представление оперы-шоу в Болгаре заканчивается как-то драматично, с песней, исполненной заунывно и грустно, трагично. Так и непонятно, что стало с выжившей дочкой хана Аишей. Но ведь легенда про несгораемую девушку заканчивается на самом деле хэппи-эндом и являет собой мощный символический образ передачи исторической государственнической эстафеты из Болгара в Казань. Айша-бике — это не просто чудо, а ещё и символ возрождения татарского народа и воля к свободе. Ведь из плена Тамерлана-то она вместе со своим братом Шеуне-беком сбежала в итоге. И её старшие братья основали город «Казань», (т.е. «Иске-Казан»).

Вот этих всех смыслов и не хватает как раз публике, которая знает татарские легенды, которая понимает смысл, почему эти легенды передавались из поколения в поколение, бережно сохранялись и досочинялись подробностями. Упрощение сюжета легенды вряд ли их удовлетворит. Но нужно отдать должное создателям за то, что хоть такая версия легенды о несгораемой Айше-бике была представлена в самом Болгаре. Хотя бы так. Есть надежда, что дополненное произведение «Кара пулат» ещё ждёт своего автора, ждёт своего часа для постановки.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *