муниципального парламентария. При этом интерес к нынешней кампании у населения
очень низкий – сказывается и уровень кампании, и качество кандидатов.
В это воскресенье, 11 сентября, в Татарстане пройдут допвыборы депутатов Госсовета РТ в двух округах на территории Казани – это Ибрагимовский №7 и Пионерский №14, а также допвыборы депутатов представительных органов местного самоуправления в 181 округе в 39 районах РТ.
В выборах в парламент республики смогут принять участие более 123 тысяч избирателей, что составляет 4% всех избирателей РТ. Организуют их 2 территориальные и 53 участковые избирательные комиссии.
В муниципальных выборах примут участие почти 52,3 тысячи татарстанцев в 177 участковых избиркомах. Они будут выбирать среди 670 зарегистрировавшихся кандидатов.
На избирательных участках будут работать меры безопасности, уже не раз отработанные в ходе других политических кампаний. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора людям будут измерять температуру бесконтактными термометрами, будут предлагать маски и санитайзер для рук, члены избиркома будут носить маски, а контактные поверхности в течение дня будут дезинфицировать. При необходимости избирателям выдадут ручки.
Все участковые комиссии обеспечены металлодетекторами. У всех районов имеются резервные источники бесперебойного энергоснабжения.
В целом по России 11 сентября пройдет 4,7 тысячи избирательных кампаний различного уровня, в том числе выборы 14 глав субъектов РФ. Всего зарегистрировано 70 500 кандидатов от 22 партий.
Что касается нашего парламента, туда стремятся попасть 12 человек, средний возраст которых составляет 40 лет, из них четверть – женщины.
В Ибрагимовском округе зарегистрированы:
Роза Гайнутдинова (индивидуальный предприниматель, «Новые люди»);
Ренат Галимзянов (временно безработный, «Коммунисты России»);
Кирилл Евсеев (директор ООО «Евсеев и Партнеры», ЛДПР)
Рима Мухамедшина (гендиректор АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани», самовыдвиженец);
Рустам Ниязов (менеджер по продажам ООО «Инситех», КПРФ);
Дамир Хуснутдинов (директор по развитию бизнеса ООО «АйСиЭл Софт», «Справедливая Россия»).
В Пионерском округе на кресло в Госсовете претендуют:
Дмитрий Анисимов (бывший председатель комитета ЖКХ исполкома Казани, директор ООО «Центр стратегических инициатив», «Единая Россия»);
Рустем Гарипов (временно безработный, «Коммунисты России»);
Сергей Гуськов (самозанятый, ЛДПР);
Родион Ефимов (директор СК «Юлдаш», Партия Роста);
Венера Нагимова (индивидуальный предприниматель, «Справедливая Россия»);
Олег Федотов (директор ЧОП «Вектор», КПРФ).
На муниципальных довыборах по 181 округу зарегистрировано 670 кандидатов от семи политических партий: ЛДПР (178 человек), «Справедливая Россия» (142 человека), «Единая Россия» (108 человек), КПРФ (29 человек), Партия Роста (5 человек), «Коммунисты России» (2 человека), «Новые Люди» (1 человек), общественное движение «Татарстан-Новый век» (3 человека).
Что примечательно, самовыдвиженцами идут 202 человека. «Единая Россия» при этом по количеству выдвинутых кандидатов находится на третьем месте. Можно предположить, что либо партия власти меньше заинтересована в муниципальных мандатах, либо, что более вероятно (и это подтвердил один из наших экспертов), часть самовыдвиженцев по факту являются представителями ЕР. Это традиционный способ «протаскивания» кандидатов, чтобы при этом избежать негативного флера партии, которая замкнула на себе много негатива и раздражения от населения. Особенно это обостряется во время кризиса, который мы сейчас наблюдаем.
Существует устойчивая тенденция, что население гораздо меньше внимания уделяет выборам более низкого уровня, предпочитая участвовать скорее в президентских выборах. Однако целый ряд известных политологов призывает граждан отдать предпочтение как раз местным выборам, поскольку на них проще повлиять и там есть более заметные шансы пересилить административный ресурс. Кроме того, именно местные депутаты призваны решать вопросы, что называется, «на земле».
Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков напомнил, что в целом для Татарстана это дополнительные выборы.
– Меня буквально сегодня спросил один человек: «Что это там за выборы намечаются 11 сентября?» Это говорит о том, что, несмотря на обилие информации, не все люди следят за электоральной конкуренцией в республике, – отметил он.
По мнению эксперта, необходимо доводить информацию о выборах и кандидатах до каждого потенциального избирателя.
– Единый день голосования так и задумывался: выборы разных уровней, довыборы разных уровней, все это совмещено для удобства различных субъектов избирательного процесса. Например, выборы в Свердловской и Калининградской областях и их результаты находятся в центре внимания экспертов, – сказал Большаков. – Яркие кандидаты в Татарстане есть. Думаю, что, например, Рамиль Муллин наконец-то станет полноправным главой Нижнекамского района, хотя он им руководит по факту уже год. Не хватает только статуса муниципального депутата. Не обошел своим вниманием эти выборы и Дмитрий Бердников. Но, думаю, что он скорее экзотическая фигура для татарстанского избирателя.
Что касается количества кандидатов, выдвинутых от партий, то, по мнению Большакова, «Единая Россия» скорее всего делает ставку на победу своих кандидатов, а не на их количество.
– Поэтому лидерство КПРФ и ЛДПР ещё ни о чем не говорит. Надо ждать результатов голосования, – считает собеседник.
Политолог Руслан Айсин в разговоре с журналистом KazanFirst посетовал, что выборы в последнее время превратились в некое статистическое мероприятие и не являются фактором политической жизни.
– Многие политические силы самоустранились или же прекратили ведение активной политической деятельности. Поэтому единый день голосования не является каким-то интригующим элементом российской политической действительности, – отмечает эксперт. – В Татарстане примерно то же самое, ситуация в целом понятна, нет какой-то особой интриги. А раз нет интриги, нет и острого интереса к этой теме. Я не могу кого-то из кандидатов выделить, потому что не следил, кто и как выдвигается, ровно по этим причинам. Нет ярких людей, нет ярких идей, которые могут возбудить общество, вызвать широкую дискуссию по основным вопросам развития республики, например.
По его мнению, в этих выборах все очень «причесано», и это он считает большим минусом.
– Там, где нет конкурентной среды, там «поляна» постепенно деградирует, вымирает, потому что отсутствие конкуренции ведет к монополизации политического пространства и как следствие – к вырождению, – рассуждает Айсин. – Также важно отметить, что ЕР не пытается всех кандидатов обязательно пристегнуть к себе. Многие избираются как самовыдвиженцы, беспартийные ровно по той причине, что есть большое раздражение от партии власти у людей. Поэтому кандидаты пытаются от нее дистанцироваться, как и от других политических сил, потому что и они на самом деле сильно приелись и не вызывают у людей того восторга и тех эмоций, которые были ранее.
Айсин убежден, что российскому политическому лагерю и партийному сообществу необходима новая пересборка, необходимы не просто новые идеи, нужны новые лица.
– Нужно повернуться к людям лицом. Мы видим, что многие партии просто повторяют тезисы руководителей страны, занимаются внешней политикой и практически не занимаются реальными проблемами людей – для них это слишком мелко. Они пытаются заниматься громким популизмом, выдавать высокопарные лозунги. А люди хотят решения самых простых бытовых проблем. В стране практически нет партий, которые бы работали с горожанами и сельчанами. У нас нет аграрной партии. Может быть, формально она и есть, но реально никто не лоббирует интересы аграриев. У нас все уходит на уровень популизма. А по сути, партии – это структуры, которые должны работать на низах, они должны оппонировать власти на всех этажах, начиная от ЖЭКа, дворовых, районных проблем и заканчивая глобальными проблемами. Однако они предпочитают концентрироваться на очень удобной поляне, повторять все, что говорит власть, но добавлять логотип своей партии, – сетует Айсин.
По его словам, это системный кризис и просто так его не преодолеть. Он напомнил, что большинство партий у нас в стране вождистские.
– Такие, как КПРФ, ЛДПР, хотя после смерти Жириновского видно, что партия попала в анабиоз фактически, потому что она очень сильно зависела от харизматика-Жириновского. Со «Справедливой Россией» непонятно, какая у нее позиция, – социалистическая партия она или какая? С КПРФ тоже непонятно — она коммунистическая или державно-почвенническая? То есть все смешалось, поэтому, естественно, избиратель не может отдать кому-то предпочтение, потому что не понимает, на какой позиции стоят эти самые политические деятели, – заключил политолог.
Comment section