Предприниматели Татарстана пожаловались на регоператоров, неработающие меры поддержки и кадровый голод

В Казани прошла встреча бизнес-омбудсмена Фарида Абдулганиева с предпринимательским сообществом. Ее участники обсудили актуальные и наболевшие проблемы
В Казани прошла встреча бизнес-омбудсмена Фарида Абдулганиева с
предпринимательским сообществом. Ее участники обсудили актуальные и наболевшие
проблемы, а представители из других регионов поделились опытом их решения.

В начале встречи уполномоченный по правам предпринимателей в Татарстане Фарид Абдулганиев привел несколько цифр. За первые восемь месяцев 2022 года в общественную приемную бизнес-омбудсмена поступило 2 217 обращений от татарстанских предпринимателей. Примерно столько же было в прошлом году – тогда было рассмотрено 3 660 обращений. Для сравнения: в ковидном 2020 году на горячую линию уполномоченного поступило более 17 тысяч обращений. 

…воз и ныне там

Вопросы взаимодействия с региональными операторами, осуществляющими вывоз ТКО (в республике это компании «Гринта» и «ПЖКХ»), входят в число самых распространенных тем запросов со стороны предпринимателей Татарстана.

– Предприниматель — это тот человек, который быстро подстраивается, адаптируется. Здесь мы принять решение не можем. Поэтому этот вопрос не отпускаем, — сказал Абдулганиев.

Руководитель аппарата бизнес-омбудсмена России Эрнест Мингазов сообщил, что вопрос дорогостоящего вывоза ТКО все еще находится на рассмотрении.

— Нет универсального решения, которое удовлетворило бы всех. Если есть какие-то предложения и видения, мы это видим и на федеральном уровне, и во многих регионах. Мы находимся в открытом диалоге с региональными операторами, надо найти решение, формулу, которая была бы [оптимальной] и для бизнеса, и для страны и которая остается [ненайденной], — сказал Мингазов.

Помимо вопросов взаимодействия с региональными операторами ТКО наиболее частыми темами обращений за первые восемь месяцев 2022 года стали вопросы, касающиеся получения мер поддержки, взаимодействия с государственными органами и органами муниципальной власти, оказание юридической консультации с целью дальнейшего участия в судебных спорах, а также хозяйственные споры (по договору кредитования, лизинга, аренды) и споры с потребителями. 

70% поступающих в адрес бизнес-омбудсмена обращений находят решение, по остальным 30% предприниматели получают разъяснения и подробные юридические консультации. Также с отдельными группами предпринимателей проводятся встречи с целью выявления проблем и предложений по их решению. 

Общественный представитель уполномоченного при президенте РТ по Зеленодольскому муниципальному району Альбина Динмухаметова перечислила проблемы, по которым обращались предприниматели. Она также упомянула, что много вопросов вызывают завышенные тарифы по вывозу ТКО, нарушения регламента размещения рекламы. На местном уровне в районе появилась рабочая группа, курирующая вопросы размещения рекламы. 

Предприниматели пожаловались на регоператоров, неработающие меры поддержки и кадровый голод

Динмухаметова перечислила инструменты, которые она применяет для решения возникающих проблем. Например, это совместный прием со следственным комитетом и прокуратурой раз в месяц. При этом ведется сбор вопросов, касающихся коррупции. Проводятся выездные приемные – здесь прорабатываются вопросы, связанные с ОСАГО и страхованием автотранспортных средств. 

«Мы, предприниматели, не можем планировать свою работу на несколько лет вперед»

С ярким докладом выступил общественный представитель уполномоченного при президенте РТ по Азнакаевскому району Анвар Зигангиров. Он рассказал, что в муниципалитете проходят ежемесячные конференции для бизнеса. Поскольку Азнакаевский район не только нефтяной, но и сельскохозяйственный, представители бизнес-омбудсмена участвуют в совещаниях по проблемам КФХ и личных подсобных хозяйств. Совместно с исполнительным комитетом разработали и приняли программу по поднятию деловой активности личных подсобных хозяйств. Ежемесячно проводятся совещания с резидентами промпарка. Зигангиров подчеркнул, что промышленная площадка в Азнакаевском районе одной из первых сняла нагрузку с резидентов, отменив земельный налог с арендной платы. Также все совещания проводятся с участием учащихся школ, чтобы повысить деловую активность среди молодежи. 

Зигангиров представил возможные решения проблем, возникающих у предпринимателей. Первое из них общественный представитель бизнес-омбудсмена озвучивал еще во время первого съезда предпринимателей с участием экс-президента РТ Минтимера Шаймиева. Оно звучит так: «Не меняйте правила игры в течение 5-10 лет».

– Что я имею в виду? В свое время захотели поднять страховые взносы в Пенсионный фонд в 2-2,5 раза – тогда в республике сократили 500 человек, а по России десятки тысяч. Потом отменили, но было поздно. Захотели поднять НДС на 2%. Материал, производство, доставка… Поднялось почти на 10%, я не знаю – получилось, не получилось, с нами, к сожалению, никто не посоветовался. Поэтому мы, предприниматели, не можем планировать свою работу на несколько лет вперед. Мы не знаем, что будет. И, как правило, законы принимаются 29 декабря или 3 января, как ни странно, – заметил Зигангиров.

Кадровый голод и погоня за дешевизной

Еще одной наболевшей проблемой стал вопрос квалифицированных кадров. Зигангиров считает денежные пособия безработным негативным явлением, поскольку это работает на удовлетворение иждивенческих запросов работоспособного населения. По его словам, есть много людей, которые меняют работу каждые полгода, увольняются и встают на учет в центрах занятости. Зигангиров считает, что денежные средства вместо пособий следовало бы направить на поддержку работодателям, обеспечивающим рабочие места. 

– Пришло время и нам, предпринимателям, составить договоры с учебными заведениями и подготовить необходимые кадры, чтобы они проходили практику на предприятиях, – предложил Зигангиров. 

Внести изменения, по мнению спикера, стоит в закон по проведению тендеров. Ему кажется в корне неправильным, что Федеральный закон №44-ФЗ работает исключительно на понижение цен. 

– Иногда цены на продукты питания, например, мясо, понижают до такой степени, что возникает вопрос: чье же мясо они предлагают нашим детям в детских садах? Или другой пример: на чистку снега в нашем поселке Актюба заявилось общество с ограниченной ответственностью из Дальнего Востока, города Хабаровска. В принципе, законно. Но как они собираются работать? Поэтому необходимо внести в этот закон изменения, которые позволили бы прописать определенные технические условия. Например, фирма по очистке снега должна находиться на определенном расстоянии от района и быть технически оснащенной. Потому что в тендерах участвуют фирмы, у которых ничего нет, – возмутился Зигангиров.

Упомянул он также льготные кредиты на срок до 10 лет под 3-4,5%. Но по условиям банков сниженный процент действует лишь первые пять лет, и без учетов страховых взносов. В итоге «льготный» кредит обходится предпринимателю в 12% годовых вместо обещанных 3%. 

Проблема дефицита кадров в низких зарплатах или нежелании работать? 

Абдулганиев после эмоционального доклада Зигангирова вспомнил рабочую поездку в Апастовский район, где предприятия легкой промышленности пожаловались на недостаток швей. Работа с этим вопросом вскрыла целый ворох проблем. Главная причина кадрового голода в этой сфере – низкий уровень зарплат. Но предлагать более высокую зарплату сотрудникам предприятия не могут из-за того, что в этом случае производство перестанет быть рентабельным. Абдулганиев признался, что вопрос так и не нашел решения.

Предприниматели пожаловались на регоператоров, неработающие меры поддержки и кадровый голод

– Сейчас Центр электронной торговли взялся за обучение, тысячу человек надо обучить на менеджеров маркетплейсов. Но это все равно не производители. Они, конечно, найдут работу, они будут получать как 4 портных, но это не решение проблемы, – сказал Абдулганиев и поставил задачу проработать этот вопрос с центрами занятости. 

Динмухаметова предложила расширить программу поддержки работодателей, которые принимают на работу студентов и молодых людей, недавно окончивших вуз или ссуз. Это можно было бы реализовать с помощью договора между образовательным учреждением, центром занятости и предпринимателем, по которому за обучение и трудоустройство нового сотрудника работодатель мог бы получать субсидию на оплату труда. 

А что делают в Самаре? 

На встрече присутствовал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области Эдуард Харченко. Он заметил, что центры занятости должны видоизменяться, и рассказал, какая работа ведется у самарских коллег. Они разработали несколько программ, которые работают не только с безработными, состоящими на учете, но в принципе с соискателями. 

– Мы проводили совместно с Минтрудом и Центром занятости большое мероприятие, в котором принимали участие менеджеры по персоналу крупных самарских компаний. От них мы слышали большое количество вопросов и получали от них обратную связь. Самарские центры занятости готовы выезжать на крупные и мелкие предприятия для того, чтобы рассказать потенциальным соискателям о той вакансии, которая существует на предприятии. К примеру, есть вакансия крановщик. Все понимают, что это такое, но если погружаться, там есть много деталей. Поэтому наши самарские центры занятости снимают некую визитную карточку о той иной вакансии и тиражируют ее на всех порталах для того, чтобы соискатель четко понимал, о чем идет речь, какая начисляется заработная плата и какие там условия труда. Все четко, удобно, прозрачно, – рассказал Харченко.

Предприниматели пожаловались на регоператоров, неработающие меры поддержки и кадровый голод

К слову о компенсациях работодателям, самарский бизнес-омбудсмен рассказал о практике наставничества, когда молодому специалисту на первые месяцы работы назначается куратор, который обучает его работе на предприятии и получает компенсацию от Центра занятости. 

Еще одна хорошая практика, которую используют самарцы, – сотрудничество с крупными сервисами по поиску работы, такими как Superjob и hh.ru. 

– Совместная работа Центра занятости и федеральных рекрутинговых компаний дает возможность на местах в регионах получать информацию и прорабатывать ее с базой потенциальных соискателей и безработных, предлагать им эти вакансии, – пояснил Харченко.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *