За прошлый год в атмосферный воздух республики было выброшено около 443 тысяч тонн вредных веществ. Однако власти региона делают все, чтобы сократить эту цифру. Предприятия планомерно переходят к «зеленой» политике производства.

Выбросов стало меньше: чем дышит Татарстан

За прошлый год в атмосферный воздух республики было выброшено около 443 тысяч тонн вредных веществ. Однако власти региона делают все, чтобы сократить эту цифру. Предприятия планомерно переходят к «зеленой» политике производства.

Ни для кого не секрет, что Татарстан играет значимую роль в экономике страны. По объему валового регионального продукта республика занимает 7-е место среди субъектов РФ, по промышленному производству и строительству – 5-е место, инвестициям в основной капитал – 6-е место, сельскому хозяйству и обороту розничной торговли – 7-е место. По итогам 2021 года объем валового регионального продукта составил 3,3 трлн рублей, или 103,8% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.

Более того, Татарстан уже давно занимает лидерские позиции в добыче и переработке нефти. Республика – колыбель нефтегазовой промышленности России и кузница кадров, которые работают по всей стране. В добыче полезных ископаемых индекс производства в прошлом году составил 104,1% к уровню 2020 года, в том числе в добыче сырой нефти и природного газа – 105,6%, предоставлении услуг в области добычи полезных ископаемых – 88,6%. 

Однако за всеми этими цифрами стоит экологическая проблема - загрязнение атмосферного воздуха. Периодически в региональных СМИ то и дело появляются новости о том, что в воздухе превышена концентрация аммиака и формальдегида. 

Сажа, аммиак и оксид углерода 

Ежегодно республиканское министерство экологии и природных ресурсов публикует госдоклад «О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды РТ», содержащий данные о состоянии окружающей среды за предыдущий год. По итогам 2021 года общее количество выбросов загрязняющих веществ составило 443,2 тысячи тонн. Если сравнить с 2020-м, то выбросы уменьшились на 15,7 тысячи. При этом стационарные источники дали 322,5 тысячи тонн (сокращение на 1,9 тысячи тонн), передвижные – 119,7 тысячи тонн ( в 2020-м - 134,5 тысячи). 

Так что же загрязняет воздух республики? По традиции первое место заняла сажа, на нее приходилось 30,5% всех выбросов, далее идут диоксид азота (27,9%), аммиак (13,6%), оксид углерода (12,3%), взвешенные вещества (5,8%), сероводород (2,5%), фенол (1,9%), мелкодисперсные взвешенные частицы РМ10 (2,5%), мелкодисперсные взвешенные частицы РМ2,5 (1,2%), формальдегид (0,6%).

Выбросов стало меньше, но дышать все равно тяжело: чем дышит Татарстан

Стоит помнить, что качество воздуха в каждом городе определяется, главным образом, спецификой индустрии, действующей на его территории. Так, например, в Казани чаще всего фиксировали превышения ПДК аммиака и формальдегида, а азот и фенол в лидеры не попали. А вот в Набережных Челнах, наоборот, диоксид азота наряду с фенолом заняли первые места среди «нарушителей». В Нижнекамске главные загрязнители – фенол и аммиак.

Основным источником загрязнения сажей, оксидом углерода, фенолом являются предприятия нефтяной, энергетической и иных отраслей. Аммиак чаще всего попадает в воздух с сельскохозяйственных предприятий от продуктов жизнедеятельности скота и удобрений. Его источники также есть на коммунальных предприятиях, например, на объектах водоканалов. Формальдегид, диоксид азота, оксид и диоксид углерода можно встретить в составе выбросов автотранспорта. Свалки, очистные сооружения, канализации, фермы выделяют сероводород, который также вредит качеству воздуха. 

27% всех выбросов приходится на автотранспорт 

По данным Управления ГИБДД МВД по РТ, по состоянию на январь этого года в республике насчитывалось 1 369 339 единиц автотранспортных средств, из них 1,2 миллиона принадлежали индивидуальным владельцам, а еще 133 тысячи находились в собственности предприятий и организаций. Если сравнивать с Москвой, у которой во владении более 3 миллионов единиц автотранспорта, то показатели республики не такие уж большие.

Как бы там ни было, но вклад автотранспорта в общий объем загрязнения воздуха недооценивать нельзя. Тем более что в крупных городах доля передвижных источников в структуре выбросов уже давно стала определяющей. В той же Москве на выбросы от транспорта приходится 90%. В республике этот показатель чуть меньше - 27%, или 119,7 тысячи тонн. Кстати, данный показатель меньше, чем в 2020 году, - 134,5 тысяч. 

Заметное снижение выбросов не появилось из воздуха. Для этого в республике регулярно осуществляется несколько мероприятий. Совместно с ГИБДД Минэкологии проводится операция «Чистый воздух», направленная на усиление государственного надзора за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспортных средств. Сотрудники ГИБДД выборочно проверяли машины татарстанцев на содержание загрязняющих веществ в отработанных газах. Также контроль проводился и для автомобилей предприятий. Всего в рамках операции проверили 6 201 автомашину, из которых 172 автомашины не соответствовали требуемым нормативам выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах. В свою очередь Минэкологии было составлено 145 протоколов о нарушении воздухоохранного законодательства, в том числе семь протоколов в отношении должностных лиц и 138 – в отношении физических лиц, по которым вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 56 тысяч рублей. 

Выбросов стало меньше, но дышать все равно тяжело: чем дышит Татарстан

Кроме того, республика активно переходит на малотоксичные виды топлива. И тут Татарстану есть чем гордиться. Регион занял первое место в рейтинге по уровню развития рынка газомоторного топлива за 2021 год среди 72 участников, набрав 87,5 балла из 100 возможных. 

Общее число переведенных в прошлом году на компримированный природный газ (КПГ) автомобилей составило чуть более 2 тысяч единиц, что позволило снизить выбросы в атмосферу более чем на 3,7 тысячи тонн. Всего же за 12 лет (с 2010 по 2022 год) в республике было переоборудовано и закуплено порядка 12 тысяч единиц транспорта, работающего на КПГ. Планы на этот год – еще не менее 2 тысяч единиц. 

Вместе с тем в Татарстане продолжает развиваться сеть автомобильных газонаполнительных станций (АГНКС) для заправки газобаллонных автомобилей. По данным на январь, в республике действуют 38 стационарных АГНКС, из которых 10 введены в эксплуатацию год назад. 

Доля выбросов предприятий топливной промышленности составила 33,7%, ТЭК – 11,9%, еще 10,7% приходятся на предприятия нефте- и газохимии. В атмосферу последние выбрасывают углеводороды, включая летучие органические соединения (ЛОС). Кстати, по итогам прошлого года на них пришлась почти половина выбросов от стационарных источников, в цифрах это 157,4 тысячи тонн. А вот оксиды углерода, азота, диоксиды серы, взвешенные вещества появляются в воздухе из-за предприятий энергетики. Предприятий топливного комплекса в Татарстане насчитывается аж сто, основными из которых являются ПАО «Татнефть», ООО «Газпром трансгаз Казань» и малые нефтяные компании. 

Экология - новый тренд 

Что касается химического и нефтехимического комплекса, то он объединяет более 16 предприятий, наиболее крупные из которых расположены в трех городах республики – Казани, Нижнекамске, Менделеевске. Для предприятий характерны выбросы в атмосферу таких специфических веществ, как предельные и непредельные углеводороды, бензол, изопpопилбензол, аммиак, ацетон, фенол, метанол, метиленхлоpид, изопpен, амилены. 

Предприятия не остаются без контроля специальных ведомств. По данным госдоклада, на учете у республиканского Минэкологии состоит 2,9 тысячи предприятий, имеющих 72 244 стационарных источника выбросов. Годом ранее специальные отчеты сдавали 2,8 тысячи хозяйствующих субъектов, на балансе которых насчитывалось 69,5 тысячи источников вредных эмиссий.

Сами промышленники тоже стали задумываться об экологии. Тем более это сейчас модно. В последние годы компании все чаще вводят экологические стратегии, которые способствуют уменьшению выбросов. Так, например, в госдокладе отмечается, что снижение «стационарных» выбросов в 2021 году было связано с тем, что «Татэнерго», Нижнекамская ТЭЦ и ТГК-16 значительно снизили объемы сжигания топлива. Например, расход мазута подразделениями «Татэнерго» в 2021 году снизился по сравнению с 2020 годом в 58,9 раза. 

Выбросов стало меньше, но дышать все равно тяжело: чем дышит Татарстан

Кроме того, предприятия активно вводят установки по улову легких фракций углеводородов. Такие установки могут уловить порядка 60 тысяч тонн выбросов. В «Татнефти» насчитывается уже 44 действующие установки по улову легких фракций углеводородов. В прошлом году в компании провели реконструкцию факельных систем, смонтировав системы бессажевого горения, что привело к снижению выбросов на 2,16 тысячи тонн в год, а также установили печь УН-0,2МЗ. Это еще минус 0,368 тысячи тонн. А в ТАНЕКО оборудовали очистные сооружения газоочистными установками компании «Деконта».

На заводе бензинов «ТАИФ-НК» внедрили систему перепуска газовой смеси у шаровых резервуаров во время их заполнения и слива, а в реакторном блоке – добавку фирмы Grace, что помогло на 27% сократить выбросы оксидов азота.

ПАО «Нижнекамскнефтехим» заменил горелки на печи нагрева сырья перед подачей в реактор в процессе выделения и очистки бутадиена; оголовок заменили на факельных стволах с производства этилена, гексанового растворителя, концентрирования изобутана – изобутиленовой фракции; а циклон - на более эффективные в реакторах и регенераторах. На производстве дегидрирования изобутана провели реконструкцию газоочистного оборудования, на установке огневого обезвреживания жидких отходов и химзагрязненных вод модернизировали электрофильтры. Суммарно все перечисленные мероприятия позволили сократить выбросы на 1,2 тысячи тонн. 


Читайте также: «Татнефть» стремится к Швейцарии


14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Амалия
Если убрать все машины с дорог то воздух будет намного чище)Но увы так не будет никогда)
1
0
Ответить

Григорий
@Амалия Можно ограничить количество машин на семью,а то взяли моду по 10 машин держать,при этом совсем не следят за ними,а все выхлопы в природу впитываются
0
0
Ответить

Елена
@Григорий Ну мне вот например не удобно ездить одновременно на работу и старшего возить в институт,поэтому у нас разные авто. Муж вообще в другом городе работает и тоже едет на авто своем туда. Ограничение количества машин вас никак не спасет.
0
3
Ответить

Мажорик
@Елена пусть ездит на автобусе в институт!
0
0
Ответить

пешеход
@Григорий Вместо ограничений нужно продолжать усложнять жизнь любителям сгонять в булочную на авто. Ограничивать бесплатную парковку, поднимать штрафы и т.д.
0
0
Ответить

Денис
В Челнах в основном воздух загрязнял Нижнекамск со своими выбросами,пока Сибур не пришел,сейчас намного лучше стало
0
0
Ответить

Ринат
@Денис В Сибуре очень серьёзно относятся к экологии. На сколько я знаю, в Нижнекамске сейчас серьёзная реорганизация производства, и как раз, чтобы экологическую нагрузку снизить в том числе
0
0
Ответить

Костя
@Денис Да, тоже буквально недавно на глаза статья попалась, что помимо того, что сибур сам экологией "болеет", так еще и гранты выдает. Сильная инициатива.
0
0
Ответить

Максим
Давно пора заниматься экологией,особенно челнинским предприятиям,только с новыми санкциями будет невозможно,КамАЗы с движками советскими выпустят на внутренний рынок и об экологии можно забыть
0
0
Ответить

Лариса
@Максим Зато представьте какой стимул развития появится?! Двигателя хоть и советские но уже есть начало,просто нужны спецы для этого.
0
0
Ответить

Александра
Приятно осознавать что по мимо волонтеров минэкология сама лично устраивает проверки
0
0
Ответить

Евгений
@Александра Так вроде всегда так было,жаль что проверка только проходит за год всего пару раз,надо бы чаще
0
0
Ответить

Лэйсан
Все равно цифры нереально огромные за год на город,можно же и меньше сделать намного,главное захотеть!
0
0
Ответить

Вадим
Ещё бы про мелкие предприятия не забывать,там тоже нужны всякие фильтры для очистки
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite