«Болгарская академия — это линза, с помощью которой исламский мир смотрит на российских мусульман»

В учебном заведении подвели итоги приёмной кампании этого года. Есть прогноз
В учебном заведении подвели итоги приёмной кампании этого года. Есть прогноз,
что количество поступающих в ближайшее время несколько сократится.

Исполняющий обязанности ректора академии Айнур Тимерханов озвучил цифры и показатели, которые вряд ли можно назвать прорывными или впечатляющими. Однако актуальность в мусульманском религиозном образовании, востребованность специалистов, разбирающихся в фундаментальных вопросах мусульманской идеологии сохраняется. Например, недавняя история по запрету перевода некоторых сборников «Сахих аль-Бухари» как раз показала нехватку специиалистов-исламоведов, считает Тимерханов.

И.о. ректора признался, что приём обучающихся в академию — «одна из важнейших проблем». Решение Тимерханов видит только в «тесном взаимодействии» с Духовными управлениями мусульман в России, в работе с муфтиятами. Правда, муфтияты и так являются учредителями академии, они знают о существовании вуза, самой академии в этом году исполняется уже 5 лет. Однако ректор, хоть и с приставкой «и.о.», продолжает называть приём студентов в академию «важнейшей проблемой».

По его словам, в этом году около 70 человек прошли специальные подготовительные курсы и они являются «потенциальными абитуриентами». Они представляют 16 регионов России и 2 зарубежные страны — Кыргызстан и Узбекистан.

«Болгарская академия - это линза, с помощью которой исламский мир смотрит на российских мусульман»

— По программе магистратуры мы набираем по направлениям подготовки религиозных деятелей и религиозного персонала в религиозных организациях 25 человек и 10 человек в докторантуру. Дополнительно мы набираем ещё 10 человек в магистерскую программу по теологии. По итогам приемной компании мы набрали немного больше в магистратуру — 31 человек. Конкурс составил 4 человека на место. Это очень большой показатель. Примерно на уровне прошлого года. Хотя мы наблюдаем и прогнозируем некоторое снижение поступающего контингента в последующие годы. Также мы набрали 11 человек в докторантуру вместо 10. Конкурс здесь составил более 5 человек на место. Это очень большой конкурс для нас, — сообщил руководитель учебного заведения.

Он отметил, что обучающий контингент академии представлен 26 регионами России и 6 странами ближнего и дальнего зарубежья. Есть учащиеся из Йемена.

— Нас очень порадовал тот факт именно, что в числе желающих поступить в докторантуру было 11 наших выпускников магистратуры этого года и прошлого года. Из их числа поступили в докторантуру 3. Отбор и конкуренция была очень жесткая, — отметил Тимерханов.

Сколько поступивших студентов доучиваются до выпуска? Ректор тут привёл следующие цифры — первый набор учащихся выпустился в составе 44% от поступивших, второй набор — 63%. В этом учебном году ожидается выпуск 68% от поступивших.  

В этом году в академии появился новый формат — соискательство, который открывает возможности на поступление в докторантуру и для женщин.

Руслан Саяхов, проректор по научной деятельности академии, рассказал, что в этом году вводятся более четко обозначенные специализации для учащихся.

«Болгарская академия - это линза, с помощью которой исламский мир смотрит на российских мусульман»

— Мы продолжаем изыскивать новые пути для развития академии. Поскольку мы являемся высшим звеном в отечественном исламском образовании, то начиная с этого года у нас вводится специализации, которые раньше не были проявлены так четко определены. С 4-го семестра наши студенты будут делиться на 3 направления — исламское право и его основы, исламская акыда (вероучение) и философия, а также третье — корановедение и хадисоведение, — поделился планами Руслан Саяхов, проректор по научной деятельности академии. — Мы понимаем необходимость расширения тематического поля для наших студентов. Актуальными вопросами сегодня становится исламская экономика, исламский банкинг, индустрия халяль и вообще что такое халяль, вопросы мусульманской медицины и ряд других вопросов.

В свою очередь, Тимерханов призвал не забывать о главном предназначении Болгарской академии.

— Особенно в последнее время мы говорим об обеспечении суверенитета: это и суверенитет культурный, и религиозный. Для нас изначально обеспечение культурного суверенитета, суверенитета исламского религиозного образования была вполне ясной, понятной задачей. Мы всегда исходим из эффективного решения этой задачи. В идеале, в перспективе, мы должны подготовить собственных богословов, которые будут в состоянии покрывать все наши потребности в России, — рассуждал и.о. ректора.

Саяхов также обозначил сущность Болгарской академии.

— Важная миссия академии — она подобна призме, через который исламский мир смотрит на творящиеся в российской умме процессы: уровень образования, какие ученые здесь работали, какого уровня работы они написали, сама динамика развития отечественной системы исламского образования. Во многом данная миссия возложена на академию. Она осуществляется как посредством написания и тиражирования наших современных трудов на уровне магистратуры и докторантуры, это прослеживается на уровне нашего ознакомления, всего исламского мира с достижениями исламской уммы, когда она были наиболее развитой к началу 20 века. Это прослеживается посредством визита профессоров, работе постоянных профессоров, который у нас работают. Болгарская академия — это линза, с помощью которой исламский мир смотрит на российских мусульман, — уверен ученый.

«Болгарская академия - это линза, с помощью которой исламский мир смотрит на российских мусульман»

Тимерханова попросили высказаться относительно запрета перевода одного из сборника хадисов из «Сахих аль-Бухари».

— Эта ситуация нам показала, что в религиозной сфере есть недостаток специалистов, недостаток ученых, которые широко смотрят на процессы в мусульманском мире. Мы сами готовим религиоведов. Мы их называем как ученые-богословы, эксперты. И это не какие-то отдельные имамы мечетей.

Только в этом году государство поняло недостаток специалистов по теологии, увеличило в различных вузах бюджетные места по направлению теология. В КФУ, например, на 75 дали места. Но, по моему мнению, вот выпускают теологов, но они же с фундаментальными мусльманскими источниками работают лишь на уровне ознакомления. Ну как мы таких специалистов сможем приобщить к анализу подобных текстов, как эти сборники хадисов? Понятно, что не сможем их привлекать. А если привлечем, то вы сами знаете, какой результат получится. С одной стороны вот опыт нашей академии — студенты получают фундаментальные религиозные знания, с другой стороны — они с точки зрения теологии свои знания укрепляют и расширяют. Поэтому в будущем подобные проблемы с переводами можно было бы решать с помощью наших экспертов. Для решения таких вопросов при академии нужен и свой Совет улемов, который мог бы этим заняться, — озвучил свою точку зрения руководитель вуза.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *