«Эта индульгенция имеет свою цену»: парламент Башкирии предложил отправлять зэков на фронт

По предложению депутатов
По предложению депутатов, один день участия в боевых действиях будут засчитывать
за 10 дней лишения свободы. Татарстанские парламентарии относятся к этой
инициативе неоднозначно – кто-то двумя руками за, а кто-то называет ее
отвратительной или сомневается, что такой механизм вообще совместим с российским
законодательством.

Парламент Башкирии внес в Госдуму законопроект о привлечении осужденных к участию в военной спецоперации на Украине и в иных военных действиях. Заключенным предлагается давать отсрочку для участия в боях и за это смягчать им наказание. В частности, в случае принятия этого законопроекта, 1 день участия в военных действиях будут засчитывать за десять дней лишения свободы при решении вопроса о смягчении наказания или освобождении от него. Если осужденный получит вред здоровью, суд будет решать вопрос о дальнейшем отбывании наказания и его смягчении.

Согласно тексту документа, эта возможность не будет касаться осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних до 14 лет и ряд других тяжких уголовных правонарушений.

– Законопроектом предлагается закрепить правовые основы привлечения осужденных граждан к участию в СВО или других военных действиях в целях защиты интересов РФ. В соответствии с Конституцией защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина нашей страны. Законопроект направлен на создание условий для реализации соответствующих положений Основного закона в отношении лиц, отбывающих уголовное наказание. Своим участием в военных действиях в защиту интересов России осужденный сможет искупить свою вину перед обществом и достичь таким образом целей уголовного наказания, – отметил председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев.

«Эта индульгенция имеет свою цену»: парламент Башкирии предложил отправлять зэков на фронт

В сети сразу же поднялось обсуждение этой инициативы, и люди закономерно начали проводить параллели с недавней историей, связанной с бизнесменом Евгением Пригожиным. Напомним, в сеть попало видео, где Пригожин вербует заключенных прямо в одной из российских колоний. Он обещал осужденным помилование через полгода «службы» (хотя помилование может дать только президент страны).

Мы решили поговорить с коллегами инициаторов этой идеи, татарстанскими парламентариями и выяснить, как они относятся к такому законопроекту, видят ли параллели с «рекрутингом» Пригожина и какова может быть реакция россиян на всю эту историю.

Представитель ЛДПР в Госсовете Татарстана Эдуард Шарафиев отнесся к этой идее положительно. К слову, депутат на днях доставил бойцам Росгвардии на фронте квадрокоптер и прочее оборудование, купленные на пожертвования неравнодушных граждан. В целом Шарафиев часто ездит на Донбасс и поддерживает гуманитарные и прочие поставки в зону боевых действий, так что нам было особенно интересно знать его мнение.

– Это разумное предложение с учетом той непростой ситуации, в которой мы находимся. В иное время такое предложение, возможно, звучало бы диковато. Но сейчас другие условия, и это надо понимать и относиться соответственно. Ведь выбор стоит между уважающими закон гражданами, не имеющими навыков пребывания в зоне военных действий, и осужденными, для которых участие в СВО может стать возможностью таким образом исправить свои прежние ошибки, – отметил собеседник.

«Эта индульгенция имеет свою цену»: парламент Башкирии предложил отправлять зэков на фронт

По его мнению, многие из осужденных пойдут на это, учитывая возможность сократить срок пребывания в заключении.

– Такой подход, на мой взгляд, найдет понимание и у большинства россиян. Ведь тот же Евгений Пригожин высказался жестко, но доходчиво – либо осужденные, либо ваши дети. Так что тут комментировать даже нечего, – сказал народный избранник. – Но при этом надо понимать, что под это решение не должны попадать те, кто осужден за тяжкие преступления. Для них должна быть железная преграда.

Коллега Шарафиева по Госсовету, лидер татарстанского отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев в свою очередь отметил, что, если расценивать с практичной точки зрения, то это логичное решение – отправлять на фронт заключенных.

«Эта индульгенция имеет свою цену»: парламент Башкирии предложил отправлять зэков на фронт

– Это звучит цинично, но тогда мы отправим меньше гражданских лиц, никогда не совершавших преступлений, – заметил собеседник. – Однако с точки зрения моральной, идейной – это предложение просто отвратительно. Оно размывает идейный фундамент спецоперации. Если нам говорят об освобождении, о миссии – как можно подкупать заключенных для этих целей? Разве не должно быть высокого морального духа? Сплочения?

По мнению парламентария, такие предложения – индикатор истинного отношения граждан к происходящему.

– В Великую Отечественную войну, насколько я помню, никто день за десять не засчитывал, и заключенные отправлялись на фронт добровольно, – добавил спикер.

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов к такой идее относится не очень хорошо, хотя понимает логику башкирских депутатов.

– Это не от хорошей жизни. Стоит выбор между мирными законопослушными гражданами и осужденными, которых, как бы, этим депутатам не очень жалко, – заметил Атласов. – Я не хочу комментировать в этом контексте действия Евгения Пригожина, перед которым стоят свои задачи, очень жесткие, и он не ограничен проблемой морального выбора. Для него нет разницы, кто будет выполнять эти задачи. Более того, может быть, представители данного контингента выполнят их намного лучше.

«Эта индульгенция имеет свою цену»: парламент Башкирии предложил отправлять зэков на фронт

При этом как законодатель Николай Атласов указывает на другую проблему – предложение башкирских депутатов подрывает систему правосудия.

– Человек, совершивший преступление, получает что-то вроде индульгенции. Да, эта индульгенция имеет свою цену, он может лишиться жизни. Но все же в этой инициативе есть что-то сомнительное с моральной точки зрения. Хотя, с другой стороны, мы живем в такое время, когда многие факторы морального порядка теряют прежнее значение, – рассуждает собеседник.

Что касается реакции общества, депутат уверен, что оно поддержит такую идею.

– И объяснять почему поддержит, я думаю, излишне, – добавил парламентарий.

Замглавы партии «Коммунисты России», депутат Казгордумы Альфред Валиев считает эту инициативу своевременной и нужной.

Собеседник напомнил, что практику привлечения осужденных в ряды армии использовали еще в 30-х годах XIX века во Франции. Тогда король Луи-Филипп предложил формировать особые части, чтобы помочь французским солдатам в Алжире. Идею призывать осужденных на фронт использовали и советские власти во время Великой Отечественной войны.

«Эта индульгенция имеет свою цену»: парламент Башкирии предложил отправлять зэков на фронт

– Исторический факт: сам нарком Лаврентий Берия и Президиум Верховного Совета СССР трижды летом и осенью 1941 года принимали указы об амнистии осужденных, содержавшихся в системе ГУЛАГа. Заключенные прямо из лагерей отправлялись на курсы бойцов, а потом – на фронт. Согласно этим указам, на передовую попали не менее 750 000 осужденных, то есть почти 52 дивизии, – рассказал Валиев.

По четвертому указу, последовавшему в начале 1942 года, на фронт были отправлены 157 000 заключенных (известно, что 10% из них были распределены в штрафные роты, а остальные – в обычные линейные части). Всего на фронте воевали 975 000 бывших заключенных.

– Воевали бывшие осужденные зло, отчаянно и безжалостно. Многие из них проявили мужество, храбрость и героизм, за что были награждены орденами и медалями СССР, – указал Валиев. – Лично я не вижу разницы – заплатит ли человек свой долг обществу лишением свободы или участием в боевых действиях. Поэтому мое отношение простое – если есть отбор и берут не рецидивистов, то почему бы и нет.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: