«Происходит серьезное утяжеление бюджета Татарстана»

Статьи доходов резко сократились
Статьи доходов резко сократились, а расходы, наоборот, увеличились. Казна
республики на 2023 год сформирована с дефицитом. К тому же при положительной
динамике налоговых и неналоговых доходов растут недоимки.

В правительстве Татарстана обсудили перспективы регионального бюджета. Перед началом совещания председатель Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин привел основные параметры российской казны на 2023 год. Проект гарантирует выполнение всех социальных обязательств, в бюджете заложены ресурсы для решения стратегических задач с учетом сокращения импорта и частичного сжатия экспортных рынков. Но он не учитывает последних событий, а именно присоединение к составу Российской Федерации новых субъектов.

– В проекте заложили некоторые изменения: на 1 января 2025 года приостанавливается бюджетное правило. Все доходы будут направлены на расходы, а часть будет направляться в Фонд национального благосостояния. Бюджет на 2023 год прогнозируется дефицитным — дефицит составит 3 трлн рублей, или 2% от ВВП, – рассказал Якунин.

Он сообщил, что государственный долг также увеличен до 30 трлн рублей, но сохраняется на безопасном уровне. Однако, по сравнению с западными странами, у которых государственный долг составляет от 60 до 110% ВВП, российские показатели представляются минимальными. 

«Происходит серьезное утяжеление бюджета Татарстана»

– На фоне замедления роста экономики и санкционного давления прогнозируется снижение доходов федерального бюджета. Если прогноз на текущий год — 27,7 трлн рублей, то на следующий год в проекте бюджета заложение 27,1 трлн рублей. Кроме того, ожидаются дополнительные доходы за счет включения экспортной пошлины на газ, повышение ставки НДПИ на природный газ, повышение налогообложения для нефтяной отрасли, введение экспортных пошлин на удобрение и уголь, а также введение акцизов на сладкие напитки. Это позволит компенсировать около 1 трлн рублей, – подчеркнул спикер.

Расходы федерального бюджета в 2023 году оцениваются в размере 29,1 трлн рублей. В прогнозном периоде наибольший объем расходов будет направляться на финансирование задач в области социальной политики, национальной обороны, безопасности и экономики. В течение предшествующих двух лет средства национального Фонда благосостояния составят 8,9 трлн рублей. Они будут направлены на цели сбалансирования федерального бюджета и финансирование присоединенных территорий. 

Прогноз по ВРП Татарстана на 2022 год оценивается в 3,7 трлн рублей

Первый заместитель министра экономики Татарстана Олег Пелевин представил прогноз социально-экономического развития Татарстана на 2023-2025 годы. Спикер напомнил, что прогноз проводится в условиях высокой неопределенности развития экономики, которая во многом определяется геополитическими факторами. 

– Введенные беспрецедентные санкции оказывают значительные ограничения в развитии экономики страны. Ограничение внешнеторговой деятельности и транспортная блокада, которая затронула практически все виды транспорта, отражаются на экспортных и импортных операциях. Технологические ограничения влияют на реализацию инвестиционных проектов. Блокировка доступа российских банков к глобальной финансовой системе привела к значительным сложностям с проведением платежей с иностранными контрагентами, – напомнил замминистра. 

Различные гуманитарные санкции также отрицательно отразились на передвижении людей и проведении образовательных, культурных и спортивных мероприятий. При этом санкционное давление не статично — оно будет усиливаться в том числе в плане вторичных санкций, дополнительных ограничений на экспорт и дальнейшего списка подсанкционных товаров и технологий, что значительно повышает фактор неопределенности в условиях дальнейшего развития. 

В целях их минимизации на федеральном уровне принят и реализуется план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. В рамках его реализации системообразующие предприятия республики, включенные в федеральный перечень, получили свыше 40 млрд рублей льготных кредитов. Предприятия малого и среднего бизнеса поддержаны на сумму порядка 60 млрд рублей. Предприятиями республики также применяются меры по налаживанию новых кооперационных связей, перестраиванию логистических цепочек, поиску новых рынков сбыта и импортозамещению. 

С учетом планов предприятий, уровня имеющихся рисков и проводимой работы по итогам 2022 года ВРП Татарстана оценивается в 3,7 трлн рублей, или 100,6% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. Прогнозируемый объем промышленности в 2022 году оценивается в 4,4 трлн рублей (100,2% к прошлому году), сельского хозяйства — в 273 млрд рублей, строительства — в 463 млрд рублей, инвестиций — в 747 млрд рублей и розничной торговли — в 1,2 трлн рублей.

«Происходит серьезное утяжеление бюджета республики»: Минфин Татарстана представил план бюджета на ближайшие три года

— В текущих условиях высокой неопределенности прогнозные показатели социально-экономического развития республики на 2023-2025 годы сформированы с учетом данных предприятий, организаций, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, а также реализации национальных программ и комплексных мер поддержки для устойчивого развития экономики и благополучия граждан, — пояснил Пелевин. 

Он также рассказал, что ВРП на 2023 год прогнозируется на уровне 100,8% (3,9 трлн рублей), в 2024 году — 103,2% (4,1 трлн рублей), в 2025 — 102,7% (4,4 трлн рублей).

По словам спикера, наибольший удельный вес в структуре экономики Татарстана занимает промышленность. С учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства в 2023 году планируется на уровне 100,7%, в 2024 году – 103,5%, в 2025 году – 102,4%. Важнейшим фактором выполнения прогнозных показателей станет обеспечение бесперебойной работы промышленных предприятий.

Пелевин обратил внимание на участие предприятий в федеральных мерах поддержки, предусмотренных в том числе на импортозамещение, разработку и создание собственной продукции, встраивание предприятий в новые логистические цепочки и диверсификацию экспортных рынков. Важно обеспечить реализацию инвестиционных проектов в планируемые сроки.

Спикер напомнил о том, что предприятия могут воспользоваться льготной программой кредитования «промышленная ипотека», в соответствии с которой для инновационно-технологических компаний ставка составит 3% и 5% для иных заемщиков. 

Из чего будет складываться ВРП

Объем сельскохозяйственной продукции в 2023-2025 годах предусмотрен на уровне 101,8%, в том числе в растениеводстве (102,2%) и животноводстве (102,4%). Факторами обеспечения выполнения прогнозных показателей АПК должны стать реализация и запуск в планируемые сроки инвестиционных проектов, увеличение производимой продукции, в том числе за счет участия в федеральных мерах поддержки и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земель. 

На потребительском рынке оборот розничной торговли прогнозируется на уровне 102,4-104%, общественного питания – 102-103%. Уход отдельных иностранных компаний с российского рынка дает возможность отечественным производителям занять их место и закрепиться в своих товарных группах. Совместной задачей представитель Минфина считает оказывать максимальное содействие организациям республики в продвижении продукции и услуг и расширении рынков сбыта. 

Продолжается тенденция по увеличению доли электронной торговли в общем обороте. С начала года в республике увеличивается количество поставщиков на маркетплейсах. Совместная с муниципальными образованиями задача – оказывать максимальное содействие бизнесу, в том числе через проведение вебинаров, консультаций для максимального использования возможностей онлайн-торговли.

Объемы жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства планируется сохранить. Прогноз на 2023 год — ввести 2,8 млн кв. м жилья. Факторами выполнения, по словам Пелевина, служит подготовка территорий для строительства новых жилищных комплексов, импортозамещение производства строительных материалов, а также сокращение инвестиционного строительного цикла. 

Министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана продолжает работу по персональному трудоустройству безработных, вовлечению их в самозанятые и организации профессиональной подготовки. К концу 2022 года численность безработных прогнозируется на уровне не более 15 тысяч человек. 

«Происходит серьезное утяжеление бюджета республики»: Минфин Татарстана представил план бюджета на ближайшие три года

Для обеспечения прогноза социально-экономического развития республики важная роль отводится малому и среднему предпринимательству. Численность работников в этой сфере к 2023 году должна достигнуть 4 тысяч человек. 

– Одним из факторов, направленных на достижение целевых параметров, являются меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Задача муниципалитетов – продолжать адресную работу с целью максимального вовлечения предпринимателей в федеральные и республиканские меры поддержки, – подчеркнул Пелевин.

Спикер привел цифры, которые доказывают эффективность республиканских мер поддержки. У предприятий Татарстана, получивших поддержку в этом году, наблюдается увеличение показателей по численности занятых, среднемесячной заработной плате и выпущенной продукции. 

Ключевым резервом для роста занятости Пелевин также считает развитие муниципальных промышленных парков. За первое полугодие благодаря реализуемой концепции развития с учетом использования налоговых льгот наблюдается рост пополняемости. Количество резидентов выросло до 1 512 единиц, появилось 51 677 новых рабочих мест, а объем отгруженной продукции составил 175, 3 млрд рублей.

На 2023 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102%. В 2024 году планируется достичь роста на 102,8%, а в 2025 – на 102,6%. 

В местных бюджетах недоимка выросла до 4,6 млрд рублей

Об итогах исполнения бюджетов Татарстана за восемь месяцев 2022 года отчитался министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин. Он сообщил, что за этот период в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 281,1 млрд рублей. В бюджет республики мобилизовано 244,1 млрд рублей, в местные бюджеты – 37 млрд рублей. Самым объемным источником традиционно выступили налог на прибыль и налог на прибыль физических лиц – по этим пунктам в консолидированный бюджет поступило 122,2 млн и 66,8 млн рублей соответственно. На третьей строчке разместились акцизы – по ним поступило 27,7 млн рублей.

– Положительная динамика в доходной части, а также на начало года позволили своевременно выплатить заработную плату работникам бюджетной сферы, оплатить коммунальные услуги и мероприятия бюджетных организаций, профинансировать расходы инвестиционного характера, – рассказал Гайзатуллин.

«Происходит серьезное утяжеление бюджета республики»: Минфин Татарстана представил план бюджета на ближайшие три года

На структуре расходов капитальной направленности в текущем году министр остановился более подробно. Он подчеркнул, что эти расходы влияют на развитие муниципальных образований Татарстана. 

– В 2022 году в республике в полном объеме реализуется более 30 широкомасштабных президентских программ, обеспечивающих развитие бюджетных учреждений и повышение качества предоставляемых ими услуг, – сказал Гайзатуллин. 

В презентации к выступлению он продемонстрировал список программ, среди которых программа капитального ремонта общеобразовательных организаций, реализация мероприятий по развитию общественных пространств в муниципальных образованиях, капитальный ремонт и строительство детских оздоровительных лагерей и другие. 

Помимо бюджетных средств значительные объемы направляются в муниципалитеты через реализацию программы льготной ипотеки. Причем затраты Государственного жилищного фонда в большинстве регионов существенно превышают взносы их предприятий в жилищный фонд.

В местные бюджеты муниципалитетов Татарстана в январе-августе поступили собственные доходы в размере 37 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода на 13%. В то же время местным бюджетам перечислены межбюджетные трансферты на 44 млрд рублей. 

– Несмотря на положительную динамику исполнения практически по всем доходным источникам местных бюджетов, остается значительным объем недоимки (без банкротов), который на 1 сентября 2022 года составил 4,6 млрд рублей, — отметил министр.

Гайзатуллин добавил, что значительная часть недоимки приходится на пять районов республики — Казань, (1,9 млрд рублей), Нижнекамский район (891 млн рублей), Набережные Челны (573 млн рублей), Зеленодольский район (250 млн рублей) и Елабужский район (94 млн рублей).

Основным источником местных доходов, по словам министра финансов, является налог на доходы физических лиц. Тем не менее по этому налогу имеется самый большой объем недоимки, который составляет 1,4 млрд рублей с увеличением на 688 млн рублей относительно аналогичного периода прошлого года. Рост недоимки допустили 23 района Татарстана. 

В целом в местные бюджеты поступило 19,9 млрд рублей НДФЛ. Рост к уровню прошлого года составил 3,1 млрд рублей. 

По налогу на совокупный доход отмечается увеличение поступлений в местные бюджеты, включая налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. При этом рост недоимки отмечен в 15 муниципалитетах. 

Поступление земельного налога сохраняется на уровне прошлого года. Вместе с этим рост недоимки показали 13 районов Татарстана. 

«Происходит серьезное утяжеление бюджета Татарстана»

Неналоговые доходы в местные бюджеты поступили в сумме 5,1 млрд рублей.

– Динамика положительная, но при этом в 16 регионах отмечается снижение поступления. Необходимо продолжить работу по дальнейшему снижению недоимки, так как она является одним из основных резервов пополнения дохода бюджетов, – заявил Гайзатуллин.

Особое внимание министр финансов обратил на имущественные налоги физических лиц, в которые входят земельный налог, налог на имущество и транспортный налог. ФНС направила 2,2 млн бумажных и электронных уведомлений. Всего к уплате татарстанцам выставили 8,9 млрд рублей. 

«Федералы» с одной стороны, уменьшают доходную базу, с другой – увеличивают расходную часть

После этого Гайзатуллин перешел к проекту бюджета на следующие три года. Работа над бюджетом началась за полгода до момента его внесения в Госсовет. За это время специалисты ведомства изучали факторы, влияющие на доходную и расходную части бюджета, обсудили и согласовали с кабинетом министров и президентом сценарные условия формирования бюджета. 8 сентября прошло заседание Кабмина РТ, на котором депутаты одобрили прогноз социально-экономического развития республики и проект консолидированного бюджета Татарстана. Формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с базовым вариантом министерства экономического развития РФ и основными показателями социально-экономического развития РТ на 2023-2025 годы, разработанными министерством экономики.

В связи с изменениями в законодательстве РФ появились выпадающие доходы и дополнительные статьи расходов. Первое чтение бюджета состоится на сессии Госсовета 20 октября.

— Ежегодные изменения федерального законодательства, с одной стороны, уменьшают доходную базу, с другой – увеличивают расходную часть нашего бюджета. В результате происходит серьезное утяжеление бюджета республики. В этих непростых условиях сформирован бюджет на предстоящие три года, — сказал Гайзатуллин.

Бюджет Татарстана на 2023 год внесен президентом республики Рустамом Миннихановым в следующих объемах: доходы – 333,9 млрд рублей, расходы – 361 млрд рублей, с дефицитом в размере 27,1 млрд рублей. Консолидированный бюджет региона прогнозируется в следующих объемах: доходы – 394,4 млрд рублей, расходы – 421,5 млрд рублей, с дефицитом в размере 27,1 млрд рублей. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *