Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Редакция KazanFirst проанализировала состояние дел в прокатной индустрии после ухода голливудских студий и крупных франшиз с экранов российских кинотеатров.
Редакция KazanFirst проанализировала состояние дел в прокатной индустрии после
ухода голливудских студий и крупных франшиз с экранов российских кинотеатров.

На выходе из зала в одном из кинотеатров — семейная пара с девочкой лет шести. Малышка то и дело запускает руку в слишком большое (как обычно) полупустое ведро с попкорном, которое держит папа. И возбужденно рассказывает что-то, цитируя смешные моменты из фильма про некоего пса-самурая. «Кия» — подскакивает и встает в позу, в которой часто изображают ниндзя. Чем вызывает гневный взгляд матери — выкрутасы едва не привели к тому, что стакан с газировкой окажется на полу.

— В кино ходим регулярно, хоть и не очень часто, — рассказывает Айдар Хафизов, папа малышки Алсу. — Раз в месяц, наверное. Плюс-минус. В основном на детские фильмы. Детских картин много.

— Нравится тебе в кинотеатре? Или дома лучше? — спрашиваем девочку. Та смущается, смотрит в пол и прячется за маму. Но отвечает: нравится в кинотеатре. Тут попкорн, большой экран. Да и дома мама с папой постоянно отвлекаются, замечает Алсу, заставив немного засмущаться родителей.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

— Она правильно говорит, — продолжает Айдар. — Кинотеатр — это не только как посмотреть фильм и забыть. Особенно для ребенка. Это целое событие. Она всю неделю ждет, выбирает фильм, думает, что надеть, как принарядиться. Даже деньги откладывает, говорит, надо на билет кукле собрать, чтобы тоже пошла.

Семья уходит, живо обсуждая, на какой фильм выбраться в следующий раз. И, пожалуй, спорить с тем, что кинотеатры всегда были и остаются замечательным местом для совместных выходных с друзьями или родней, свиданий, довольно сложно. И заменить их подписочными сервисами или экранами смартфонов размером с ладошку в этом смысле вряд ли получится. Однако в каком формате будет существовать прокатная индустрия в России в новых реалиях — без западных картин и, как следствие, почти без зрителей?

Письмо татарстанскому Минкульту

В начале сентября этого года за помощью в министерство культуры Татарстана обратились директора кинотеатров Челнов. В соответствующем письме руководители подобных учреждений заявляли, что недополучают порядка 75% ожидаемой выручки. Что не позволяет, собственно, как бы то ни было работать — платить зарплаты, покрывать текущие расходы. Возникли сложности и с арендой, так как кинозалы обычно занимают достаточно серьезные площади в топовых торговых центрах, где цена «квадрата» может быть весьма высока. А после пары коронавирусных лет не осталось и финансового «жирка», который позволил бы, хоть и затянув потуже пояса, пережить сложные времена.

«Так как кинотеатр является якорным арендатором для любого торгового центра, закрытие киносетей повлечет за собой сокращение выручки ТРЦ, а также банкротство организаций, которые обеспечивают нормальную работу кинотеатров (оказывают услуги клининга, охраны, поставляют продукцию для кинобаров, обеспечивают техническое обслуживание и ремонт кинотеатрального и иного оборудования)», — говорится в обращении.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Коллапс подобной системы организаций выглядит не самой приятной ситуацией. В других регионах, в частности Москве и Нижегородской области, это уже поняли. Киносети там могут получить выплаты из бюджета на возмещение затрат по лицензионным договорам, рассчитывать на гранты под рекламу отечественных картин, а также — субсидии на оплату коммунальных платежей и зарплаты.

В министерстве культуры Татарстана на запрос KazanFirst не дали четкой информации о том, как изменилось количество кинотеатров в республике с момента ухода из проката западных студий. Там отметили, что поддержка, которую просят коммерческие заведения, требует системных решений от федеральных структур.

— Сегодня для развития киноиндустрии необходимо системное решение, это требует внесения изменений в федеральный закон. Министерством культуры РТ уже были сформированы и направлены в Министерство культуры РФ предложения по развитию и поддержке киноотрасли в регионе, — сообщили KazanFirst в министерстве культуры республики.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Киносеть Татарстана при этом сейчас остается весьма солидной. Это один государственный кинотеатр «Мир», семь муниципальных кинотеатров, 43 муниципальных кинозала в культурно-досуговых учреждениях, 175 точек кинопоказа, 25 коммерческих кинотеатров и 14 киноучреждений, имеющих самостоятельный юридический статус. В Минкульте отметили, что все муниципальные кинотеатры Татарстана получают поддержку от властей. Среди мер помощи, действующих сейчас, и расходы на содержание, и зарплаты кадровым сотрудникам. Есть и позитивный опыт взаимодействия с бизнесом. Хотя, судя по озвученной дате, не слишком широко распространенный среди кинозалов республики.

— У нас имеется положительный опыт работы с коммерческими кинотеатрами. В феврале 2020 года в кинотеатре «Иллюзиум» в Челнах в режиме онлайн при полном аншлаге состоялся показ спектакля «Угасшие звезды» Карима Тинчурина в постановке Фарида Бикчантаева. Трансляция из Казани шла напрямую из Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала в HD-качестве. Это был первый подобный пример в истории республиканского театра, — рассказали в ведомстве.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Кроме того, поддержка киноотрасли осуществляется путем расширения географии показываемых фильмов, субсидирования их производства, замечают в Минкульте. Например, уже было подписано соглашение о сотрудничестве с фестивалем в Аль-Айн (ОАЭ).

— Планируется приглашение на регулярно проводимые в республике Дни кино руководителей частных кинотеатров с целью формирования дальнейших договоренностей о расширении географии проката. При министерстве культуры РТ работает Художественно-экспертный совет для оказания целевой поддержки кинофильмам. Дополнительно объявлен конкурс для кинематографистов республики на создание кинофильмов за счет бюджета республики. Победители получат субсидию на полный цикл производства, — разъяснили в Минкульте республики.

Заполняемость залов ниже 3%

Какая ситуация складывается в прокатной индустрии на самом деле? Выяснить это мы решили посредством небольшого исследования. В течение двух недель редакция отслеживала информацию о количестве проданных на начало сеансов билетов в трех крупнейших кинотеатрах Челнов: «Синема парк», «Синема 5» и «Мадагаскар». Кроме того, несколько раз лично посещали площадки, чтобы побеседовать с персоналом, зрителями и оценить наполняемость залов «на глазок».

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Результаты говорят о том, что кинотеатрам в Челнах впору просить поддержки у властей. В будние дни залы всех кинотеатров наполнялись максимум на 2,3%-2,6%. Другими словами, на каждый сеанс приходилось от двух до пяти проданных билетов. В выходные усредненные показатели чуть вырастали — до 8-10 зрителей на сеанс в зависимости от картины, кинотеатра и времени.

Простая математика позволяет прикинуть, сколько зарабатывают кинотеатры в месяц, прокатывая ежедневно 25-35 сеансов при средней стоимости билета от 217 до 270 рублей. Суммы совсем небольшие для заведений подобных масштабов — от 500 тысяч до 1,3 млн рублей. Спору нет, доход кинотеатров не в последнюю очередь формируется из продажи сопутствующих товаров: попкорн и газировка подчас обходятся в два или три раза дороже, чем сам билет. Но и получить с них можно только наценку, ведь продукты тоже нужно покупать.

Государство не решит всех проблем, но поможет остаться на плаву

Подобные доходы, рассказал KazanFirst анонимный источник, связанный с руководством одной из прокатных сетей в Челнах, уже по умолчанию предполагают работы в минус. Кроме того, при таком стесненном бюджете кинотеатры попадают в своеобразную финансовую ловушку.

— Зрителей на сеанс нужно приводить. И речь не только о прямой рекламе — листовки там, прочее. Это и агрессивное ценообразование, и работа в соцсетях, и производство своего контента, и акции. Кажется, что ничего не стоит раздать десяток бесплатных билетов или разыграть велосипед от спонсоров, как сейчас тот же футбольный клуб «Камаз» действует. Но это все расходы. Денег нет — ты их не тянешь. Соответственно, зрители или идут к конкуренту, или вообще никуда не идут, — рассуждает собеседник.

Помощь государства, отмечает источник, снимает ряд болезненных вопросов. Основные расходы кинотеатра на регулярной основе приходятся на персонал, содержание помещений, арендные платежи. Казалось бы, все это решаемо при поддержке властей. Но есть и подводные камни.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

— Допустим, дали тебе грант на рекламу, субсидировали зарплаты, урегулировали по аренде вопрос — отложили на какой-то срок, снизили. Начинаешь работать на операционку, как-то налаживать процесс. А тут бах — и летит проектор. А кинопроектор — штука дорогая. И если ты последние два-три года работал на выживание, тебе без кредита это не решить. И либо зал закрывать, либо снова влезать в долг и работать на процент, — сокрушается собеседник.

В продолжение своих рассуждений источник замечает, что власти, безусловно, не могут решить все проблемы, с которыми сталкивается бизнес. Особенно такой узкоспециализированный, как прокат кинофильмов. Но облегчить операционные процессы властям под силу: сфере сейчас необходимо дать небольшие поблажки и стимулы и оставить в покое на года полтора-два. Это позволит «не загнуться» большинству сильных игроков на рынке даже в условиях отсутствия голливудских франшиз. А в перспективе — перезапустить отрасль. И даже с преобладанием на больших экранах отечественных картин.

Любят не Голливуд, а привычное качество

На фоне ухода с российских больших экранов западных киноделов возникает вопрос: предпочитают ли зрители посещать зарубежные картины, а не отечественные? Если верить статистике, то такой закономерности не прослеживается. В среднем те фильмы, что крутили на больших экранах в сентябре 2022 года, посещают по 8-10 зрителей на сеанс независимо от страны-производителя, следует из данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов.

Другое дело, что в том же сентябре прошлого года лучшие цифры по наполняемости зала показывал, например, «Щенячий патруль в кино» — 13. А лидеры, вроде «Дюны» или «Веном-2», вовсе собирали по 20-50 зрителей на сеанс.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Что изменилось? Статистически — снизилось качество фильмов. Средняя оценка 10 лучших по сборам картин в сентябре 2022 года — 5,95 при средней посещаемости в 8,4 человека на сеанс. В 2021-м за аналогичный период средняя оценка составляла 6,57 при наполняемости в 18,3 человека на сеанс. В 2020-м — 6,23 «звездочки» при 15 зрителях на сеанс.

По словам сотрудницы одного из кинотеатров Набережных Челнов, назвавшейся Екатериной, зрители действительно не сильно переживают по поводу происхождения фильма — российские порой даже пользуются большей популярностью. Но сейчас «совсем яма».

— Зрителей практически нет. Их и так не было. Прошлый год как-то еще ничего прошел — много громких релизов. А в этом…, — тяжело вздыхает Екатерина. — Надежда еще есть на новогодние премьеры. Будем, наверное, во всех залах «Елки» крутить снова, если как-то не решится…

Другое дело, что и в кинозал человека заманивает не столько картина, сколько громкие имена, франшиза или агрессивная реклама.

— Это везде так. Неизвестные картины почти не стреляют. Хотя может быть, что фильм хороший. Зрители туда пойдут только по «сарафанке», им нужно, чтобы знаменитые актеры были. Кинотеатр — это по большому счету про развлечение, а не про искусство, — объясняет собеседница KazanFirst. — Да и мало их, кинотеатры не покупают — зачем? Денег все равно не заработаешь.

Играет роль и распространение подписочных сервисов, достаточно дешевой аппаратуры. Зачем куда-то идти, платить за билет, если за ту же сумму доступна сразу тысяча картин, которые можно посмотреть в домашних, весьма комфортных условиях?

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

По словам представителя одного из любительских киноклубов Челнов Аркадия Хазина, Голливуд превратил прокатную индустрию в «Макдоналдс от киноискусства».

— Это то, что делало Голливуд ценным для прокатчиков, для зрителей. Ты идешь на сеанс и точно знаешь, что получишь «продукт» определенного качества. Да, не самого высокого. Да, может быть, даже вредного для «киношной» пищеварительной системы. Но — привычного. Как и в «Мак» приходили не за самым вкусным бургером, а за самым легкодоступным, стандартным. А сейчас происходит в прокате то же самое, что и в фастфудах под новым брендом: вроде бы оно самое, но нет — то соли много, то ее нет, то котлета подвела, то кофе пережарен, — рассуждает Хазин.

Любительский киноклуб, продолжает он, — это сообщество из 10-15 человек, интересующихся кино. Раньше примерно раз в неделю они собирались — может быть, не все, но большинство — и посещали выбранную картину в кинотеатре. А затем обсуждали впечатления. Хоть и не однозначный, но приемлемый для «демократического голосования» выбор в афише был всегда. Сейчас встречи именно в кинозале стали проводить реже — раз в месяц.

— Бывает, что смотришь на афишу и понимаешь, что лучше у кого-то дома собраться, хоть и в менее торжественной обстановке, и посмотреть с диска. Чем рисковать и идти на картину, которая явно грозит киношным «отравлением», — продолжает Хазин.

Интересное нововведение, полезное и киноклубу, и прокатчикам, — аренда зала. Хоть и небольшая группа лучше, чем вообще ни одного проданного билета. А зрители взамен получают возможность, заплатив чуть больше, посмотреть выбранное ими кино на большом экране. Насколько это законная практика, Хазин судить не взялся. Но отметил, что однажды киноклуб уже собирался подобным образом и практика многим понравилась. Если подобные акции станут более доступны, то, пожалуй, будут использоваться и на регулярной основе, считает он.

«Голубой океан» российского кино

Строить планы в теперешнее неспокойное время — дело неблагодарное. Однако опасения, высказываемые игроками рынка, если и сбылись, то однозначно не по самому негативному сценарию. Совет Ассоциации владельцев кинотеатров в своем заявлении от апреля этого года говорил о том, что недостаток репертуара приведет к падению выручки на 80%, а также закрытию минимум половины кинозалов страны. Что не удивительно — на тот момент о приостановке проката в российских кинотеатрах заявили Walt Disney Company, Sony Pictures и Universal Pictures, Paramount, Warner Bros. При этом мировые хиты этих студий приносили кинотеатрам, по разным оценкам, от 50 до 90% выручки.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

К сентябрю сокращение оказалось не таким значительным — число залов уменьшилось на 6%, до 1994, а свою работу прекратили 125 кинотеатров, следует из статистики Ассоциации владельцев кинотеатров и компании Comscore по кинопрокату в России. Цифра, без сомнения, серьезная. Спасением, как отмечают игроки рынка, во многом стал показ полулегальных версий голливудских фильмов. Практиковали и схему «купи брелок — авто в подарок», когда зрители покупали билет на показ короткометражки, перед которой шел «бесплатный» двухчасовой «ролик». И «кинолектории», когда зал сдается в аренду «третьим лицам», как в случае с киноклубом.

Насколько перспективно такое направление рынка кинопроката? Такую дорожку как минимум стоит назвать «скользкой» — заявления о приостановке деятельности совсем не означают ликвидацию юридических лиц и отсутствие претензий со стороны правообладателей.

С другой стороны, российские киноделы внезапно оказались в ситуации полного отсутствия конкуренции со стороны Голливуда — вряд ли хотя бы еще одна страна в мире хоть с одним действующим кинотеатром может подобным похвастать. Готово поддержать и государство — в 2022 году на поддержку этой индустрии выделили более 14,5 млрд рублей. Правда, и тут есть две сложности.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Первое — кинотеатрам предстоит пережить период застоя, который, по оценкам экспертов, продлится примерно до конца 2023 года. Это время потребуется, чтобы создать качественные проекты для большого экрана. Второе — смогут ли (и захотят ли) создатели этих самых «качественных проектов» выпускать картины, действительно зарабатывающие за счет проката, а не приносящие максимальную прибыль на этапе производства и «распила» государственных вложений.

Конкурент не дремлет: поддержка кинотеатров беспокоит медиахолдинги

Согласно открытым источникам, сборы российских кинотеатров в сентябре 2022 года немного выросли — примерно на три процента относительно августа, до 1,034 млрд рублей. Тем не менее это все еще значительно ниже показателей аналогичного месяца 2021 года. По сравнению с ним бокс-офис сократился аж на 70%.

Цифры эти, однако, как и данные по посещаемости кинотеатров, могут быть несколько оторваны от реальности, считает обозреватель издания «Известия» Сергей Сычев.

— Речь идет только о той выручке кинотеатров, которая проходит через официальную продажу билетов на фильмы с прокатным удостоверением. Эта статистика отображается в ЕАИС, но она уже два месяца не отражает истинного положения дел. Потому что на самом деле существенную часть выручки многих российских кинотеатров составляют продажи на голливудские блокбастеры, у которых нет и не может быть прокатных удостоверений, — отмечает эксперт.

При этом даже более высокие показатели не позволят прокатной индустрии нормально функционировать, а кинотеатрам — перестать закрываться, продолжает Сычев.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Отсутствие четкой программы господдержки, а также стартовавшая частичная мобилизация могут ускорить негативные процессы, связанные с закрытием кинотеатров. Так как источниками дохода для них является не только контент, но и трафик крупных торговых центров, снижение которого приводит и к сокращению числа зрителей.

Другими словами, прокатной индустрии как никогда нужна поддержка. В Москве, например, на помощь кинотеатрам выделили дополнительно 300 млн рублей. Возможностью воспользовалось больше половины подобных объектов в столице: как крупные киносети, так и индивидуальные кинотеатры. Одним из условий стало обязательство сохранить важную для города инфраструктуру и не закрывать кинотеатры минимум три месяца после получения финансовой помощи.

— Московские кинотеатры — это бизнес, который формировался самостоятельно, без государственной поддержки. В городе удалось создать с нуля мощную инфраструктуру, которую важно сохранить. Именно поэтому Правительство Москвы приняло решение поддержать столичный кинопоказ. В городские кинотеатры ходят не только за просмотром блокбастеров — здесь проходят ретроспективы, небольшие фестивали, образовательные и просветительские программы, — комментирует руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Зрителей нет, но вы держитесь: что происходит с кинотеатрами Татарстана

Готовится и законодательная поддержка. Продолжается работа по разработке законопроекта о принудительном лицензировании контента из «недружественных стран». Однако документ необходимо доработать, заявил его автор — депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов. По его словам, подобный контент смогут получать и «офлайн»-кинотеатры. Что, само собой, не очень нравится медиахолдингам.

— Я принял решение доработать и перенести законопроект. Он будет касаться только офлайновых кинотеатров, которые занимают однозначно патриотическую позицию и горячо поддерживают нашу инициативу. Их можно понять. Без нашего закона им, вероятно, предстоит банкротство. Также надо понимать, что посещаемость торговых центров на 30-40% зависит от кинотеатров. Соответственно, как снежный ком упадет выручка малого и среднего бизнеса в торговых центрах. Наша экономика и так под давлением. Моя задача — защитить наших предпринимателей от враждебных действий всеми законными способами, — отметил Кузнецов на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

Представители онлайн-кинотеатров в свою очередь заявляют, что подобные меры приведут к оттоку аудитории телеканалов и иных сервисов на сторонние (читай «пиратские») ресурсы.


Над материалом работали:

Текст — Даниил Ляпунов

Продюсер — Ирина Егорова

Инфографика — Александр Павлов


Читайте также: Казанские кинотеатры покажут корейский фильм «Решение уйти» от создателя легендарных «Олдбой» и «Служанка»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *