«Многодетность — наш единственный шанс на сохранение»: спасет ли закон о запрете пропаганды чайлдфри демографию

В Госдуму внесли законопроект
В Госдуму внесли законопроект, согласно которому предлагают ограничить
популяризацию жизни без детей. Однако более трети россиян не поддерживают эту
инициативу. Обсудили с экспертами резонансное предложение.

Чайлдфри в последние десятилетия все чаще привлекают внимание общественности и СМИ. Новый виток обсуждений темы добровольного отказа от детей начал нарастать в начале сентября, когда в Госдуму внесли законопроект о запрете пропаганды движения чайлдфри. Инициаторами выступили два депутата Госдумы от Башкортостана Эльвира Аиткулова и Римма Утяшева. Обе представляют партию «Единая Россия». По их мнению, активисты чайлдфри нацелены на то, чтобы подорвать семейные ценности и снизить рождаемость в стране. 

Депутаты предлагают внести изменения в статью 5 федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». А именно — отнести информацию, пропагандирующую «добровольный отказ от рождения детей и идеологию бездетности», к информации, запрещенной для распространения среди детей. Сейчас к запрещенной относится, например, информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи. 

Кто такие чайлдфри

Как объяснил доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин, чайлдфри — это сознательная бездетность. Тут речь не идет о людях, которые откладывают рождение ребенка на более поздний срок или не знают, хотят ли они детей. Не идет речь и о людях, чей диагноз «бесплодие». Чайлдфри — это именно те люди, которые приняли решение не рожать детей, хотя все возможности у них есть. 

О движении чайлдфри активно стали говорить в Европе в 1970-е годы: его сторонники стали объединяться и публично заявлять о своей позиции, а исследователи обратили внимание на новое социальное явление. В России же движение добровольного отказа от детей появилось чуть позже. Первые объединения начали появляться в конце 2004 года в виде виртуальных сообществ, которые насчитывали от 300 до 500 человек. В дальнейшем сообщества стали разрастаться. 

На сегодня в Татарстане нет статистических данных о том, сколько людей приняли решение жить без детей. Как нет и организаций, объединяющих таких людей или занимающихся вопросами чайлдфри. По данным исследования, опубликованного ВЦИОМом в 2018 году, только 6% респондентов выбрали для себя жизнь без детей. В ноябре 2019-го были опубликованы результаты еще одного опроса, согласно которым почти каждый 10-й россиянин (9% респондентов) не планирует иметь детей.

«Многодетность — это наш единственный шанс на сохранение Татарстана»: спасет ли закон о запрете пропаганды чайлдфри демографию

Показатель совсем небольшой, если сравнивать его с другими странами. Так, например, в США 15% женщин в возрасте 40-44 лет не имеют детей, а в Австрии, Испании и Великобритании — и вовсе более 20%. Хотя Гарифуллин считает иначе. По мнению психолого, 9% для нашей страны многовато. 

— Стоит также помнить, что в таких опросах не спрашивают конкретно причисляет ли человек себя к чайлдфри. Спрашивают, хотел бы он детей или нет. Зачастую люди отвечают «нет», потому что имеют какие-нибудь трудности в жизни. Например, мотивация у мужчин к браку упала в силу экономических и иных причин, в частности, в силу института добрачных сексуальных отношений. Рано или поздно люди изменят свое мнение и заведут детей, — высказался собеседник. 

Тем временем деторождаемость в республике действительно падает. По данным республиканского ЗАГСа за 7 месяцев (с января по июлю  2022 года) в республике родилось 20 864 детей, что на 10,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В июле в РТ зарегистрировано рождение 3197 детей. По сравнению с июлем прошлого года, рождаемость снизилась на 11,8%. 

«Хотелось бы, чтобы дети были этапом развития любви мужчины и женщины»

Вопрос «виноваты ли чайлдфри в низкой деторождаемости или нет» после внесения законопроекта разделил информационное поле – одни считают, что чайлдфри не делают ничего противозаконного, другие обвиняют их в подмене ценностей и понятий. К примеру, по мнению уполномоченного по правам ребенка РТ Ирины Волынец, чайлдфри – это те люди, которые наравне с ЛГБТ-движением разрушают наше общество. Волынец уверена, что идеология бездетности подается как способ жизни в свое удовольствие, что привлекает молодых людей.  

— Чайлдфри — это деструктивная идеология, и не просто идеология, культ чайлдфри не только ставит под угрозу создание семьи, но и в принципе отношения между людьми. Семья создается для продолжения рода. Но если молодой человек живет с мыслью, что дети не нужны, тогда зачем заключать брак, если можно сойтись на короткое время, при первой же ссоре разбежаться, не наживать совместного имущества, хозяйства, — рассуждает детский омбудсмен. 

«Многодетность — это наш единственный шанс на сохранение Татарстана»: спасет ли закон о запрете пропаганды чайлдфри демографию

Вместе с тем Волынец считает, что запрет пропаганды чайлдфри вряд ли чем поможет. Государство, по ее мнению, должно создавать условия. Например, если мы говорим об абортах, то должны создать условия, чтобы наши женщины хотели рожать. 

— Или, чтобы увеличить многодетные семьи, нам нужно на федеральном уровне принимать закон о правовых гарантиях многодетных семей. Многодетность — это наш единственный шанс на сохранение России, мы не можем увеличить количество женщин детородного возраста, зато можем стимулировать многодетность, — добавила спикер. 

С тем, что запрещать ничего не нужно согласен и Рамиль Гарифуллин. По его мнению, запреты деструктивно скажутся на рождаемости. Для того, чтобы ее повысить государству нужно заглянуть в корень проблемы, рассмотреть истоки проблемы. 

— Хотелось бы, чтобы дети были прежде всего этапом развития любви мужчины и женщины. Когда имеют место установки государственного уровня, они существуют сами по себе, а душа влюбленных, душа женщины, которая хочет быть матерью или не хочет быть матерью, сама по себе. Решение завести ребенка принимается часто на уровне личностных смыслов, не связанных со смыслами государства, — подчеркнул эксперт. 

Не согласны с запретом пропаганды чайлдфри и сами жители страны. Согласно опросу SuperJob более трети россиян не поддерживают запрет пропаганды идей чайлдфри. Одобряют закон 41% россиян. 

«Многодетность — это наш единственный шанс на сохранение Татарстана»: спасет ли закон о запрете пропаганды чайлдфри демографию

С этим 41% согласен представитель ЛДПР в Госсовете Татарстана Эдуард Шарафиев. В этом вопросе народный избранник согласен с позицией Ирины Волынец. По мнению депутата, идеология пропагандирует «эгоизм и безответственность». Однако Шарафиев, как и предыдущие спикеры, не видит решение проблемы рождаемости в запрете пропаганды чайлдфри. 

— Главные факторы, обеспечивающие демографический рост – это, все-таки, качество жизни людей. Надо бороться за повышение уровня жизни. И в первую очередь, решать жилищный вопрос, так как для многих семей именно ограниченность квадратных метров является главным препятствием появления детей или увеличения их количества, — заявил парламентарий. 

Есть еще одна сторона медали — юридическая. Пока не совсем понятно, что будет считаться пропагандой добровольного отказа от детей. Сюда можно притянуть все, что угодно. 

— Говоря о юридическом запрете, здесь возникает немало сложностей. Некоторые люди считают, что никто не вправе ограничивать их образ жизни, так как они имеют право иметь детей или нет. И с этим сложно спорить. А если они еще хвалят свой образ жизни? Это пропаганда или нет? Юристы должны очень четко проработать все тонкости этой проблемы. 

С мнением своего коллеги согласен представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов.

— Проблема чайлдфри не надуманная. Она существует. Достаточно посмотреть на соцсети, чтобы убедиться в этом. Другое дело, что я не совсем понимаю, как можно юридически разграничить пропаганду от иной информации. Например, вы ведете соцсети и у вас нет детей, но есть собака. Вы показываете свою жизнь, да еще называете собаку ласковыми словами. Будет ли это считаться пропагандой? Кто-то скажет, что да, но тогда для бездетных собачников или кошатников любая демонстрация их личной жизни станет пропагандой чайлдфри. Так что мне кажется, что будет очень сложно ввести понятие «пропаганда чайлдфри» в юридические рамки, — заключил депутат.


Читайте также: «В Казани жалуются, что уроки репродуктивного воспитания развращают детей»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *