Кредит по-мусульмански: как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

В экономике и политике России наметился разворот на Восток. Важную роль в этом играют страны исламского мира. Одним из векторов этого разворота становится инвестиционное банковское направление. О главных принципах халяльных финансовых продуктов
В экономике и политике России наметился разворот на Восток. Важную роль в этом
играют страны исламского мира. Одним из векторов этого разворота становится
инвестиционное банковское направление. О главных принципах халяльных финансовых
продуктов, которыми можно воспользоваться уже сейчас, – в материале KazanFirst.

После ограничения доступа к западным финансовым инструментам в России начали развиваться альтернативные исламские финансы. С 2023 по 2025 год на экспериментальной основе будет тестироваться исламский банкинг. В число пилотных регионов вошел и Татарстан. 

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина напомнила, что к идее партнерских финансов Россия шла почти три десятилетия. И вот наконец-то случился прорыв – подготовлен и внесен на рассмотрение законопроект об организации исламского финансирования. Помимо Татарстана в эксперименте участвуют Башкортостан, Чечня и Дагестан. 

– Предполагается освобождение ряда операций организаций партнерского финансирования от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Если эта пилотная история окажется успешной, что вероятнее всего, то мы этот опыт сможем распространить на всю страну, – сообщила Минуллина.

Она напомнила, что некоторыми исламскими банковскими продуктами россияне могут воспользоваться уже сейчас: это исламская ипотека, скрининг акций по нормам ислама, инвестиционные инструменты, а также рассрочка на покупку транспортных средств. Минуллина также заметила, что в Татарстане исламский банкинг уже развит на достаточно хорошем уровне и в республике есть немало финансовых организаций, которые оказывают подобные услуги. 

Кредит по-мусульмански: как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

По мнению председателя Общественной палаты РТ Зили Валеевой, Татарстан больше остальных регионов готов к внедрению исламского банкинга. Она напомнила, что еще 10 лет назад в республике были попытки создавать кооперативные союзы, но тогда реальная практика и законодательная база не позволяли это реализовать. Сейчас в республике есть готовность и желание работать в этом направлении. 

Важно также разъяснить некоторые вопросы, которые возникают по поводу понятия «исламский банкинг». Финансовыми инструментами может воспользоваться человек любой религии, просто условия той же исламской ипотеки соответствуют нормам Шариата. Также вызывает сомнения то, какую выгоду будут извлекать банки, ведь по мусульманским законам запрещено ростовщичество, то есть денежная ссуда под проценты. 

Чем законы Шариата отличаются от светских?

На эти и многие другие вопросы ответил руководитель отдела дагвата Духовного управления мусульман РТ Ахмад Абу Яхъя. Он пояснил, почему у мусульман своя экономическая модель. С точки зрения исповедующего ислам человека Вселенная создана и управляется Единственным Создателем, который сотворил человека и установил для него законы. При этом законы эти охватывают не только обрядовую часть (наречение имени, намаз, никах), но и все стороны жизни, в том числе семейные и имущественные отношения. Это и есть Шариат — законодательная система, которую дал Создатель. 

– Шариат охватывает все стороны жизни мусульманина. Это шариат, обрядовая практика, то есть очищение, намаз, пост, выплата милостыни, паломничество, это и общественные (в том числе имущественные) взаимоотношения, семейное право, положения заключения и расторжения брака, обеспечение семьи, правила наследования, судебные и иные вопросы, – рассказал Абу Яхъя.

Спикер объяснил, что божественный закон не вступает в глобальное противоречие с законами светского государства, ведь у них одинаковые цели и задачи, а именно установление правопорядка в обществе, защита жизни, имущества и чести граждан, обеспечение реализации прав и свобод. 

Спикер напомнил о понятии халяль, что означает дозволенное, и харам – то, что запрещено. Осознанное нарушение норм и правил Шариата мусульманином воспринимается как грех, осуждается и требует покаяния с намерением больше не возвращаться к подобному действию. Нарушение запретов допускается лишь в том случае, когда человек находится в ситуации крайней нужды. Например, если человек умирает с голоду, он может употребить в пищу свинину, но ровно в том количестве, которого достаточно для того, чтобы поддержать жизненные силы. Также в исламе запретно вино, но если человек подавился и рядом с ним нет никаких других напитков, кроме алкогольных, он может их выпить. Также запретен и банковский кредит, но если человек оказался в ситуации, когда ему нужны деньги (например, на срочную операцию), а взять больше негде, он может прибегнуть к услугам банка. 

Кредит по-мусульмански: Как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

Различия Шариата и светского права в том, что согласно второму имуществом также считаются деньги и ценные бумаги. По закону Шариата деньги — это средство обмена, а не имущество. Также не является имуществом свинья и ее мясо, вино и производные, люди, несуществующие вещи ( к ним можно отнести фьючерсы и форвардные сделки). 

– Еще один краеугольный камень, о котором много говорят, — это риба. Это любой значимый излишек, который получается просто так из воздуха, не в обмен на товар или услугу. С точки зрения Шариата деньги рассматриваются как средство обмена, это не товар и не средство производства, их нельзя «сдавать в аренду» и получать от этого доход, – пояснил Абу Яхъя.

Это значит, что если человек даст в долг 1 000 рублей, а взамен требует 1 200, то это харам, нарушение норм Шариата. При этом основная сумма кредита в 1 000 рублей дозволена.

Также запрещено мусульманам нарушать права других (отнимать имущество, не платить), не выполнять обещания, обманывать (обвешивать, скрывать недостатки товара), скупать по заниженным ценам, продавая по завышенным, не платить закят (обязательное подаяние), не предоставлять отсрочку должнику, попавшему в трудное положение. 

Кредит по-мусульмански: Как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

Значительная часть традиционных финансовых продуктов разрешена мусульманам – это открытие счетов, дебетовые карты, переводы денег, покупка и продажа акций компаний, которые не работают с запретными для мусульман товарами. Поэтому для мусульман достаточно создать некую альтернативу тем финансовым продуктам, которые им не дозволены Шариатом.

— Процентный кредит мусульманам запрещен, но если есть необходимость покупать товары в рассрочку (не у каждого есть возможность, например, купить холодильник, просто достав деньги из кармана), разработан как альтернатива банковскому кредиту стандарт мурабаха. Компания покупает товар в свою собственность, а потом перепродает ее конечному клиенту с наценкой и в рассрочку, – рассказал спикер.

Специалист также добавил, что люди, не до конца разбирающиеся в нормах Шариата, часто думают, что для потребителя никакой разницы между кредитом и мурабаха нет. Но разница принципиальная – в одном случае банк дает деньги под проценты, в другом — совершает обычную торговую сделку с получением прибыли.

Кредит по-мусульмански: Как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

Исламские банковские продукты разрабатывают экономисты и финансисты в тесном сотрудничестве с исламскими теологами. Абу Яхъя подчеркнул – один недействительный пункт в огромном 40-страничном договоре может сделать его запретным с точки зрения Шариата. Также специалисты анализируют уже существующие договоры на случай, если компания хочет перенести свою деятельность на халяльную. Еще один важный участник – контролер, который консультирует компанию, разрешает любые затруднения, которые возникают в процессе работы.

Директор финансового дома «Амаль» Рустам Сагдеев рассказал о том, как теория реализуется на практике. Компания предоставляет такую услугу, как мурабаха – рассрочка по нормам ислама. 

– Например, человеку нужно приобрести автомобиль. В автосалоне он стоит миллион рублей. Если он берет через нас, он будет стоить 1,3 миллиона. Эти 300 тысяч – его переплата, – пояснил Сагдеев.

Через финансовый дом мусульманин может получить заем от 1 до 40 млн рублей на покупку любых материальных активов. 

Второе направление – мудараба, то есть доверительное управление для получателей финансирования, аналог проектного финансирования. Также «Амаль» работает с инвестициями. 

– Занимаясь этой тематикой много лет, я могу однозначно сказать, что невозможно работать по стандартам халяль в части финансов без постоянного контроля со стороны шариатского эксперта, – признался Сагдеев.

У финансового дома таких экспертов два – внешний, который сопровождает компанию на этапе создания продуктов и принципов работы, и внутренний, который контролирует каждый договор и сделку. 

Халяльные продукты в нехаляльном банке и первый офис исламского финансирования в Казани

Управляющий директор, начальник центра партнерского финансирования Сбербанка Бехнам Гурбан-Заде отметил, что из-за отсутствия законодательной базы спрос на продукты исламского финансирования формировался очень вяло. Сотрудникам Сбербанка приходилось долго разъяснять клиентам происхождение денег.

– Сбербанк – это, прямо скажем, не халяльный банк. Львиная доля доходности у него – кредитные проценты. Но нам удалось вычленить из общего потока доходов халяльный поток, который получается за счет работы экосистемы и ряда продуктов, которые генерят комиссионный доход. На базе этого было создано отдельное казначейство внутри Сбербанка. Учет активов и пассивов в исламском финансировании ведется отдельно, – сказал Гурбан-Заде.

Все средства, которые формируются в рамках деятельности исламского финансирования, строго аудируются шариатским комитетом. 

На данный момент в Сбербанке доступны 10 халяльных продуктов: мурабаха (финансирование торговых организаций), иджара (лизинг), мудабара (доверительное управление), вакаля-мурабаха (финансирование текущей деятельности), кафаля (поручительство), вадиа (сберегательный счет), шариакомлаент ETF (инвестиции в ценные бумаги), кафаля-истисна (финансирование застройщика), амана (текущий счет) и халяльная ипотека.

– Казань для нас – очень важная платформа, все наши экспериментальные продукты мы запускаем в Татарстане. Во-первых, благодаря инфраструктуре, которая тут выстроена, и поддержке, которую мы получаем от главы республики, Талии Ильгизовны и всех коллег. Философии развития исламских финансов у нас схожи, мы на одном пути, – заметил Гурбан-Заде, добавив, что Татарстан был включен в список экспериментальных регионов по исламским финансам не без помощи Сбербанка.

Кредит по-мусульмански: Как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

Продукт халяльной ипотеки пока что находится в разработке и будет цифровым. Она будет доступна всем клиентам независимо от вероисповедания. 

Он также сообщил, что в 2023 году в Казани пройдет российский исламский экономический форум. Он станет юбилейным — ранее его проводили в Москве, Уфе, Грозном и Каспийске. Мероприятие будет привязано к открытию первого в России офиса исламского финансирования Сбербанка, который появится в Казани. 

В презентационных материалах спикера было указано, что в основе дизайн-концепции «Офиса исламского финансирования» используется авторский орнамент, индивидуально разработанный членом Союза художников России, лауреатом премии министерства культуры РТ имени Баки Урманче Тавилем Хазиахметовым. В основу концепции легла фраза «Альхамдулиллях», что в дословном упрощенном переводе с арабского означает бесконечную хвалу, которую возносят все творения Своему Создателю и Творцу — Всевышнему Аллаху. Гурбан-Заде добавил, что этот дизайн в дальнейшем будет использоваться в других отделениях исламского финансирования Сбербанка.

— Этот орнамент выбран как наш фирменный стиль исламского финансирования, — сказал спикер.

Исламская ипотека и халяльная банковская карта

Руководитель направления исламского банкинга ПАО «Ак Барс» банк Марат Садриев рассказал о исламских продуктах татарстанского банка. Один из них – исламская ипотека, разработанная в форме исламского контракта мурабака в соответствии со стандартами Организации по учету и аудиту в исламских финансовых учреждениях и одобренная Советом улемов ДУМ РТ.

Исламская ипотека реализуется по следующей схеме: клиент обращается в отделение банка, там оценивают его платежеспособность, подписывают с ним соглашение о намерениях. Затем ипотечный партнер выкупает квартиру у продавца недвижимости (по договору купли-продажи) и продает выкупленную квартиру с рассрочкой клиенту. Таким образом банк может профинансировать как покупку дома с земельным участком, так и квартиры. Максимальный срок рассрочки – 30 лет, первоначальный взнос – от 10%. Воспользоваться исламской ипотекой могут клиенты из Татарстана, Башкортостана, Москвы и Санкт-Петербурга.

Еще один халяльный продукт – исламская карта. Это дебетовая карта, соответствующая нормам Шариата. Проценты по такой карте не начисляются, учет средств ведется на счетах, отделенных от других денежных средств банка, вложенные средства не используются для финансирования деятельности, запрещенной законами Шариата. По карте также нельзя оплатить услуги казино и другого игорного бизнеса, по ней нельзя покупать алкоголь и табачные изделия. В барах и ночных клубах такой картой так же расплатиться не получится. Комиссия за выпуск и перевыпуск карты, а также за обслуживание не взимается.

Кредит по-мусульмански: Как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата

Подводя итоги круглого стола, Талия Минуллина сообщила, что тезисы выступающих будут собраны в методичку, которую передадут в Общественную палату для информирования депутатского корпуса. 

– Спрос рождает предложение. Есть спрос на эти продукты у населения, предпринимателей, наша задача – максимально улучшать финансовые инфраструктурные и технологические условия для участников этого рынка для того, чтобы мы имели возможность насладиться всеми «сладостями» исламского финансирования, – резюмировала глава АИР.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *