Рассказываем, что происходит с территорией обанкротившегося завода, которая оказалась в руках ООО «Каен».

Блюз ушедшей эпохи, или Как челнинские активисты пытаются сохранить память о «КамгэсЗЯБе»

Рассказываем, что происходит с территорией обанкротившегося завода, которая оказалась в руках ООО «Каен».

Банкротство «КамгэсЗЯБа» - одна из крупнейший трагедий для Набережных Челнов, потеря, сравнимая по болезненности с пожаром на заводе двигателей КАМАЗа. Но если огненная буря в прошлом ударила по экономике автограда, введя её в коллапс, то закрытие предприятия, на чьей продукции, по сути, подняли юный город еще в 70-х годах, - это выстрел по сердцу, по душе и памяти, уход целой эпохи. То, что осталось от неё, под громкий звук удара молотка продали различным коммерсантам на аукционе.

Сама территория мертвого завода - исключительно лакомый кусочек для любого застройщика: находясь аккурат между поселком ГЭС и Новым городом, рядом с Набережночелнинским проспектом, главной магистралью города, место выглядит в перспективе идеальным вариантом для постройки жилого массива. ЗЯБ в своё время считали городом в городе, в котором люди могли жить, работать, заводить семью и воспитывать детей, не выходя за пределы территории. 

Не удивительно, что практически сразу после банкротства «КамгэсЗЯБа» его имущество начали раскупать все кому не лень: ООО «Рона» выкупило продукцию, сырье и материалы со складов, а также станки; «СтройСнабРегион» - тракторы, погрузчик и бульдозер. А вот территория завода в 29 га отошла компании «Каен» (которая, кстати, появилась всего за месяц до начала аукциона), входящей в «Ак Барс Холдинг». Сумма сделки - 419 млн рублей. 


Наша справка

История «КамгэсЗЯБа» начинается в 1962 году. Тогда он обеспечивал стройматериалами растущую Нижнекамскую ГЭС, а затем снабжал своей продукцией строительство КАМАЗа и Набережных Челнов. С развалом СССР продукция завода становилась менее востребованной на рынке, а производственные мощности с каждым годом теряли конкурентоспособность.

Кризис 2008 года пошатнул и без того не самое крепкое положение предприятия, вынудив его залезать в долги на сотни миллионов. Позднее один из главных кредиторов завода «АК БАРС» взял его под своё крыло и попечение, пытаясь вернуть к жизни один из столпов автограда. Ничего не вышло, и в 2020 году «КамгэсЗЯБ» объявил себя банкротом, а в 2021 году с аукциона продали всё его имущество. 


Мертвый завод станет живым комплексом

Пейзажи на подъездах к «КамгэсЗЯБу» удручают. В глаза сразу же бросается потрепанная временем, серьезно проржавевшая легендарная стела с названием уже не существующего завода. Рядом реклама товаров и услуг, которые больше никто не предоставит. За покосившимися заборами с отпавшей в некоторых местах колючей проволокой виднеются заброшенные кирпичные коробки с зияющими дырами на месте окон. На фоне слышен бесперебойный лай бродячих собак. Везде чувствуется упадок и запустение. 

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о КамгэсЗЯБ

Вход на заводской комплекс перекрыт воротами. Дальше КПП нас не пропустили - закрытый объект, как нам заявила охрана. Сказали звонить «главному» и просить разрешения у него. Увы, гендиректор ООО «Каен» Ильдар Шагитов, как и его заместитель, не сумели приехать и сопроводить нас по комплексу. А о том, какие работы сейчас ведет их компания, давать комментарий по телефону тоже не стали. Впрочем, с пустыми руками мы не ушли - нам удалось узнать от работяг и жителей окрестных территорий, что на заводе сейчас, судя по всему, начинают сносить первые здания. Демонтаж разделен на несколько этапов, но какие постройки в первую очередь превратятся в груду камней, уточнить не смогли.

На публичных слушаниях в мае застройщик говорил, что не собирается делать в новом комплексе очередной «человейник» с плотной застройкой и машинами под окнами домов. Между высотками создадут приличное расстояние, а парковочные зоны расположат на окраинах. Дома планируют строить от 7 до 16 этажей. Чем ближе к парку, тем меньше высота. Застройщик также обещает сохранить яблоневый сад ЗЯБи, статую оленя и бюст Ленина. Проект планируют реализовать в девять очередей, или этапов. Первая возьмет начало от железной дороги, в неё включены часть жилого квартала, детский сад и парк. 

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о «КамгэсЗЯБ»

Разработчики считают, что за счет множества входов на территорию и бульваров, которые будут направлять горожан, основной трафик станет пешеходным и продолжится за пределами, а именно в городе. У участка уже есть четыре входа, которые в проекте умножат в два раза. Дворы по современным тенденциям планируют без машин. Соотношение жителей и парковочных мест - 7 356 к 2 400.

Борьба за память

Еще в сентябре экс-гендиректор «КамгэсЗЯБа» Фарит Салимгареев провел для челнинцев и наших коллег из ТатарстанДа экскурсию по опустевшему предприятию. Тогда-то он и сообщил, что никогда не мог подумать о том, что здесь, на месте завода, появится очередной жилой комплекс. ЗЯБ, по его мнению, обанкротили целенаправленно, чтобы продать территорию застройщикам. 

- Завод был на месте, у него были достаточные объемы, хорошая готовность, он бы еще много лет поработал на благо [города]. К сожалению, 30 гектаров земли в центре города нужно кому-то другому отдать. Когда другие заводы сносят, там территории пустуют, ничего нет и много лет ничего не делают. А тут понятно, чьи аппетиты, - рассказывал он. - Работники плохо отнеслись к закрытию. Я встречаюсь с рабочими, бывшими руководителями - все говорят, что как же допустили, что завод обанкротили? Желающих обанкротить завод было много, даже когда я руководил, но мы такого не допустили и не допустили бы, если бы продолжали работать.

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о КамгэсЗЯБ

Главные причины банкротства Салимгареев видит в некомпетентности руководства завода, которое заботилось о своем кошельке, нежели об условиях труда и модернизации производства, и в бездействии городских властей, которые не сделали ничего для спасения ЗЯБ. Он признает: избежать постройки ЖК не получится. Но ведь можно использовать свободные здания и корпуса в качестве выставочного центра или же развлекательного комплекса для детей - внуков первостроителей города и работников ЗЯБ. 

- Было бы желание. Но желание одно, а квадратные метры - другое. Благо сети, газ, электроэнергия, канализация есть - золотое место, - с грустью подытожил он. 

О важности сохранения памяти о ЗЯБ говорят и активисты группы «Вне комплекса», которые с весны стремятся увековечить хоть что-то от предприятия. Свой взор они бросили на одну из построек из красного кирпича, внутри которой можно обустроить уютный и красивый музей, посвященный истории завода. Впрочем, на момент интервью одна из руководителей организации Дарья призналась, что точного концепта и планов по постройке музеев у них нет. 

- Мы сейчас находимся на той ступени, когда решаем, что можно на территории оставить. Мы для себя выделили объекты: водонапорная башня, котельная, цеха - всё рассматриваем. Нам нужно найти вариант, который идеально бы вписался в жилую застройку, не вызывал бы отторжения у жителей. Если мы нащупаем, то сделаем уникальное лицо этой застройки, - уточнила активистка. 

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о КамгэсЗЯБ

В отличие от других новых, но вместе с тем безликих комплексов, у «Каена» есть возможность сделать что-то уникальное, памятное, с нотками ностальгии по старому: это может проявляться как в архитектуре, так и в наполнении территории памятниками и отсылками к прошлому, которые олицетворяли бы историю. В ближайшее время активисты хотят позвать экспертов из других городов, в которых нечто подобное удалось реализовать. 

Женщина попросила отметить, что их цель - найти идею, которая бы понравилась и людям, и застройщику. Для последнего эта идея должна быть еще и выгодной, способной приносить прибыль. Активисты не хотят «застолбить» постройку, как это многие видят, а лишь найти консенсус с застройщиком. 


Авторы материала: Владислав Паймулин, Ксения Антонова


21 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Жанна
Идея с музеем хорошая. Осталось только воплотить ее в реальность, все таки с этим заводом было связано начало города
3
0
Ответить

1
@Жанна Музей заводу бетона, это что шутка?
0
2
Ответить

Роман
Слушайте, а почему позволили развалиться такому заводу?? Неужели стройматериалы никому были не нужны?
5
0
Ответить

Валерия
@Роман Ну тут же пишут что его развалили. Руководству было выгодно, что бы завод обанкротился и на его месте построили новые дома
3
0
Ответить

фарид
@Валерия Развал завода какраз началась от самого Салимгареева он предпочел личное обогошение .По пол года не платил зарплату чтоб по дешевке выкупить акции у рабочих когда набрал контрольный пакет все продал футболисту и ушел на пенсию и тем саиым обеспечил безбетную жизнь себе детям и внукам.Эсли оставил бы своего воспитанного кдра на заводе директором то завод работал бы.Такие кадры были на заводе.Предлагали создать народное предприятие как КБК но он предпочел личное обогошение.А сецчас пытается всю вину переложить городским властям.ТЫ ВОВСЮМ ВИНОВАТ.
3
5
Ответить

житель
@фарид а вы случаем не из властей города, так умело поворачиваете ситуацию?
1
3
Ответить

Гена
Сейчас везде, где попало суют многоэтажки. Только вопрос, качественная она будет или опять как домкор или профит…?
1
2
Ответить

Надир
@Гена Сейчас везде хотят заработать денег, а чтобы их побольше заработать, надо побольше "сэкономить", поэтому думаю, что второй вариант более реален.
0
2
Ответить

Дарина
Я тоже считаю, что стоит попытаться увековечить хотя бы небольшую часть этого завода. И дома со двором сделать в его стиле.. будет что то необычное и квартиры сразу раскупят, па любому
0
2
Ответить

Элина
Я одна ничего не слышала об этом заводе столько времени??? Закрылся то только в 20году, а я думала лет 15 назад уже
1
2
Ответить

Алекс
@Элина Не одна. Я даже не знаю где он находится.. хоть и живу в Челнах уже лет 8
0
2
Ответить

Наиль
Этот завод уже лет 20 стоит и никому не нужен был,власти могли поднять его с колен взяв руководство на себя,но не захотели
2
2
Ответить

Айрат
@Наиль Видимо с точки зрения прибыли, он не имеет никакой ценности.
1
2
Ответить

Александра
Там эти дома никому не нужны,магазинов нет,если только по мосту идти до ленты,что не удобно в целом,расстояние большое
0
2
Ответить

Тимур
Похоже кто то хочет застроить пустырь по дороге на элеваторную гору)))Все у людей отняли,даже участки где по сути не нужны новостройки
1
2
Ответить

Евгения
Лучше уж пусть будет новый дом,чем то что сейчас заводом даже близко не назовешь. Город разрастается,так что я не против.
0
3
Ответить

Юля
@Евгения Да, тоже так считаю! Численность увеличивается и нужно больше хорошей инфраструктуры и качественной застройки, поэтому я за постройку новых домов, чем эту рухлядь оживлять
0
3
Ответить

Зарина
А инфраструктура где там будет?До 44 школы ещё дойти надо,далековато. Садики тоже в основном на зябе,а завод стоит между зябью и Челны горстрой
0
2
Ответить

-
Нашли о чем плакать. Нечего рассуждать здесь об этом тем, кто с этим рядом заводом не жил и этой известью, пылью и отравой не дышал всю жизнь. Очень хорошо, что закрыли, жаль, что раньше этого не сделали
0
3
Ответить

Читатель
Как же это не логично сносить уже готовые производственные корпуса с действующей инфраструктурой, чтобы заменить их человечниками. Можно же было перепрофилировать производство в крайнем случае. Снося заводы, государство никогда не встанет с колен. Ну да, легче у Китая готовые гвозди покупать.
3
2
Ответить

Карина
Да, самозанятых у нас в стране в целом прям ощутимо больше стало, ну это потому что у нас много людей творческих, кто-то ноготочки делает, кто-то тортики. Да и условия у нас для самозанятости и предпринимательства очень хорошие
0
3
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite