Блюз ушедшей эпохи, или Как челнинские активисты пытаются сохранить память о «КамгэсЗЯБе»

Рассказываем
Рассказываем, что происходит с территорией обанкротившегося завода, которая
оказалась в руках ООО «Каен».

Банкротство «КамгэсЗЯБа» — одна из крупнейший трагедий для Набережных Челнов, потеря, сравнимая по болезненности с пожаром на заводе двигателей КАМАЗа. Но если огненная буря в прошлом ударила по экономике автограда, введя её в коллапс, то закрытие предприятия, на чьей продукции, по сути, подняли юный город еще в 70-х годах, — это выстрел по сердцу, по душе и памяти, уход целой эпохи. То, что осталось от неё, под громкий звук удара молотка продали различным коммерсантам на аукционе.

Сама территория мертвого завода — исключительно лакомый кусочек для любого застройщика: находясь аккурат между поселком ГЭС и Новым городом, рядом с Набережночелнинским проспектом, главной магистралью города, место выглядит в перспективе идеальным вариантом для постройки жилого массива. ЗЯБ в своё время считали городом в городе, в котором люди могли жить, работать, заводить семью и воспитывать детей, не выходя за пределы территории. 

Не удивительно, что практически сразу после банкротства «КамгэсЗЯБа» его имущество начали раскупать все кому не лень: ООО «Рона» выкупило продукцию, сырье и материалы со складов, а также станки; «СтройСнабРегион» — тракторы, погрузчик и бульдозер. А вот территория завода в 29 га отошла компании «Каен» (которая, кстати, появилась всего за месяц до начала аукциона), входящей в «Ак Барс Холдинг». Сумма сделки — 419 млн рублей. 


Наша справка

История «КамгэсЗЯБа» начинается в 1962 году. Тогда он обеспечивал стройматериалами растущую Нижнекамскую ГЭС, а затем снабжал своей продукцией строительство КАМАЗа и Набережных Челнов. С развалом СССР продукция завода становилась менее востребованной на рынке, а производственные мощности с каждым годом теряли конкурентоспособность.

Кризис 2008 года пошатнул и без того не самое крепкое положение предприятия, вынудив его залезать в долги на сотни миллионов. Позднее один из главных кредиторов завода «АК БАРС» взял его под своё крыло и попечение, пытаясь вернуть к жизни один из столпов автограда. Ничего не вышло, и в 2020 году «КамгэсЗЯБ» объявил себя банкротом, а в 2021 году с аукциона продали всё его имущество. 


Мертвый завод станет живым комплексом

Пейзажи на подъездах к «КамгэсЗЯБу» удручают. В глаза сразу же бросается потрепанная временем, серьезно проржавевшая легендарная стела с названием уже не существующего завода. Рядом реклама товаров и услуг, которые больше никто не предоставит. За покосившимися заборами с отпавшей в некоторых местах колючей проволокой виднеются заброшенные кирпичные коробки с зияющими дырами на месте окон. На фоне слышен бесперебойный лай бродячих собак. Везде чувствуется упадок и запустение. 

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о КамгэсЗЯБ

Вход на заводской комплекс перекрыт воротами. Дальше КПП нас не пропустили — закрытый объект, как нам заявила охрана. Сказали звонить «главному» и просить разрешения у него. Увы, гендиректор ООО «Каен» Ильдар Шагитов, как и его заместитель, не сумели приехать и сопроводить нас по комплексу. А о том, какие работы сейчас ведет их компания, давать комментарий по телефону тоже не стали. Впрочем, с пустыми руками мы не ушли — нам удалось узнать от работяг и жителей окрестных территорий, что на заводе сейчас, судя по всему, начинают сносить первые здания. Демонтаж разделен на несколько этапов, но какие постройки в первую очередь превратятся в груду камней, уточнить не смогли.

На публичных слушаниях в мае застройщик говорил, что не собирается делать в новом комплексе очередной «человейник» с плотной застройкой и машинами под окнами домов. Между высотками создадут приличное расстояние, а парковочные зоны расположат на окраинах. Дома планируют строить от 7 до 16 этажей. Чем ближе к парку, тем меньше высота. Застройщик также обещает сохранить яблоневый сад ЗЯБи, статую оленя и бюст Ленина. Проект планируют реализовать в девять очередей, или этапов. Первая возьмет начало от железной дороги, в неё включены часть жилого квартала, детский сад и парк. 

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о «КамгэсЗЯБ»

Разработчики считают, что за счет множества входов на территорию и бульваров, которые будут направлять горожан, основной трафик станет пешеходным и продолжится за пределами, а именно в городе. У участка уже есть четыре входа, которые в проекте умножат в два раза. Дворы по современным тенденциям планируют без машин. Соотношение жителей и парковочных мест — 7 356 к 2 400.

Борьба за память

Еще в сентябре экс-гендиректор «КамгэсЗЯБа» Фарит Салимгареев провел для челнинцев и наших коллег из ТатарстанДа экскурсию по опустевшему предприятию. Тогда-то он и сообщил, что никогда не мог подумать о том, что здесь, на месте завода, появится очередной жилой комплекс. ЗЯБ, по его мнению, обанкротили целенаправленно, чтобы продать территорию застройщикам. 

— Завод был на месте, у него были достаточные объемы, хорошая готовность, он бы еще много лет поработал на благо [города]. К сожалению, 30 гектаров земли в центре города нужно кому-то другому отдать. Когда другие заводы сносят, там территории пустуют, ничего нет и много лет ничего не делают. А тут понятно, чьи аппетиты, — рассказывал он. — Работники плохо отнеслись к закрытию. Я встречаюсь с рабочими, бывшими руководителями — все говорят, что как же допустили, что завод обанкротили? Желающих обанкротить завод было много, даже когда я руководил, но мы такого не допустили и не допустили бы, если бы продолжали работать.

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о КамгэсЗЯБ

Главные причины банкротства Салимгареев видит в некомпетентности руководства завода, которое заботилось о своем кошельке, нежели об условиях труда и модернизации производства, и в бездействии городских властей, которые не сделали ничего для спасения ЗЯБ. Он признает: избежать постройки ЖК не получится. Но ведь можно использовать свободные здания и корпуса в качестве выставочного центра или же развлекательного комплекса для детей — внуков первостроителей города и работников ЗЯБ. 

— Было бы желание. Но желание одно, а квадратные метры — другое. Благо сети, газ, электроэнергия, канализация есть — золотое место, — с грустью подытожил он. 

О важности сохранения памяти о ЗЯБ говорят и активисты группы «Вне комплекса», которые с весны стремятся увековечить хоть что-то от предприятия. Свой взор они бросили на одну из построек из красного кирпича, внутри которой можно обустроить уютный и красивый музей, посвященный истории завода. Впрочем, на момент интервью одна из руководителей организации Дарья призналась, что точного концепта и планов по постройке музеев у них нет. 

— Мы сейчас находимся на той ступени, когда решаем, что можно на территории оставить. Мы для себя выделили объекты: водонапорная башня, котельная, цеха — всё рассматриваем. Нам нужно найти вариант, который идеально бы вписался в жилую застройку, не вызывал бы отторжения у жителей. Если мы нащупаем, то сделаем уникальное лицо этой застройки, — уточнила активистка. 

Блюз ушедшей эпохи, или как челнинские активисты пытаются сохранить память о КамгэсЗЯБ

В отличие от других новых, но вместе с тем безликих комплексов, у «Каена» есть возможность сделать что-то уникальное, памятное, с нотками ностальгии по старому: это может проявляться как в архитектуре, так и в наполнении территории памятниками и отсылками к прошлому, которые олицетворяли бы историю. В ближайшее время активисты хотят позвать экспертов из других городов, в которых нечто подобное удалось реализовать. 

Женщина попросила отметить, что их цель — найти идею, которая бы понравилась и людям, и застройщику. Для последнего эта идея должна быть еще и выгодной, способной приносить прибыль. Активисты не хотят «застолбить» постройку, как это многие видят, а лишь найти консенсус с застройщиком. 


Авторы материала: Владислав Паймулин, Ксения Антонова


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *