«Цацок больше, смысла меньше»: священнослужитель Андрей Ткачев поделился со студентами КФУ неутешительными прогнозами для далекой от религии русской цивилизации

Богослов рассказал
Богослов рассказал, что возрождение России возможно с помощью решения духовных
проблем, из-за которых люди потеряли вкус жизни и желание идти вперед.

На сегодняшний день в стране можно насчитать огромное количество действующих капитальных церквей и храмов. В отличие от недавних времен даже в каждой больнице, воинской части, тюрьме или военном училище присутствуют храмы – кафедральные, простые приходские и монастырские. Проблема существует с сооружениями лишь в гимназиях, институтах и вузах. По словам священнослужителя Русской православной церкви Андрея Ткачева, это единственное тяжелейшее место, куда с огромными сложностями проникает религия.

«Цацок больше, смысла меньше»: священнослужитель Андрей Ткачев поделился со студентами КФУ неутешительными прогнозами для далекой от религии русской цивилизации

— Церковь — это точка силы, которая многое в тебе меняет. В это время у человека возникает полная переоценка ценностей. То, что раньше он любил всей душой, начинает презирать и ненавидеть. А то, что ранее не замечал, становится ему интересным. Больницы, например, чрезвычайно частое место, где люди находят Бога. Когда ты бегаешь, носишься, а потом вдруг ложишься и боишься, что не встанешь… Человек существо подсудимое, и он знает, что во многом виноват. Но, к сожалению, если те же храмы и есть в университетах, то они выполняют исключительно декоративную функцию, — отметил миссионер.

Проповедник провел беседу со студентами Казанского федерального университета. Ключевыми тезисами в его выступлении стали волнения за молодое поколение и русское общество в целом, его иллюзорное следование западным тенденциям и убеждение в вымышленном цифровом прогрессе, который отнял у людей души.

«Люди продолжают бегать от самых жгучих вопросов современности»

Многие родители в сегодняшних реалиях отказываются крестить ребенка, списывая это ответственное решение на него самого. Вырастит – примет решение самостоятельно. Данную точку зрения исповедует огромное число людей. У вас наверняка были те самые панические моменты, когда, приходя в товарное изобилие, например, в супермаркет или торговый центр, разбегались глаза от увиденного. Даже если приход туда был бесцельным, количество порождает желание взять что-нибудь эдакое. Так и в религиозном отношении. Как выбирать между тем же католицизмом и православием? Суть одна – даже если человек волен стать атеистом, для этого необходима весомая кладезь знаний. Даже у Герцена, не самой доброй фигуры нашей истории, были моменты, когда он простаивал полночи на коленях перед распятием.

— Большинство людей относит себя к той или иной религии по факту родства. Однако человек обязан сознательно и осознанно пропустить сквозь себя выбранную религиозную традицию и дать ряд ответов на самые жесткие вопросы. Только чтобы все изучить, жизни не хватит. Между тем, это и есть условие настоящего выбора. Если у меня рождается дочь или сын, им же получается нужно до момента сознательного возраста заниматься изучением всех существующих религий, попадающих в поле нашего зрения. Таких людей я еще не видел, их просто нет. Как вообще мы можем сознательно что-либо выбирать, если ничего не знаем? – возразил модератор встречи.

«Цацок больше, смысла меньше»: священнослужитель Андрей Ткачев поделился со студентами КФУ неутешительными прогнозами для далекой от религии русской цивилизации

Все самое огненное, тонкое, но вместе с тем нервущееся, острое и опасное, вдохновенное и горячее располагается в области религии, где современный человек «добровольно дебилен», признается Ткачев. Он скользит по поверхности и пытается как можно быстрее съехать в сторону, потому что чувствует, что именно здесь есть вопросы, с которыми станет труднее жить. Правда, как бы человек не убегал от них, встреча эта заведомо предрешена.

— Величайшая антропологическая вещь, которая доказывает, что мы обнищали до края – это неумение петь. Вам всем известно, что для этого нужно особое настроение духа? Поющий человек от не поющего отличается как сокол в небе от курицы во дворе. Наши люди всегда пели. Работали и пели. Ямщик, к примеру, будь он пьяный или трезвый, замерзший или согретый – сидел и пел длинные, нудные мелодии. Если баба качала ребенка, она, конечно, пела. Народ делал это во всех житейских ситуациях. И это означает, что они жили. Когда человек поет, он, собственно, и живет. Сейчас у всех душа оглохла, — утверждает спикер.

«Мы деградируем в полной уверенности, что развиваемся»

Мы уверены, что находимся на пути прогресса, но на самом деле – величайшего регресса. Если взять все философские школы мира и сложить их в кучу, не получится ни одного Аристотеля. Если слепить всех философов на белом свете – не выйдет Платон, он останется недостижимом в своей глубине и сущности. Баховские вещи отныне репетируют в консерваториях годами, хотя раньше немецкие студенческие коллективы, пьянствующие по вечерам и устраивающие дуэли ради потехи, разучивали все за пару дней. А реконструкция исторических зданий длится дольше, чем когда-то строился голыми руками самый красивый храм христианского мира — Святой Софии. Где прогресс?

«Цацок больше, смысла меньше»: священнослужитель Андрей Ткачев поделился со студентами КФУ неутешительными прогнозами для далекой от религии русской цивилизации

— Мы глупеем, пустеем, а потом вынуждены спросить о том, зачем прошла наша жизнь. Русский народ — это вообще тот же народ? А как жить, когда твой ребенок получает мощный заряд пропаганды от взрослых и заявляет о том, что он, предположим, больше не будет мальчиком. Он хочет быть девочкой, а мама с папой обязаны сделать все, чтобы купить ему таблетки для гормонального перехода. Мы то уверены, что движемся вперед. Технически отсталые белолицые папуасы жили очень несчастной и странной жизнью, считаем мы. У них не было ничего из того, что есть у меня: горячей воды в кране, городского транспорта и айфона. А ведь все совершенно наоборот, — уверен священнослужитель.

Гость республики привел в пример занимательную историю. Так, одна женщина-музыковед писала ученую работу на тему развития русской духовной музыки от знаменного, крюкового пения до Литургии Рахманинова. Начала погружаться в эту сферу, 3-4 года провела в предметном изучении, а в конце сменила первое слово названия на «деградация».

«Цацок больше, смысла меньше»: священнослужитель Андрей Ткачев поделился со студентами КФУ неутешительными прогнозами для далекой от религии русской цивилизации

— Это техническое усложнение и духовное опустошение. Цацок больше, смысла меньше. На самом деле, это движение в сторону конца света. Еще сто лет назад можно было пить кружками из каждой речки. Не было понятия борьбы за экологию. На 100 браков 70 распадается, на 10 зачатий 5 убиваются. Мы начинаем сомневаться в том, бинарен ли мир. Люди допускают помыслы о каких-то гендерах, а все богатство мира описывается с помощью нуля и единицы, — резюмировал Ткачев.

В конце речи священник признался, что на самом деле верит в религиозное возрождение человечества. Возможно, в рамках нашей цивилизации еще возможен ренессанс, который положительно отразится на психическом здоровье жителей, укреплении семьи, всплеске рождаемости и творческим отношением к труду.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *