«Что такое 300 миллионов рублей на всю страну на поддержку межнациональных отношений? Это ничто!»

За последние десять лет в России существенно снизилось число конфликтов
За последние десять лет в России существенно снизилось число конфликтов,
проявления ксенофобии, языка вражды в медиапространстве. Однако укреплению мира
и согласия в нашей стране все ещё недостаёт финансирования.

Депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов посетовал, что межнациональной политике в России не хватает внимания к недостатку мечетей в Москве и денег на развитие многоязычности. Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин отметил, как в последнее время в медиапространстве в России стало меньше языка вражды и ксенофобии. А председателя Общественной палаты Татарстана Зилю Валееву задел доклад эксперта Елены Мчедаловой, которая заявила, что имамы в России занимаются ресоциализацией освобожденных из тюрем по клановому принципу. 

Эти и другие вопросы обсуждались в Казани, на международной научно-практической конференции «Российский ислам как фактор укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия».

«Что такое 300 миллионов рублей на всю страну на поддержку межнациональных отношений? Это ничто!»

Конференцию своим докладом открыл Владимир Зорин. 

— Тема этноконфессиональных отношений была включена в программу майских указов президента в 2012 году и продолжает оставаться в центре внимания на самом высоком уровне до сегодняшнего дня. На протяжении 2010-ых годов основными инновациями в сфере национальной государственной политики стали восстановление этнокультурного суверенитета Российской Федерации и возвращение государства в сферу этнополитики. Вся проведенная работа позитивно сказалась на межнациональном климате, на профилактике экстремизма, терроризма. Можем констатировать, что проведённая работа в органах власти, институтов гражданского общества, научного сопровождения — за эти годы её результаты носят положительную динамику, меньше стало конфликтов, проявления ксенофобии, языка вражды в медиапространстве, особенно в публичной сфере, — заявил Зорин.

Спикер также рассказал, что в России законы и модель межрелигиозного сотрудничества не позволяют гражданам России пренебрегать уважением к убеждениям и вере людей. 

— Только с помощью конструктивно налаженного диалога мы можем победить религиозное невежество, экстремизм, вербовки в террористические группировки, что способствует гармонизации межрелигиозных отношений и стабильности нашего общества. Наша модель межрелигиозного сотрудничества не позволяет и действующие российские законы не позволяют гражданам России, нашему обществу неуважительные высказывания о вопросах веры, убеждения людей в Российской Федерации, — рассуждал гость из Москвы.

«Что такое 300 миллионов рублей на всю страну на поддержку межнациональных отношений? Это ничто!»

Докладчик подчеркнул важность религиозной веры в национальной идентичности граждан России. 

— Можно определенно сказать, что религиозная вера послужила формированию уникальной культуры наших народов, обладающих неповторимым колоритом и легла основой национальной идентичности граждан многих стран. И сегодня религиозная вера является источником вдохновения, истинных устремлений людей, нацеленных на обеспечение благополучия и процветания родной страны, — говорил Зорин.

Депутат Ильдар Гильмутдинов своё выступление начала с негативного примера, как не нужно в стране выстраивать межнациональную и межрелигиозную политику, то есть с Украины. 

— Та ситуация, которая там [в Украине], как раз яркий пример как нельзя и не нужно взаимодействовать в области культуры, традиций, истории, языка. Всё, что было нарушено — нарушено. В итоге получили то, что получили, — сказал депутат.

Далее Гильмутдинов рассказал о своей личной сфере ответственности, а именно о реконструкции в Казани Петропавловского собора и мечети Иске Таш как пример грамотной и взвешенной религиозной политики в целом в Татарстане. 

— У нас в Казани я сам координирую деятельность восстановление наших двух уникальных объектов — Петропавловский собор и мечеть Иске Таш. На следующий год мы эту мечеть вернём в первозданном виде. Также мы сделали с Апанаевской мечетью. Ну и Петропавловскому собору требуется ещё несколько лет. Это всё делается за счет федеральных денег, — заявил Гильмутдинов.

Он также посетовал, что в стране огромное количество муфтиятов, и не все они склонны дружить друг с другом, что в Москве не хватает мечетей.  

«Что такое 300 миллионов рублей на всю страну на поддержку межнациональных отношений? Это ничто!»

— Нам бы нужно, чтобы центральные мусульманские организации шли по пути объединения. А то всё разбегаемся и ничего от этого положительного мы не получаем. В своей работе постоянно взаимодействую с этими организациями и вижу недопонимания в этом вопросе. Есть вопросы по Москве. Не хватает мечетей. Это доставляет сложностей. Народа много, а мечетей мало, — считает Гильмутдинов.

После этого парламентарий покритиковал госпрограмму по национальной политике за её слабую обеспеченность деньгами. 

— Есть инструмент, которым мы не очень эффективно пользуемся. У нас есть госпрограмма по национальной политике в Российской Федерации. Ее модерирует Федеральное агентство по делам национальностей. Но я считаю, что там очень недостаточно средств… Я считаю, что очень нужны средства в эту госпрограмму, чтобы через неё была поддержка интересных проектов, которые есть у наших религиозных организаций в образовательной сфере и по другим направлениям, в социальной сфере. И было бы здорово, чтобы это госпрограмма поддерживала… Но пока там явно недостаточно денег. Как явно в этой программе недостаточно средств на поддержку нашего многоязычия — копейки, практически. Не хватает средств на поддержку субъектов. Ну, что такое 300 млн рублей на всю страну, на 85 субъектов на поддержку межнациональных отношений из федерального центра? Я бы сказал, что это ничто! — заявил Гильмутдинов.

По его словам, возможность разговаривать на родном языке — базовая ценность каждого народа, которой нельзя пренебрегать. 

— Самая острая, самая проблемная на сегодня у нас тема — если человек чувствует, что его язык не развивается, не сохраняется, традиции и культура исчезают, то конечно, это конфликтная ситуация. Мы не должны этого допустить. Каждый народ в этом должен себя чувствовать комфортно, — убеждён Гильмутдинов.

«Что такое 300 миллионов рублей на всю страну на поддержку межнациональных отношений? Это ничто!»

Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Елена Мчедалова выступила с весьма пространным докладом «Ислам в эпоху трансформаций: новые образы и практики». Доклад основан на различных социологических опросах и на анкетировании. Правда, выводы выглядели весьма расплывчатыми. Мчедалова по завершению своего доклада поделились опытом исследования того, как мусульманские общины и исламские иерархи участвуют в процессе ресоциализации освободившихся из тюрем людей. 

— Имамы ряда общин в ряде регионов России участвуют в процессе ресоциализации. Это те люди мусульманского происхождения, которые долгое время находились в местах заключения. Имамы их встречают, наставляют на путь истинный, воссоединяют с родственниками, оказывают помощь в трудоустройстве. Это новая практика вхождения людей в обычную жизнь. Это характерно именно для мусульманских общин, где у них проявляется клановость, — заявила она.

С фразой о клановости не была согласна Зиля Валеева, председатель Общественной палаты Татарстана. Ведь по словам Мчедаловой получается, что в России ресоциализацией занимаются только мусульманские общины и делают это исключительно в угоду своих частных, клановых интересов и потребностей. 

— У нас в Татарстане работает Центр ресоциализации и адаптации. Да, возглавляет его наш председатель ОНК, член Общественной палаты, сам исповедующий ислам. Но программа ресоциализации ведётся с людьми, которые всё ещё находятся в заключении. Но в этой работе среди спонсоров, которые поддерживают эту работу — представители всех национальностей, в самом составе работающих — тоже представители всех национальностей. И, самое главное, в программе их ресоциализации участвуют представители всех национальностей, которые, к сожалению, оказались в местах заключения. У нас нет клановости, — вторила Мчедаловой Валеева.

«Что такое 300 миллионов рублей на всю страну на поддержку межнациональных отношений? Это ничто!»

Зорин обратился с уточняющим вопросом к Мчедаловой, исследовала ли она деятельность по ресоциализации у мусульманских общин в Татарстане? И когда она заявила о клановости, имела ли она в виду Татарстан? 

— В Мордовии проводили исследование… в Самарской области, в Калужской области, — уточнила Мчедалова. 

Она же ответила Валеевой, что в Татарстана в среде мусульманской общины клановости нет, хотя исследования по соответствующему направлению ещё не сделано.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *